text
Портал для медицинских работников

Информация для провизора: проблемы поведения детей

  • 16 января 2016
  • 101

У детей, перенесших перинатальные повреждения нервной системы, неврологическая симптоматика на первом году жизни зачастую проявляется либо кратковременно и в легкой форме, либо полностью отсутствует.

В последующие возрастные периоды развития ребенка, особенно в критические, под воздействием психоэмоциональных и физических нагрузок, выявляется отсроченная манифестация церебральных и психоэмоциональных нарушений. В связи с этим профилактика подобных состояний у детей и – при возникновении – их коррекция в максимально ранние сроки очень важны.

В последние десятилетия отмечается неуклонный рост количества детей, которые испытывают трудности в обучении из-за снижения каких-либо составляющих интеллекта: восприятия, памяти, процессов анализа и синтеза, внимания, скорости психомоторной деятельности. При этом плохая успеваемость не является результатом неспособности к обучению, а вызывается кумулятивным эффектом пропуска важных блоков информации.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Самым распространенным пограничным нарушением поведенческой деятельности является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – повышенная, не соответствующая возрасту степень невнимательности и импульсивности, с явлениями гиперактивности или без таковых. Он встречается, по данным различных исследований, от 2 до 28%. Мальчики страдают этим состоянием в 4 раза чаще, чем девочки. СДВГ влечет за собой ряд психологических особенностей, которые могут негативно влиять на важнейшие области жизнедеятельности, в т. ч. образование, семейную жизнь, самодостаточность и т. д.

Основные симптомы СДВГ: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Выделяют 3 варианта СДВГ: синдром, сочетающийся с гиперактивностью и дефицитом внимания; синдром дефицита внимания без гиперактивности; синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Учеными было доказано, что управляющие функции распределения и поддержания внимания, рабочая память, планирование, подавление неадекватных реакций, подвижность установок находятся в лобных отделах головного мозга, при дисфункции которых происходит нарушение ответного ответа, снижение логической и вербальной рабочей памяти, недостаточность планирования, снижение способности оценивать совершенные ошибки, недостаточность осмысления информации при слушании и чтении, неадекватная самооценка, уменьшение гибкости реагирования.

Причины формирования пограничных форм интеллектуальной недостаточности и нарушений познавательных функций в настоящее время основательно не изучены. Основную роль при этом отводят нарушению регуляции кислородозависимых систем энергообеспечения, вследствие чего снижаются стрессоустойчивость и компенсаторно-приспособительные возможности организма. К этому могут привести различные патологические факторы, в т. ч. перинатальный (прежде всего внутриутробная гипоксия плода), инфекционный, токсический, генетический, обменный и другие. Развитие механизмов мозгового обеспечения познавательной деятельности, которые создают готовность к началу системного обучения, происходит в возрасте 6–7 лет. Именно в этот период происходит нарастание и проявление симптомов СДВГ. Дети легко отвлекаются, у них отмечаются утомляемость и забывчивость. При этом возникают проблемы с чтением, письмом, счетом (дислексия, дисграфия, дискалькулия соответственно). Однако не каждый человек с чрезмерной гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью страдает СДВГ. Так как большинство людей иногда бывают дезорганизованными и забывчивыми, возникает вопрос: как специалисты определяют, имеет ли ребенок СДВГ или нет.

В связи с тем, что у каждого ребенка время от времени возникают такие проблемы, для выявления СДВГ нужно, чтобы подобное поведение было неприемлемым для человека данного возраста. Проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 7–8 лет, и длиться, как минимум, 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать тяжелые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться.

Также необходимо отметить особую группу – это дети в возрасте от года до трех лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Описываемая “болезнь роста”, являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии.


