Здравоохранение

Система ценообразования аптеки: теория и практика

  • 17 марта 2016
  • 225

Грамотная организация процесса ценообразования может даже в текущих экономических условиях привести к увеличению валовой прибыли на 15–20%. Причем без изменения уровня розничных цен! Как этого достичь расскажет наш постоянный автор канд. экон. наук, действительный участник РАФМ Павел Лисовский. В новом цикле статей будут изложены ключевые положения экономического подхода при создании прибыльного процесса ценообразования в аптечном бизнесе. Также рассмотрим основные ошибки, допускаемые руководством при организации и управлении процессом ценообразования в аптечной сети.

Стремительное изменение экономической ситуации стране и на фармацевтическом рынке требует от руководителей аптечных сетей пересмотра логики организации основных бизнес-процессов. Рыночные колебания подталкивают руководителей к активным действиям, но при отсутствии адаптации к текущим условиям, они неизбежно приведут к новым ошибкам. Это в полной мере относится и к процессу ценообразования. В то же время наличие эффективной экономически обусловленной системы ценообразования, – мощное преимущество, позволяющее аптечной сети зарабатывать больше своих конкурентов даже при сопоставимом уровне розничных цен.

Неправильная («неэкономическая») логика организации процесса – это ключевая причина его неэффективности. Очень часто можно встретить следующие организационные/управленческие ошибки:

  1. Система ценообразования разработана без учета экономической логики.

  2. Организация процесса подразумевает существенное влияние человеческого фактора (возможно даже на нескольких иерархических уровнях).

  3. Модель ценообразования косная и не включает элемент саморегуляции и (или) адаптации.

  4. Система не централизована (централизована неверно).

  5. Слабое, если не сказать «примитивное», программное обеспечение процесса.

Классическая «логика» ценообразования в аптечной сети, в подавляющем большинстве случаев, включает в себя только один, как правило, процентный способ ценообразования с незначительными интерпретациями в различных сетях. Розничную цену в аптеках формируют путем прибавления к оптовой цене стандартного для данной группы товаров процента наценки. В этом случае, можно утверждать, что цену в аптеке определил дистрибьютор.

Более подробно об основных ошибках, причинах их возникновения и методах устранения читайте в статье цикла, которая будет опубликована в следующем 7-м номере «Новой Аптеки». Там же будет представлены наиболее распространенные модели организации процесса ценообразования в аптечных сетях, который можно классифицировать по двум параметрам (стандартизация и централизация) и, исходя из этого, разбить на 9 групп, а также основные преимущества и недостатки некоторых существующих моделей.

Руководители смогут самостоятельно провести «внутренний аудит», чтобы понять, какая модель реализована в их аптечных сетях, какие ей присущи преимущества и недостатки и как ее нужно менять. Им также необходимо понимать, что увеличение прибыльности ценообразования невозможно без адаптации его под текущие потребности и уровень управляемости сети. И только после достижения этой промежуточной цели можно переходить ко внедрению экономических технологий ценообразования. В противном случае внедряемые технологии могут либо просто не сработать, либо даже нанести вред. При этом необходимо учитывать ключевые требования к системе ценообразования:

  1. Обеспечение максимальной прибыльности при сохранении конкурентоспособности.

  2. Активное ценообразование на основании внутренних факторов аптечной сети при вторичном учете рыночных тенденций.

  3. Адаптивность системы.

Тезис о том, что ценообразование должно осуществлять исходя из внутренних факторов аптечной сети при вторичном учете рыночных тенденций, подразумевает, что до разработки ценовой политики, необходимо определить минимально допустимую прибыль с каждой проданной упаковки, которая позволяет обеспечить аптечной сети хотя бы безубыточное функционирование. В этих расчетах должны быть учтены все затраты аптечной сети.

Один из распространенных мифов – это убеждение, что система ценообразования может быть «простой»: оптовая цена + розничная наценка. Но как одним действием можно обеспечить и достижение максимальной прибыльности, и ценообразование на основании внутренних факторов (при изменяющихся переменных), и адаптивность системы?..

Для эффективного осуществления ценообразования, логика процесса должна предусматривать несколько последовательных взаимосвязанных этапов:

1. Применение матрицы ценообразования:

  • по ценовым категориям аптек;

  • по экономическим группам.

2. Запуск адаптивных механизмов.

3. Использование алгоритмов пересчета матрицы ценообразования:

  • «корректировка» ценообразования в рамках терапевтических групп;

  • применение принципа биржевой торговли и конкуренции;

  • управление спросом.

Подробнее об основных проблемах и методах усовершенствования системы ценообразования читайте в статьях П.А. Лисовского в номерах 7 и 8 «Новой Аптеки».

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.