Здравоохранение

Информационно-консультационная деятельность в аптеке

  • 22 ноября 2015
  • 1182

Несмотря на большое количество документов нормативная база, регулирующая оказание информационной фармуслуги, недостаточно сформирована и требует дальнейшей доработки. Существует проект профессионального стандарта «Специалист в области фармации», который описывает трудовые функции и действия, характерные для организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность, в т. ч. информационные услуги фармспециалистов. Этот документ нельзя рассматривать как нормативный акт, но его можно использовать в качестве ориентира в профессии. В настоящий момент он проходит общественное обсуждение. Ознакомиться с текстом документа можно по адресу: http://regulation.gov.ru/projects.

На международном уровне один из основных документов, обеспечивающий оказание информационной услуги, – правила GPP (Good pharmacy practice – «Надлежащая аптечная практика»), действующие за рубежом на уровне розничного звена. Раздел «Требования надлежащей аптечной практики» гласит: «Каждый элемент, аптечной услуги должен быть ориентирован на конкретного потребителя, четко определен и эффективно доведен до каждого из участников фармацевтического консультирования».

На федеральном уровне существует несколько нормативных документов, регламентирующих правила оказания населению услуг, в т. ч. и информационно-консультационных.

ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения» закрепляет термины и определения понятий в области стандартизации и управления качеством услуг, оказываемых населению. Но ГОСТ Р 50646-2012 не определяет алгоритм, объем и качество оказания различных видов услуг, в т. ч. и информационно-консультационной услуги.

Общероссийские классификаторы определяют перечень услуг, оказываемых населению, в т. ч. аптечными организациями. Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002-93 (утрачивает силу с 1 января 2016 г.) в разделе «Медицинские услуги, санитарно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги» выделяет услуги аптечных подразделений, но четкого перечня таких услуг нет, кроме оформления заказов на покупку очков, оправ, лекарств по рецепту и доставки их на дом.

В разделе «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) перечислены виды услуг, оказываемые в т. ч. в аптечных организациях (предприятиях): доставка лекарств на дом; индивидуальное изготовление и ремонт изделий очковой оптики; прокат изделий медицинского назначения и предметов ухода за больными. Консультативные услуги по здоровому образу жизни относятся только к услугам медицинского направления. Раздел «Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» включает в себя изготовление аптеками лекарственных средств и розничную торговлю медицинскими товарами и ортопедическими изделиями, изделиями медицинской техники, косметическими и парфюмерными товарами и др. Однако ассортиментные группы, которые может реализовывать аптека, представлены не полностью.

Ни в одном из классификаторов информационно-консультационная услуга не отражена в полной мере. Роль работника аптеки как консультанта по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов и одного из участников процесса лечения, к сожалению, также не в полной мере отражена и других в нормативных документах.

Еще только документ, который способствует организации фармацевтического консультирования – постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров», которое определяет основные виды и типы информации, которые обязан представить сотрудник аптеки потребителю по следующим группам товаров аптечного ассортимента. Данный документ наиболее полно характеризуют необходимый минимальный объем предоставленных информационно-консультационных услуг, которые должны оказываться потребителям в аптечных организациях.

Согласно этому постановлению сотрудник аптечной организации обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация обязательно должна содержать:

– наименование товара;

– наименование страны происхождения товара (для импортного товара);

– сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством РФ о техническом регулировании;

– сведения об основных свойствах товара и др.

На уровне аптеки фармконсультирование нормируется документами, разработанными в самой аптеке или поставщиками:

– алгоритмы для конкретной фармакологической группы или для конкретного лекарственного препарата;

– рекомендации для сотрудников, как правильно обеспечить процесс покупки («карты вежливости»).

Внутренние регламентирующие документы носят рекомендательный характер и не учитывают многих факторов, оказывающих влияние на процесс консультирования (возраст и пол посетителя, мотив покупки, специфику запрашиваемого товара и т. п.).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.