Ребенок и стресс

И, конечно, необходимо помнить, что в любом возрасте возможно возникновение стрессовых ситуаций. В современных условиях стресс, гиподинамия, высокие интеллектуальные нагрузки, психоэмоциональное напряжение приводят к быстрому утомлению, которое, являясь, по сути, физиологичным явлением, часто вызывает истощение процессов высшей нервной деятельности. К подобным состояниям могут привести нерациональное скудное питание, плохо организованный сон, неразрешенность детских проблем и т. д. Необходимо не только по возможности устранять стрессовые факторы, но и дифференцировать их как физиологические и психологические. Кроме того, и родителям, и педагогам необходимо научиться, хотя бы на элементарном уровне, диагностировать признаки стрессового состояния у детей. Надежными ориентирами при определении психоэмоционального состояния ребенка для педагогов, психологов и родителей могут быть проявляемые детьми чувства бодрости, радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

  • плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит;

  • усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко;

  • малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по любому поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным;

  • рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, “жмется” к ним;

  • состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству;

  • иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита;

  • признаками стрессового состояния ребенка являются также не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи;

  • некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения;

  • расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Наличие этих симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Коррекция и лечение

Коррекция и лечение пограничных интеллектуальных нарушений проводятся индивидуально в соответствии с выраженностью нарушений и наличием сопутствующих заболеваний.

Существуют немедикаментозные и медикаментозные методы лечения таких состояний. Немедикаментозная терапия включает: правильную организацию отдыха и труда, соблюдение распорядка дня, рациональное питание, занятие физической культурой, психотерапию, физиотерапию, массаж, иглорефлексотерапию (по показаниям), водолечение и бальнеотерапию.

Назначение медикаментозной терапии проводится по следующим основным принципам: в комплексе с немедикаментозными средствами или при неэффективности последних; медикаментозную терапию следует начинать с наиболее известных и обладающих наименьшими побочными действиями препаратов; в связи с длительным лечением не следует назначать сразу много лекарственных препаратов; один лекарственный препарат постепенно сменяется другим, таким образом, чередуются различные методы воздействия на организм.

“Стартовой” в лечении большинства пограничных психоэмоциональных состояний является фитотерапия, которая регулирует торможение и возбуждение центральной нервной системы. Транквилизаторы, которые назначаются с целью уменьшения невротических проявлений (страха, тревоги, боязни), обладают вегетотропным свойством, дают хороший эффект при функциональных кардиопатиях (экстрасистолиях, кардиалгиях), сосудистых дистониях (устраняют лабильность АД), облегчают засыпание. Однако следует отметить, что многие из этих препаратов имеют возрастные ограничения и ряд побочных эффектов (явления гиперседации, миорелаксация, “поведенческая токсичность”, “парадоксальные” реакции, психическая и физическая зависимость). Нейролептики обладают вегетотропным свойством, антипсихотической и антифобической активностью, уменьшают реакцию на внешние раздражители. Основными побочными эффектами препаратов данной группы являются нейролептический паркинсонизм, острые дистонии, акатизия, поздние дискинезии. У детей при неэффективности транквилизаторов чаще применяют нейролептики “мягкого действия”, обычно хорошо переносимые пациентами. Антидепрессанты назначаются в детском возрасте с крайней осторожностью. Они снимают невротические проявления в виде астении, депрессии, уменьшают тоску, улучшают настроение. Препараты данной группы имеют возрастные ограничения и побочные явления (бессонница, возбуждение, мания, возможны галлюцинации и др.). Применяют как одни антидепрессанты, так и в комбинации с транквилизаторами и нейролептиками, которые показаны при повышенной раздражительности, вспыльчивости и нарушении сна.

Препараты, улучшающие микроциркуляцию сосудов головного мозга, применяются в комплексной терапии в случае снижения памяти, интеллекта, головной боли. Также к “'стартовой”' терапии можно отнести ноотропные препараты в комплексе с энерготропной терапией, препаратами L-карнитина. Подобное сочетание, благодаря нейрометаболическому, нейротрофическому и нейропротекторному эффектам, улучшает обменные процессы в нейронах, увеличивает использование глюкозы и кислорода мозгом, повышает его устойчивость к гипоксии и действию токсических веществ. Активизируются интеллектуальные функции, улучшаются показатели слуховой, вербальной и зрительной памяти, увеличивается активность внимания, снижается утомляемость и рассеянность, улучшаются энергетические процессы и кровоснабжение головного мозга.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.