text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Как уменьшить долю неликвидов в аптеке

  • 7 марта 2016
  • 873

Неликвиды – товары хорошего качества, но в объеме, который трудно быстро реализовать. Это товары без движения на протяжении длительного периода (более 90 дней).

Группа неликвидного товара замедляет оборачиваемость оборотных средств, ухудшает хозяйственно-финансовое состояние предприятия. Очень важно вовремя определять и выводить из ассортимента неликвидные позиции. Показатели неликвидности анализируются при анализе структуры товарного запаса. Большое количество неликвидов в аптеке говорит о ее затоваренности.

Показатель затоваривания = Количество неликвидных товаров в аптеке / Товарооборот

Норматив показателя затоваривания – 3–7%.

Показатель затоваривания < 3%: аптека не используется весь потенциал ассортимента, ассортимент можно и нужно расширять.

Показатель затоваривания > 7%: аптека не корректно планирует ассортимент, не проводится сокращение неликвидов.

Чем больше оборот аптеки – тем больший процент затоваривания допустим. И наоборот.

Контроль ассортимента и товарных запасов – забота руководителя аптеки. Выделим основные блоки в работе с ассортиментом и товарным запасом, которые лежат в зоне личной ответственности заведующего сетевой аптеки и позволяют формировать оптимальный аптечный ассортимент:

  1. Изучите своих покупателей, определите целевой сегмент вашей аптеки (20% клиентов, которые приносят аптеке 80% прибыли) и сосредоточьте на нем основные маркетинговые усилия.
  2. Выделите в своем территориальном окружении 2–3 прямых конкурентов. Изучите их преимущества, проводите мониторинг и формируйте свои устойчивые конкурентные преимущества.
  3. При формировании ассортимента учитывайте место каждой товарной позиции в категории, бизнес-задачи, которые она должна решать.
  4. Систематизируйте работу с ассортиментом (с учетом ассортиментной политики и распоряжений категорийных менеджеров). Составьте план по работе с ассортиментом (внесите в него основные действия, которым вы будете следовать, и обозначьте их по времени). Такая шпаргалка позволит организовать и систематизировать вашу работу и ничего не упустить из виду. Прожив по шпаргалке месяц-другой, вы научитесь выполнять все действия в определенной последовательности и подсказки вам больше не понадобится.
  5. Составляйте ассортиментный план на следующий месяц по следующему алгоритму:
  • анализ каждой товарной позиции и работа с параметрами пополнения;
  • анализ дефектуры за прошлый месяц;
  • анализ отказов и анализ работы с индивидуальными заказами.

Организуйте ежедневную работу первостольника по ведению журнала дефектуры и журнала отказов. Благодаря системе автоматизации дефектура и отказы могут учитываться автоматически. Но данные в базу заносит первостольник. И только его систематическая и тщательная работа обеспечит формирование рационального ассортимента и корректный ассортиментный план.

Работа с индивидуальными заказами – важная часть в формировании лояльности покупателя. Если вы выполнили индивидуальный заказ на препарат, которого нет в ассортиментном плане, не спешите его туда сразу вводить. Проследите частоту запросов на этот препарат.

Отслеживайте показатели рациональности ассортимента: дефектура итого, дефектура ЛПА, реализованная наценка, валовая прибыль. Важно не только систематически отслеживать фактические показатели, а также ежемесячно сравнивать их между собой и обязательно с аналогичным периодом прошлого года. Помните, что акцент делается на анализ дефектуры ЛПА (ЛС категории А по АВС-анализу). Первостольники должны хорошо знать препараты группы А и понимать, что дефектура по этим препаратам недопустима, а в случае ее возникновения информировать вас лично. Работайте с матрицей «наценка – оборачиваемость».

Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии, что у них хорошая оборачиваемость (согласно установленным нормативам). Для понимания и контроля ситуации необходимо иметь список товаров с низкой наценкой и «плохой» оборачиваемостью и ежемесячно этот список обновлять и прорабатывать.

Контролируйте процесс оприходования. Товар должен быстро поступать в продажу. Систематически проводите проверку планограмм на соответствие правилам мерчендайзинга и рекомендациям категорийного менеджера. Регулярно отслеживайте следующие группы ТМЗ: неликвиды, проблемные товары, товары с истекающими сроками годности.

Проблемный товар – товар, числящийся в базе аптеке, но физически отсутствующий в торговом зале по причине краж, пересортицы, боя (брака), товар, не подлежащий уценке и дальнейшей реализации.

Необходимо разработать алгоритм работы с товарами с истекающим сроком годности. Все действия должны быть направлены на быструю реализацию таких товаров: уценка; переброска в другие аптеки; выкладка в промозоне, в прикассовой зоне; специальное оформление ценниками. Работа с проблемным товаром. Контроль осуществляется с помощью перманентных инвентаризаций, а также при контроле на этапе приемки товара. Работа с неликвидами. Ежемесячно формируйте отчет по трем видам неликвидов: 90–180 дней; 180–360 дней; более 360 дней. Так как реализовывать неликвидные товары – задача первостольников, они должны быть своевременно ознакомлены со списками и обучены продажам неликвидного товара. По каждому товару в списке выставляйте план продаж и осуществляйте еженедельный контроль динамики сокращения остатков. Важно понимать, что надо не только указать план и срок реализации, но и научить, как выполнить план, рассказать, какие выгоды ожидают сотрудника при выполнении задания.

Заведующий аптекой, в свою очередь, продумывает и организовывает ряд мероприятий по реализации нелеквидных товарных позиций. Например, проводит тематические планерки с первостольниками, вывешивает списки с неликвидами на стендах, инициирует проведение переброски таких товаров по другим аптекам сети, проводит уценку товара и организовывает акции (распродажи) с участием этого товара, осуществляетвыкладку такого товара в промозоне, прикассовой зоне, ставит индивидуальные планы сотрудникам по продажам данных позиций. На неликвидный товар вводится полный или частичный запрет заказа (с возможностью индивидуальных заказов для клиентов).

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.