Какие средства фармацевт может предложить от дисбиоза

В кишечнике здорового человека сосуществуют более 300 видов различных микроорганизмов: бифидобактерии, лактобактерии, непатогенная кишечная палочка и многие другие.

Однако при дисбактериозе микрофлора кишечника может быть источником инфекции, приводить к сенсибилизации организма, снижать противовирусную защиту и местный иммунитет.

Причины дисбактериоза

Дисбактериоз всегда является вторичным состоянием. Поэтому надо найти его первопричины. Основными из них являются различные заболевания ЖКТ, особенно связанные с нарушением кишечного всасывания, нерациональное питание, антибиотикотерапия.

Развитию дисбактериоза способствуют воспалительные заболевания пищеварительного тракта (заболевания желудка, протекающие с ахлоргидрией кишечника, поджелудочной железы, печени, резекция желудка и тонкой кишки, нарушение перистальтики, в частности стаз в толстом кишечнике), нерациональное питание и терапия, эндокринные нарушения.

Причинами дисбактериоза могут быть также болезни почек, В12- и фолиеводефицитные анемии, злокачественные новообразования, аллергия. Дисбактериозы и вторичные иммунодефицитные состояния формируются в условиях возрастающего вредного воздействия окружающей среды на организм человека, под воздействием стрессов, ионизирующей радиации.

Что делать…

Необходимо найти и вылечить те заболевания, которые привели к нарушению микробного состава в кишечнике. Параллельно с этим проводят коррекцию питания с помощью пищевых волокон и кисломолочных продуктов. Диета должна быть полноценной по калорийности и содержанию основных необходимых организму ингредиентов. Рацион рекомендуется дополнить изделиями из кукурузы, ржи, гречихи, проса, а также капустой, морковью, кабачками, томатами, огурцами, свежими фруктами, соками без консервантов, орехами.

Следует ежедневно употреблять кисломолочные продукты, содержащие живые бифидобактерии, лактобактерии и бифидогенные факторы, обеспечивающие нормальный рост и жизнедеятельность микроорганизмов кишечника.

Однако этого может быть недостаточно для ликвидации кишечного дисбактериоза, и в ряде случаев приходится назначать специфическую медикаментозную терапию.

Активируйте доступ к журналу «Новая аптека» и читайте проверенные экспертами статьи:

… и что поможет

Для коррекции дисбактериоза сейчас широко применяются лекарственные препараты и биологически активные добавки к пище (БАД), положительно влияющие на состав кишечного микробиоценоза – пробиотики. Пробиотики – это живые микроорганизмы, благоприятно влияющие на здоровье человека, нормализующие его кишечную микрофлору. Их широко используют в производстве БАД, йогуртов и других молочных продуктов, а также лекарственных препаратов.

Микроорганизмы, входящие в состав этих продуктов, должны быть непатогенными, нетоксичными, а также сохранять жизнеспособность при длительном хранении.

Пробиотики должны соответствовать следующим требованиям:

• оказывать положительное действие на организм хозяина;

• не вызывать побочных эффектов при длительном применении;

• обладать колонизационным потенциалом, т. е. сохраняться в пищеварительном тракте до достижения максимального положительного эффекта (быть устойчивыми к низкой кислотности, желчным кислотам, антимикробным токсинам и ферментам, продуцируемым патогенной микрофлорой);

• обладать стабильной клинической эффективностью; вместе с тем технология их получения должна быть не сложной.

При дисбактериозе могут применяться лекарственные средства и БАД, содержащие обычных обитателей кишечника, в т. ч. бифидо- и лактобактерии, а также микроорганизмы, которые в норме в кишечнике человека не обитают (например, Bacillus cereus IP 5832 или Saccharomyces boulardii).

Эти препараты могут быть монокомпонентными, т. е. включать только один вид микроорганизмов, или многокомпонентными (включать несколько видов).

Положительный эффект на кишечную микрофлору оказывают Lactobacillus (L.) acidophilus, L. GG, L. fermentum, Strepto- (Entero-) coccus faecium SF68, Streptococcus (S.) termophilus, Bifidobacterium (B.) bifidum. В связи с этим для коррекции дисбактериоза кишечника целесообразнее всего использовать многокомпонентные средства.

В помощь микроорганизмам

Продвигаясь по пищеварительному тракту, микроорганизмы из пробиотических средств сохраняют свою жизнеспособность и обеспечивают временное полезное воздействие на микрофлору кишечника, модифицируя ее состав и метаболическую активность. Эффективность пробиотиков зависит от многих факторов: их состава, состояния микрофлоры организма человека, образа жизни и др.

Выживаемость бактерий в ЖКТ повышается при одновременном приеме пищи, которая не только снижает кислотность желудочного содержимого, но и создает благоприятные условия для питания микроорганизмов. Несмотря на то, что после приема бактерии обнаруживаются в стуле в срок от одной до трех недель, колонизирующая способность бифидо- и лактобактерий в кишечнике невысока. Поэтому для достижения стойкого положительного эффекта от их применения, содержащие их препараты следует принимать непрерывно в течение длительного времени.

Повышению выживаемости и колонизирующей способности в кишечнике живых бактерий, т. е. избирательной стимуляции роста и активации метаболизма лакто- и бифидобактерий, поможет одновременный прием пробиотиков с пребиотиками. В особую группу пребиотиков выделяют препараты, содержащие метаболиты микроорганизмов (дисахариды, органические кислоты) и другие стимуляторы размножения нормальной микрофлоры.

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»