Фармкружок: почему меняется микрофлора кишечника

Под синдромом избыточного бактериального роста (СИБР) в тонкой кишке понимается патологическое состояние, характеризующееся ее повышенным заселением преимущественно фекальной микрофлорой, а также хронической диареей и мальабсорбцией, в первую очередь жиров и витамина В12.

У 30% здоровых людей тонкая кишка в норме почти стерильна, у остальных имеет низкую плотность заселения бактериями (ПЗБ). По мере приближения к ободочной кишке ПЗБ увеличивается. В дистальном отделе подвздошной кишки обнаруживается микрофлора фекального типа: энтеробактерии, стрептококки, анаэробы рода бактероидов и др. [1]. При СИБР не только увеличивается количество микроорганизмов, но и меняется спектр микрофлоры – сдвигается в сторону грамотрицательных бактерий и анаэробов.

Симптомы и дифференциальная диагностика

Метеоризм, вздутие живота, абдоминальная боль или дискомфорт, диарея, утомляемость, слабость, похудание, наблюдаемые при СИБР, неспецифичны и отражают степень распространенности воспаления слизистой оболочки кишки. Они «наслаиваются» на проявления основного заболевания – причину развития патологии. Более тяжелые симптомы, включая мальабсорбцию, дефицит нутриентов и расстройство метаболизма костной ткани, указывают на осложнения СИБР.

Во избежание диагностических ошибок необходимо исключить синдром раздраженной кишки (СРК), непереносимость лактозы или фруктозы [4].

Активируйте доступ к журналу «Новая аптека» и читайте проверенные экспертами статьи:

Терапия СИБР

Ее задачи:

• коррекции основного заболевания;

• устранение избыточного бактериального обсеменения тонкой кишки;

• восстановление микробиоценоза кишечника;

• нормализация кишечного пищеварения [1, 2, 3].

При СРК моторно-эвакуаторная функция кишечника корректируется назначением спазмолитиков (мебеверин), блокаторов натриевых и кальциевых каналов и т. д. Устранение воспалительных заболеваний, в частности, неспецифического язвенного колита, проводится с помощью сульфасалазина, противомикробного и противовоспалительного кишечного средства месалазина или глюкокортикоидов (будесонид, гидрокортизон). Хронический панкреатит с внешнесекреторной недостаточностью поджелудочной железы требует заместительной терапии ферментными препаратами (панкреатин).

Многие авторы для устранения СИБР рекомендуют назначать антибиотики широкого спектра действия (рифаксимин, тетрациклин, ампициллин, метронидазол, ципрофлоксацин, норфлоксацин). Иногда необходимо проведение повторных курсов антибактериальной терапии продолжительностью от 7-ми до 14-ти дней.

Препарат выбора для устранения избыточного бактериального роста в тонкой кишке – невсасывающийся кишечный антибиотик (рифаксимин). Он обладает широким спектром действия на грамположительную и грамотрицательную аэробную (Enterococcus spp., Streptococcus faecalis, Staphylococcus aureus, Escherichia coli и др.) и анаэробную (Clostridium perfringens, Clostridium difficile, Peptococcus spp., Bacteroides spp., Bacteroides fragilis и др.) флору.

При непереносимости антибактериальных препаратов назначают средства, содержащие сахаромицеты Буларди (S. Boulardii), например Энтерол. Они не подавляют рост облигатных микроорганизмов в полости кишки и устойчивы к действию соляной кислоты, при ежедневном приеме обнаруживаются во всех отделах ЖКТ, в т. ч. и в тонкой кишке. Являясь для человека транзиторной флорой, через 2–5 дней после окончания приема полностью выводятся из организма без побочных явлений. Сахаромицеты Буларди не всасываются из просвета ЖКТ, оказывают местное кишечное действие. Антимикробная активность S. Boulardii была установлена in vitro и in vivo в отношении возбудителей кишечных инфекций (Cl. difficile, сальмонелл, шигелл, иерсиний), простейших (лямблий) и ряда условно-патогенных микроорганизмов (патогенных кокков, грибов, клебсиеллы и др.), способных приводить к развитию СИБР.

Решение важной задачи

Для коррекции СИБР, помимо селективной деконтаминации патогенной и условно-патогенной микрофлоры (при необходимости), важно восстановить микробиоценоз кишечника с помощью пре- и пробиотиков. Однако их выбор для коррекции микробного пейзажа кишечника – довольно сложная задача, поскольку многие из них оказываются неэффективными. Возможно, это связано с быстрой гибелью вводимых штаммов из-за высокой агрессии иммунной системы по отношению к собственной микрофлоре.

Проблемы дисбактериоза кишечника могут быть устранены микробными метаболитами. Так, например, основные биологически активные компоненты в составе Хилак форте – короткоцепочечные жирные кислоты (КЖК) и молочная кислота, полученные из сахаролитических и протеолитических представителей нормальной кишечной микрофлоры. Механизм действия этого препарата в отношении нормализации микробиоты обусловлен входящими в него компонентами. КЖК обеспечивают слизистые оболочки дополнительной энергией, способствуют регенерации поврежденных эпителиальных клеток кишечной стенки, улучшают трофику слизистой. Совместно с молочной кислотой они помогают регуляции внутрипросветного рН, что приводит к ингибированию роста патогенов и условных патогенов на всем протяжении кишечника.

Для длительного применения (до 6-ти месяцев) можно использовать лактулозу, которая в кишечнике становится идеальным питательным субстратом для сахаролитических бактерий (бифидо- и лактобактерий).

Список использованной литературы:

1. Маев И.В., Самсонов А.А. Терапевтическая тактика при синдроме избыточного бактериального роста в тонкой кишке // Consilium Medicum. 2007. № 7. С. 45–56.

2. Ардатская М.Д. Синдром избыточного бактериального роста и нарушение процессов пищеварения и всасывания // Поликлиника. 2009. № 2. С. 38–40.

3. Белоусова Е.А. Синдром избыточного бактериального роста в тонкой кишке в свете общей концепции о дисбактериозе кишечника: взгляд на проблему // Фарматека. 2009. № 2. С. 8–16.

4. Пасечников В.Д. Синдром избыточного бактериального роста в тонкой кишке // Медицинский вестник. 2009. № 27. С. 12–13.

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»