text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Матрица аптечного ценообразования

  • 15 марта 2016
  • 380

Матрица ценообразования – основа всей системы ценообразования. Именно от этой базы отталкиваются расчеты всех адаптивных механизмов и алгоритмов пересчета матрицы.

При расчетах значений матрицы важно понимать, что это только первым этапом. Ведь, по сути, матрица ценообразования – это научно усовершенствованный базовый метод аптечного ценообразования, т. е. она сохраняет все описанные выше «косные» недостатки процентного способа. Однако на этом этапе ценообразование не заканчивается и последующие этапы служат для придания системе бóльшей гибкости, адаптивности и прибыльности.

Справка

Под матрицей ценообразования понимается применение в каждом ценовом сегменте каждой экономической группы товаров, определенного процента наценки.

Выглядит просто. Многие читатели, наверное, даже подумали, что в их аптечной сети существует матрица ценообразования. Но все дело в нюансах. Рассмотрим эти нюансы:

Ценовой сегмент – это диапазон закупочной цены товара. Здесь все ясно. Не понятно только каким должен быть шаг ценового сегмента. Действительно, почему в одной сети применяется шаг, допустим, в 100 руб. (0–100, 100–200, 200–300 и т. д.), в другой – 50 руб. (0–50,50–100,100–150 и т. д.), а в третьей – неровный (0–10, 10–20, 20–50, 50–100 и т. д.)? Какой из них верный?

Для правильного применения матрицы ценообразования шаг ценового сегмента должен быть расчетной, экономически обоснованной величиной для каждой аптечной сети. Нет универсальных значений шагов ценовых сегментов. Это величина расчетная, зависящая от нескольких факторов, в т. ч. от текущей рыночной ситуации.

А Вы шаги ценовых сегментов рассчитываете? Или они так «исторически сложились»?

Для понимания следующего положения определения матрицы ценообразования – «…каждой экономической группы товаров» – следует ввести новое понятие.

Экономическая группа ассортимента объединяет товары, которые в изменяющейся экономической среде ведут себя одинаково и поэтому требуют отдельного управления. Экономические группы ассортимента в аптеке: маркеры, ядро ассортимента, обычные лекарственные средства, приоритеты, неликвиды и т. д.

Может показаться, что экономическая группа – это одна из интерпретаций ABC-анализа, но это не так. Для общего понимания приведу пример из другой сферы розничной торговли – продовольственного супермаркета. Если выполнить ABС-анализ (по товарообороту либо по валовой прибыли) всего ассортимента продуктового магазина, то вся молочная продукция попадет в категорию А, а, скажем, мясные консервы в категорию С. Очевидно, это не значит, что «молочку» нужно расширять, а консервы выводить из ассортимента. Просто эти товары относятся не только к разным потребительским категориям, но и к разным экономическим группам и поэтому требуют разного подхода при формировании ассортиментной матрице, заказе и, конечно же, ценообразовании.

Определение экономических групп товара – это тоже расчетная процедура и в этом важная особенность.

Представьте, что в аптечной сети неправильно определили экономическую группу «маркеры» и сделали на нее наценку, используемую для экономической группы «обычные ЛС». Ничего хорошего из этого не выйдет, покупателям будет казаться, что цены в этой аптеке несколько завышены (особенно если в этом регионе есть системный дискаунтер). В этом случае не выполняется одно из условий эффективного ценообразования – сохранение конкурентоспособности.

Представим другую ситуацию. В список маркеров включили товары, маркерами не являющиеся (про запас). Тогда аптечная сеть просто теряет прибыль (она ни привлекает новых покупателей, ни увеличивает лояльность уже существующих). В этой ситуации не выполняется одно из требований эффективного ценообразования – обеспечение максимальной прибыльности.

И третья часть определения понятия «матрица ценообразования» – «…определенного процента наценки». В предыдущей статье уже было сказано, что процент наценки является расчетной величиной для каждого ценового сегмента, каждой экономической группы товаров.

Итак, для товаров разных экономических групп в одних и тех же ценовых сегментах (это важно!) применяются разные проценты наценки. Базовой матрицей наценки целесообразно брать матрицу экономической группы «обычные ЛС» и значения всех остальных матриц соотносить с ней.

В таблице 2 представлена матрица ценообразования на несколько экономических групп товаров, в которых процент наценки группы соотносится через поправочные коэффициенты (разумеется, также расчетные) с экономической группой «обычные ЛС».

Таблица 2

Матрица ценообразования

Ценовой сегмент

Обычные

Ядро

Маркеры

Приоритеты

0–10

a%

a% ± x1%

a% - x2%

a% + x3%

a% ± x4%

11–20

b%

b% ± x1%

b% - x2%

b% + x3%

b% ± x4%

21–30

c%

c% ± y1%

c% - y2%

c% + y3%

c% ± y4%

31–50

d%

d% ± y1%

d% - y2%

d% + y3%

d% ± y4%

n%

n% ± z1%

n% - z2%

n% + z3%

n% ± z4%

251–500

m%

m% ± z1%

m% - z2%

m% + z3%

m% ± z4%

….

p%

p% ± z1%

p% - z2%

p% + z3%

p% ± z4%

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.