text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Фармконсультирование – обязанность есть, но нет стандартов

  • 11 марта 2016
  • 415

Роль работника аптеки как консультанта по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов и одного из участников процесса лечения, к сожалению, не в полной мере отражена в нормативных документах.

В частности, в общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 указано, что одна из обязанностей фармацевта – «консультирование пациентов по вопросам дозировки, порядка приема и совместимости отдельных лекарств». Перечисленные виды информации не могут удовлетворить информационную потребность посетителей аптеки, ведь перечень видов информации, необходимый потребителю аптечной организации гораздо шире.

Обратите внимание

ОК 010-93 утратил силу с 1 июля 2015 г.

В разделе5.2 национального стандартаГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» описана услуга, связанная с содействием в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

В перечисленных классификаторах информационно-консультационная услуга не выделена как отдельный вид деятельности, а является следствием реализации различных товаров аптечного ассортимента. Для обеспечения взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи, был введен Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги»ОК ПМУ №91.500.09.0001-2001. В перечне простых медицинских услуг есть и«консультации провизора по подбору лекарственных средств безрецептурного отпуска и аналоговой замены» (код 25.31.004). Алгоритм проведения фармацевтического консультирования не указан.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по специальности 33.05.01 «фармация» представлены профессиональные задачи, которые должен решать специалист по фармацевтической деятельности:

  • обеспечение информирования о лекарственных препаратах в пределах, установленных действующим законодательством;

  • проведение санитарно-просветительной работы с населением; формирование мотивации граждан к поддержанию здоровья.

Среди компетенций специалиста должны быть: «способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата;готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности».

Обратите внимание

Существует проект профессионального стандарта в области фармации, в котором обозначена информационно-консультационная услуга.

Еще один документ, который способствует организации фармацевтического консультирования – постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров», которое определяет основные виды и типы информации, которые обязан представить сотрудник аптеки потребителю по следующим группам товаров аптечного ассортимента. Данный документ наиболее полно характеризуют необходимый минимальный объем предоставленной информационно-консультационных услуг, которые должны оказываться потребителям в аптечных организациях.

СПРАВКА

Согласно постановлению РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров»сотрудник аптечной организации обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация обязательно должна содержать:

  • наименование товара;

  • наименование страны происхождения товара (для импортного товара);

  • сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством РФ о техническом регулировании;

  • сведения об основных свойствах товара и др.

На уровне аптеки фарконсультирование нормируется документами, разработанными в самой аптеке или поставщиками:

  • алгоритмы для конкретной фармакологической группы или для конкретного лекарственного препарата;

  • рекомендации для сотрудников как правильно обеспечить процесс покупки («карты вежливости»).

Справка

Внутренние регламентирующие документы носят рекомендательный характер и не учитывают многих факторов, оказывающие влияние на процесс консультирования (возраст и пол посетителя, мотив покупки, специфику запрашиваемого товара и т. п.).

Несмотря на существование большого количества нормативных документов, регламентирующих услуги, не существует документа, который способен полностью определить требования к проведению фармацевтического консультирования, не представлен общий алгоритм проведения данного вида услуги, что способствовало бы проведению более высокого качества данной услуги.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Новая аптека» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.