text
Портал для медицинских работников

Двухфакторный ABC-XYZ-анализ аптечного ассортимента

  • 28 января 2016
  • 544

ABC-анализ – метод, позволяющий классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он опирается на правило Парето, в соответствии с которым только 20% элементов обеспечивают 80% результата. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносит 80% прибыли, следовательно, надежный контроль 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему (ассортимент).

Предлагается ABC-анализ всего реестра позиций провести по двум факторам – объем продаж и получаемая прибыль [1]. Ассортимент аптечной сети разделяют на 9 групп (табл. 1). Такая таблица служит для принятия первичных управленческих решений.

Таблица 1

Результат ABC-анализа

Продажи

Прибыль

A

B

C

A

Группа товаров, обеспечивающая основной доход аптечной сети. Необходимо обеспечить стопроцентное наличие

Группа обеспечивает приток клиентов, прибыль невысокая, следует поддерживать более низкий уровень доступности товаров. Требуется постоянное внимание к наличию товара

Товары, не приносящие существенной прибыли, но обеспечивающие приток посетителей и объем продаж. С целью сокращения издержек следует поддерживать страховой запас на невысоком уровне

B

Группа товаров, приносящая существенный доход, но обладающая средней популярностью. Уровень доступности должен быть высоким. Необходим постоянный контроль наличия товара

Товары средней важности. Уровень доступности невысокий. Периодический контроль наличия запаса

Группа товаров, не приносящих существенной прибыли и не пользующихся высокой популярностью.

Уровень доступности низкий. Контроль наличия – периодический

С

Товар, приносящий хороший доход, но непопулярный. Уровень доступности невысокий. Доставка под заказ

Товар непопулярный, приносящий средний уровень дохода. Уровень доступности низкий. Доставка под заказ

Товар непопулярный, не приносящий дохода. Уровень доступности минимальный. Доставка под заказ. Сокращение ассортимента

Как известно, ограничением ABC-анализа является невозможность оценивать сезонные колебания продаж препаратов.

XYZ-анализявляется инструментом позволяющим разделить всю продукцию по степени стабильности спроса [2].

Результатом XYZ-анализа [3] является выделение трех групп товаров:

  • категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса (коэффициент вариации находится в интервале от 0 до 10%);

  • категории Y – группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования (коэффициент вариации находится в интервале от 10 до 25%);

  • категории Z – группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса (коэффициент вариации выше 25%).

Результаты XYZ-анализа представлены в табл. 2.


Таблица 2

Результаты XYZ-анализа

Группа товаров

Стабильность спроса

Надежность прогноза

Потребность в страховых запасах

Необходимость постоянного контроля над наличием товарного запаса

X

Прослеживается стабильность

Высокая

Низкая

Постоянный контроль не требуется

Y

Сильные колебания спроса

Средняя

Средняя

Необходимость в контроле увеличивается

Z

Нерегулярность спроса

Низкая

Высокая

Требуется постоянный контроль

В результате совмещения результатов двухфакторного ABC- и XYZ-анализа (табл. 1 и 2 соответственно) получается трехмерная матрица, которая состоит из параметров: объем продаж в натуральном выражении, получаемая прибыль, стабильность спроса.

На основании этих данных разрабатываются правила по формированию ассортимента, определению частоты заказа каждой группы товара, производится расчет страхового запаса. Знание величины страхового запаса [3] позволяет рассчитать необходимые запасы и частоту поставок.

В табл. 3 представлен результат совмещения ABC- и XYZ-анализа для позиций со стабильных спросом (т.е. для товаров группы X), а также отражены требования, предъявляемые к страховому запасу.

Таблица 3

ABC-XYZ-анализ для товаров группы X

Объем продаж

Прибыль

Стабильность спроса

Характеристика группы товаров

Требования к страховому запасу, %

A

A

X

Ключевая группа товаров

100

A

B

X

Эта группа обеспечивает приток посетителей аптеки, уровень прибыли невысокий

98–100

A

C

X

Объем продаж высокий, однако, эта группа практически не приносит прибыли

Не менее 95

B

A

X

Объем продаж средний, уровень прибыли высокий

98–100

B

B

X

Объем продаж средний, прибыль невысокая

Не менее 95

B

C

X

Объем продаж средний, прибыль низкая

Не менее 93

C

A

X

Объем продаж низкий, прибыль высокая

95–98

C

B

X

Объем продаж низкий, прибыль средняя

90, поставки под заказ

C

C

X

Объем продаж и прибыль низкие

85, поставки под заказ

Так как спрос на товары группы X стабилен, есть возможность точного расчета необходимых запасов,поэтому нет необходимости в постоянном контроле за уровнем запаса.

Подобные таблицы составляются также для групп Y и Z. Требования к страховому запасу для различных групп представлены в табл. 4.

Таблица 4

Величина страхового запаса для различных групп товаров

Группы

Требования к страховому запасу, %

Требования к поставкам

AAX, ABX, AAY,

100

Высокая дисциплина поставок

AAZ, ABY,BAX, BAY

98–100

ABZ, BAZ, CAX

95–98

ACX, ACY, BBX, BBY

95

CAY, CAZ

92–95

ACZ, BBZ, BCX, BCY

Не менее 93

BCZ, CBX, CBY

10

Допустимы поставки под заказ

CCX, CCY, CBZ

15

Поставки под заказ

CCZ

20

Поставки под заказ

Необходимо проанализировать товары таких групп как CCX, CCY, CBZ, CCZ, возможно, там имеются товары, находящиеся в конце своего жизненного цикла. В этом случае надлежит рассмотреть вариант исключения их из ассортимента.Следует помнить про товары-новинки, которые при введении их в ассортимент будут находиться в группах CCY и CCZ. Целесообразно сразу вводить их в отдельную группу и регулярно контролировать их динамику.

Результатом проведения ABC- и XYZ-анализа является распределение товаров по группам в зависимости от объема их продаж, приносимой прибыли и стабильности спроса. Отдел запасов аптечной сети выделяет группы товаров, которые пользуются стабильным или относительно стабильным спросом в рамках заданного промежутка времени (сезона, квартала, месяца). Такими группами товаров являются: AAX, ABX, AAY,ABY, BAX, BAY, CAX, ACX, ACY, BBX, BBY. Они составляют основу ассортимента аптечной сети.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.