text
Портал для медицинских работников

Многофакторный анализ аптечного ассортимента

  • 8 марта 2016
  • 415

Известно классическое распределение по принципу Парето: 20% товаров дают 80% прибыли. Таким образом, надежный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать систему, будь то ассортимент или товарные запасы. ABC-анализ помогает выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект (табл. 6).

Ассортимент аптеки анализируют по двум параметрам – объему продаж и прибыли. Результат АВС-анализа – группировка объектов по степени их влияния на общий результат. Данные АВС-анализа помогают оптимизировать ассортимент и товарный запас аптек. При всех многочисленных плюсах данного метода существует один значительный минус: АВС-анализ не позволяет оценивать сезонные колебания спроса. Сезонные товары из группы А могут мигрировать в группы В и С. В связи с этим есть необходимость на каждый сезон формировать свой список по группам ABC.

Принцип распределения ассортимента по группам АВС

Таблица 6


Группа А
(наиболее ценные товары)

Группа В (промежуточные товары)

Группа С
(наименее ценные товары)

10–20% товаров дают 80% продаж

15–30% товаров дают 15% продаж

75–50% товаров дают 5% продаж

XYZ–анализ – инструмент, позволяющий разделить ассортимент по степени стабильности продаж и уровню колебаний потребления. Результат анализа – группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения (табл. 7).


Принцип распределения ассортимента по категориям ХYZ

Таблица 7


Категория X

Категория Y

Категория Z

Стабильная величина потребления и высокие возможности прогнозирования

Сезонные колебания и средние возможности их прогнозирования

С нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют

Товары с колебаниями продаж от 5 до 15%

Товары с колебаниями продаж от 15 до 50%

Прогноза нет

Методика данного анализа заключается в расчете по каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода, который показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.

Оба метода хорошо дополняют друг друга. АВС-анализ позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, XYZ-анализ дает возможность оценить скачки сбыта и его нестабильность. Для принятия решения об оптимизации ассортимента и структуры товарных запасов используют сочетание АВС- и XYZ-анализа.

Рекомендуется делать совмещенный анализ, где используются параметры «объем продаж» и «прибыль». При совмещении определяется 9 групп товаров.

В сочетание с АВС- и XYZ-анализа позволяет выявлять безусловных лидеров (группы ААХ) и аутсайдеров (ССZ).

Многофакторный анализ аптечного ассортиментаНаибольшее внимание необходимо уделить группам ААХ, BВX, ААY, т. к. их формируют товары, обеспечивающие максимальный объем продаж и пользующиеся стабильным спросом. Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании, поэтому необходимо обеспечить их постоянное наличие в аптеке.

Часто необходимо уменьшить долю товаров группы Z и тем самым освободить оборотные средства, которые можно направить на наполнение более важных групп.

Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

Особенности многофакторного анализа

  1. Товары группы ААХ и ВВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара без избыточного страхового запаса.
  2. Товары группы AАY и BВY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность в продажах, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное их наличие, возможно несколько увеличить страховой запас.
  3. Товары группы AАZ и BВZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью продаж. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов:
  • перевести часть товаров на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа;
  • обеспечить по части товаров более частые поставки;
  • повысить периодичность контроля.

Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сократить время на контроль и управление данной группой.По товарам группы ССХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.По товарам группы CСY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.В группу товаров CСZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, т. к. именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы.

При формировании рационального ассортимента аптеке следует уделить особое значение созданию нужного ей товарного запаса, чтобы товарные позиции, входящие в ассортиментный план, не только всегда были в наличии, но и их количество «на полке» было оптимальным.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.