text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Рынок БАД теряет отечественную специфику

  • 1 марта 2016
  • 272

В течение последних нескольких лет российский рынок БАД активно развивался. Однако экономический кризис не обошел стороной и его. О тенденциях на рынке БАД, проблемах и перспективах развития «Новой Аптеке» рассказал Дмитрий Дергачев, президент фармацевтической компании «РИА «ПАНДА».

Дмитрий Сергеевич, какие коррективы вносит нестабильная экономическая ситуация в развитие рынка БАД?

В развитие рынка БАД вносит коррективы, скорее, не нестабильная экономика, а постоянные изменения нормативной базы, лоббирование тех или иных интересов.

То, что люди стали тщательнее оценивать необходимость тех или иных покупок и выбирать самое необходимое, – это факт. Но тут могут пострадать только производители БАД сомнительного качества, которые и в «тучные» годы не могли рассчитывать на повторную покупку.

Как развивается российский рынок БАД сегодня?

Безусловно, рынок проходит период стагнации в натуральном выражении, и, думаю, на конец года мы увидим «откат назад» и в деньгах. Причем, учитывая, что качественное сырье на 70–80% поставляется из-за рубежа, и его стоимость зависит от курса валюты, больше всего пострадает именно норма прибыли производителя. Следствием этого будет снижение рекламных бюджетов примерно на 50% в 2016 году по сравнению с 2015 годом, а вот рекламные бюджеты ОТС препаратов лекарственного сегмента наоборот вырастут, занимая внимание целевой аудитории.

Какие проблемы в индустрии БАД выходят сегодня на первый план?

Наиболее острые проблемы нашего рынка БАД в том, что он стремительно становится «не нашим», он становится сугубо интернациональным. Этот рынок всегда отличало то, что на нем превалировали отечественные компании – и в денежном, и в натуральном выражении. За последние годы много компаний сектора было приобретено иностранными инвесторами. Не без их участия постепенно реализуется некий сценарий развития рынка БАД, в котором я бы выделил следующие ключевые моменты:

  • уменьшается количество производителей и брендов на рынке, идет укрупнение существующих игроков;

  • принимается ряд мер по снижению стоимости российских компаний и их покупке;

  • происходит переход преимущественно к имиджевой рекламе, причем не брендов, а компаний; концентрируются усилия в продвижении с использованием «лидеров мнений», а не мнений конечных потребителей;

  • существенно растет доля продаж через Интернет, развивается дропшипинг и партнерские программы для афилиатов. Эта система продаж уже опробована, однако я хотел бы заметить, что она практически бесконтрольна. Последний пункт сейчас под вопросом из-за усиленно обсуждаемых мер по предотвращению торговли БАДами через Интернет. Плюс к этому возникают проблемы с банковским обслуживанием интернет-площадок, занимающихся продажей БАД;

  • БАДы и ОТС, как мне кажется, в итоге выйдут в ритейл, в торговые сети. Создается впечатление, что этот вопрос уже решили «наверху», и сейчас лишь готовится общественное и профессиональное мнение. Торговым сетям не очень интересны мелкие игроки, а кроме того, гипермаркеты не заинтересованы в том, чтобы ставить на полку 5–8 конкурирующих позиций. В итоге они поставят товары 2–3 брендов, и мы можем возвращаться к первому пункту. Это будет выглядеть так: вы приходите в супермаркет и видите стойки двух компаний-производителей, на каждой – по 50–80–120 позиций (у каждой есть свой Q10, свой Омега-3, свой Кальций-D3 и т. д.). Вы берете то, что вам нужно, у той компании, которой доверяете! Все сегодняшние БАД под названиями «Лютики-форте» или «Гималайское мумие» исчезнут из сознания россиян за ближайшие 5 лет и будут вспоминаться как маркеры стихийно развившегося рынка БАД с русским лицом, который не выжил.

Есть ли особенности в продвижении БАД? Ведь еще совсем недавно российские покупатели практически ничего не знали о них.

