text
Портал для медицинских работников

Маркетинговые исследования рынка гастроэнтерологических препаратов

  • 28 января 2016
  • 866

Актуальность маркетингового изучения гастроэнтерологической группы препаратов связана не только с высоким уровнем заболеваемости, но и, в т. ч., с наличием утвержденных течение 10 лет стандартов оказания медицинской помощи.

Кроме того, для лечения ЖКТ зарегистрировано большое количество лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта врача, таким образом идет процесс самолечения средствами гастроэнтерологической группы.

Уровень заболеваемости ЖКТ на территории Хабаровского края имеет тенденцию к увеличению и занимает третье место по распространенности. Всего зарегистрировано 89 060 больных, имеющих заболевания органов пищеварения.

В структуре заболеваний ЖКТ превалируют кислотзависимые болезни гастроэнтерологической патологии. Так, гастрит и дуоденит зарегистрирован у 22%, язва желудка и двенадцатиперстной кишки – у 17%, болезни желчного пузыря, желчевыводящих путей – у 16%, болезни поджелудочной железы – у 6 % пациентов.

Для оценки качества медицинской помощи в настоящее время на региональном уровне предлагаются различные индикаторы, в т.ч. оценивающие объем продаж отдельных групп препаратов.

Анализ потребления в денежном выражении для оценки частоты и структуры продаваемых ЛС менее информативен, чем по натуральному объему (количество упаковок или приобретаемых единиц лекарственных форм).

По количеству продаваемых упаковок можно судить об относительной частоте назначения (или приема препарата в рамках самолечения) и провести сравнительную экспертную оценку рациональности приема ЛС.

Лидирующие позиции в продажах за 2009 г заняли уголь активированный, панкреатин, аллохол, омепразол, эссенциальные фосфолипиды.

Значительный удельный вес в структуре продаж имеют пробиотики. По сравнению с 2004 г значительно снизились позиции фамотидина и антацидов, а продажи ингибиторов протонной помпы (в упаковках) увеличились.

По сравнению с 2004 г. большой удельный вес по-прежнему занимают препараты, не входящие в стандарты оказания медицинской помощи, – аллохол и силимарин. Отмечается увеличение продаж широко рекламируемого препарата безрецептурного отпуска омепразола.

Таким образом, за 5 лет принципиальных изменений в структуре реализации гастроэнтерологических препаратов не отмечено.

Введение стандартов оказания медицинской помощи не повлияло на продажи рекламируемых и традиционно реализуемых “устаревших” препаратов. С другой стороны, лечение кислотозависимых заболеваний по стандартам оказания медицинской помощи привело к увеличению реализации противоязвенных препаратов рецептурного отпуска.

Для определения рациональности применения ЛС был использован метод определения потребности по стандартам оказания медицинской помощи, предложенный авторами в системе льготного лекарственного обеспечения и обозначенный как расчетно-эмпирический метод, основанный на АТС/DDD-методологи.

Зная установленную суточную дозу, количество назначаемых препаратов и количество больных данной нозологической формы, можно провести расчеты и получить частоту назначения того или иного лекарственного препарата.

Зная количество заболеваний в Хабаровском крае за 2009 г. и допуская, что каждый пациент прошел 1 курс лечения, можно рассчитать потребность в медикаментах для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатитиперстной кишки, гастритов и панкреатитов, составляющих большинство кислотзависимых заболеваний. Исходя из ориентировочной дневной дозы, рассчитано количество таблеток ЛС, приведенных в стандартах.

Наибольшее расхождение со стандартами оказания медицинской помощи имеет препарат рабепразол, низкая реализация которого связана с его высокой стоимостью по сравнению с аналогичными лекарственными средствами. Отмечается высокое потребление панкреатина при лечении кислотзависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Таким образом, при ориентировочных расчетах реальная картина потребления ЛС при лечении гастроэнтерологической патологии амбулаторного сектора и при самолечении не соответствует стандартам оказания медицинской помощи.

Однако не на все патологии ЖКТ существуют утвержденные стандарты с использованием доз и частоты назначения. Требуют доработки стандарты оказания медицинской помощи по категории “частота назначения фармакотерапевтических групп и международных непатентованных наименований”. Дозы, указанные в стандартах, отличаются как от принятых RDD, так и от средних терапевтических доз, эффективно используемых в регионе.

Полученные данные нашли подтверждение в результатах анкетирования посетителей аптек при покупке препаратов для терапии ЖКТ.

Ведущими симптомами, побудившими к покупке ЛС, были:

  • боль в животе – 47%;

  • изжога – 37%,;

  • диарея – 14%.

Ни один из покупателей не предъявил рецепт на ЛС.

  • 64% респондентов покупали лекарственное средство без назначения врача.

  • У 41 % покупателей нет установленного диагноза.

Омепразол приобретали без назначения врача 10% покупателей.

При боли в животе и изжоге 11% покупателей приобретали панкреатин (4% преобретали препарат по назначению врача, но диагноз панкреатит установлен не был).

Таким образом, анкетирование покупателей подтверждает случаи нерационального применение панкреатина в рамках самолечения и в практике врачебных назначений.

По результатам маркетинговых исследований на примере аптек Хабаровска показано, что в реализации гастроэнтерологической группы преобладают традиционно используемые и рекламируемые лекарственные препараты. Проведенные исследования показывают высокую приверженность больных к традиционной терапии в вопросах самолечения заболеваний ЖКТ. Но для оценки самолечения с точки зрения рационального применения ЛС только маркетинговые исследования недостаточны. Предложенная методика расчета потребности через стандарты оказания медицинской помощи может быть использована в качестве ориентировочной оценки самолечения на уровне региона.

Равноправным оценочным критерием выступает изучение назначения препаратов в рамках самолечения среди покупателей аптечных организаций. Таким образом, необходимо предложить в Хабаровском крае дальнейшие образовательные и надзорные мероприятия для фармацевтических и медицинских работников.

На национальном и региональном уровнях необходимо ускорить создание стандартов оказания медицинской помощи для адекватной оценки рационального применения ЛС, в т. ч. в рамках ответственного самолечения.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.