Здравоохранение

Факторы, влияющие на спрос в аптечном бизнесе

  • 28 января 2016
  • 826

Важная особенность фармацевтического рынка, влияющая на процесс ценообразования, – несамостоятельность потребителей как рецептурных, так и многих безрецептурных ЛС при принятии решений о покупке и использовании лекарств. Вследствие недостаточной компетентности и информированности потребителей о свойствах лекарств важную роль в их назначении выполняют врачи (провизоры, фармацевты) как в стационаре, так и при амбулаторном лечении, включая безрецептурный отпуск. При назначении ЛС врач должен руководствоваться в первую очередь их эффективностью и безопасностью, а не стоимостью. Тем не менее, многие врачи, а также большинство фармацевтов и провизоров заинтересованы в реализации дорогостоящих препаратов, поскольку при этом возрастает личный доход. Такая ситуация приводит к неизбежному смещению потребительского спроса в сторону дорогих лекарств и повышению цен на фармацевтическом рынке.

Сезонные колебания спроса

Еще одна особенность ценообразования на фармрынке – значительное количество ЛС с сезонными колебаниями объемов продаж. Выявление таких препаратов и анализ структуры сезонных колебаний крайне важны для разработки управленческих решений по формированию цен, поскольку позволяют прогнозировать динамику изменения объемов реализации, выбирать оптимальные методы ценового стимулирования сбыта для лекарств сезонного спроса и в целом способствуют оптимизации процесса ценообразования. Анализ сезонности продаж в коммерческом розничном секторе российского фармацевтического рынка показал, что более половины всех ассортиментных позиций ЛС имеют сезонные изменения объемов реализации. Кроме того, на основе совокупных продаж ЛС в каждой АТС-группе был рассчитан коэффициент сезонности, являющийся агрегированным показателем, отражающим силу колебаний продаж из-за сезонной неравномерности. Несмотря на ярко выраженный сезонный характер колебаний объемов реализации отдельных ассортиментных позиций и фармакотерапевтических групп в целом в коммерческом розничном секторе фармацевтического рынка в продажах ЛС сезонность отсутствует.

Наиболее высока доля ЛС с сезонными колебаниями спроса в группах L «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» и R «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы» – 77,22 и 66,90% соответственно. В период с сентября по март реализация препаратов этих групп увеличивается, с апреля по август – существенно снижается.



Изменение структуры потребления

Фармацевтический рынок России характеризуется быстрыми изменениями структуры потребления лекарств, вызванными периодическим появлением новых и исчезновением устаревающих лекарственных препаратов, переменчивостью потребительских предпочтений, ростом доходов населения, значительной модификацией структуры заболеваемости и реформированием системы государственного регулирования лекарственного обращения. В связи с этим при формировании цен на ЛС обязательно учитывать и оценивать интенсивность структурных изменений в потреблении лекарств в интересующих сегментах фармацевтического рынка, направленность вектора смещения потребительского спроса в сторону дорогих или дешевых препаратов, а также степень влияния структурных сдвигов на ценовую динамику.

Государственное регулирование цен

Одна из особенностей российского фармацевтического рынка – жесткое государственное регулирование цен на лекарства, включенные в Перечень ЖНВЛП. Действующий механизм ценового регулирования предполагает осуществление на федеральном уровне государственной регистрации установленных производителями в соответствии с утвержденной методикой предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, а также установление органами исполнительной власти субъектов РФ согласно единой методике предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей [4, 5].

В настоящее время ценовое регулирование на фармацевтическом рынке России осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Возможность перерегистрации предельных отпускных цен производителей ЖНВЛП допускается не чаще одного раза в год, причем возможное увеличение цены не должно превышать ожидаемый годовой уровень инфляции. Предельные размеры оптовых и розничных надбавок устанавливаются к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных препаратов, что способствует устранению образования длинных схем продвижения лекарств, имевших место в прошлом и приводивших к существенному увеличению цен. При этом размеры средневзвешенных оптовых и розничных надбавок дифференцированы по трем ценовым группам – до 50 руб., от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. [6]. Действующий механизм государственного ценового регулирования жестко ограничивает возможности субъектов фармацевтического рынка при установлении цен на регулируемый перечень лекарств [4, 5, 7].

Некоторые из рассмотренных особенностей ценообразования на российском фармацевтическом рынке создают предпосылки для повышения цен на лекарства, другие, напротив, способствуют их снижению, а влияние третьих на характер ценовых изменений зависит от конкретного ЛП и сложившейся рыночной конъюнктуры. Процесс ценообразования на лекарства является сложным и многоэтапным и требует научного обоснования, проведения комплекса ценовых исследований и индивидуального подхода.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.