Особенности в продвижении есть у продукта любой товарной группы. Поскольку рынок БАД сейчас фактически уничтожается, чтобы заново «родиться» уже по новой модели (а у этого процесса есть и российские адепты и помощники – некоммерческие организации и компании-производители), то, соответственно, любое продвижение сегодня, особенно запуск новых продуктов, будет, скорее всего, убыточным. Не осталось приемлемых механизмов, которые работали бы на рынке в его нынешнем виде.

Какие категории БАД вносят наибольший вклад в объемы продаж в России? Отличаемся ли мы от европейских потребителей?

Безусловно, это БАДы, относящиеся к контролю веса, и адаптогены для мужчин. Но эти ниши стали большими, благодаря рекламным бюджетам, которые выделяются на товары данных категорий, на конкретные бренды. В Европе происходит по-другому – там потребителю доносятся не преимущества отдельно взятых брендов, а модель образа жизни, который может быть достигнут с помощью приема добавки к пище, содержащей тот или иной компонент. Именно клинические исследования поставщика компонентов БАД дают возможность производителю ссылаться на положительные свойства продукта. Бренд – на третьем месте, там главное – быть на полке и работать с лидерами мнений, а также целенаправленно – с интернет-аудиторией. Нет общеевропейских брендов, в каждой стране свои лидеры.

Как вы относитесь к выводу ассортимента ОТС и БАД из аптек в розничные продовольственные сети?

К выводу ОТС в магазины я отношусь отрицательно по одной простой причине: аптеке существовать достаточно трудно, выполняя свою социальную функцию. Она зарабатывает большую часть прибыли не на лекарствах, а на сопутствующем ассортименте и ОТС, на которые не ограничена наценка. Второй настораживающий фактор – культура торговли в гипермаркетах. Другое дело, если будет существовать отдел с неким ограниченным ассортиментом ОТС с полагающимся к нему провизором или фармацевтом, но это не должна быть продажа через общие кассы.

Существует ли линия раздела, которая позволяет четко отграничить БАД от ЛС? Или это только вопрос регистрации и добросовестности производителя?

Актуальный вопрос. Однажды я купил в аптеке открытой выкладки препарат от дисбактериоза, будучи уверенным, что покупаю лекарственное средство. Дома, вчитавшись в мелкий шрифт на упаковке, понял, что приобрел БАД! Место выкладки, дизайн – полная мимикрия под лекарственное средство. Но если раньше производители стремились сделать свои БАД похожими на лекарства, то сейчас выросла огромная аудитория потребителей, которые стремятся наоборот максимально уйти от лекарств. Тренд поменялся, БАД стали самодостаточной продуктовой нишей, и никому не нужно, чтобы их путали с ГЛС. Со временем особенности, отделяющие БАД от лекарств, будут понятны любому клиенту аптеки.

Известно, что ЛС часто фальсифицируют. Есть ли такая проблема у БАД?

То, что ЛС часто фальсифицируют, на мой взгляд, некий миф, который устойчиво тиражируется. Наверное, можно сказать, что все, что хорошо продается, может быть сфальсифицировано. На западе есть некие объективные данные, и эта тема мониторится, точно так же, как ведется учет побочных эффектов лекарственных препаратов.

Что касается России… Думаю, что здесь это доли процента. Если говорить о БАД, то мы встречались с подделками наших препаратов во все времена: были подделки и Тинктала, и Асклезана, когда они были на пике популярности. Сейчас встречаемся с подделками Аликапс и Сеалекс Форте, особенно в Казахстане. В России это происходит реже, возможно, потому, что у нас много полевых сотрудников, и подобное быстро выявляется.

БАД называют пищей будущего. Какие перспективы их развития вы видите?

Пища будущего и должна выглядеть как пища. Я думаю, что перспективы – в уходе от таблеток и капсул и превалировании порошковых продуктов, которые будут добавляться непосредственно в пищу для придания ей полноценных свойств по всем группам необходимых человеку веществ. Такие БАД будут сопровождать книжки с рецептами, и, наконец, БАД перестанут конкурировать с лекарствами.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.