text
Портал для медицинских работников

Анализ цен на лекарственные препараты

  • 21 марта 2016
  • 661

Современные методы

Обоснованные управленческие решения в области ценообразования на лекарственные препараты (ЛП) невозможны без объективных сведений о ценовых изменениях на фармрынке, текущей ценовой ситуации и интенсивности ценовой конкуренции. Ценовой анализ – неотъемлемая часть маркетинговых исследований любого субъекта фармрынка. Анализ цен актуален и для госорганов, ответственных за проведение регуляторной политики на рынке ЛП.

Анализ цен проводится как для фармрынка в целом, так и в разрезе его деления на отдельные территориальные субъекты, рыночные сегменты, уровни продуктовой вертикали. В качестве объектов исследования выступают цены производителей ЛП, фармдистрибьюторов, розничных компаний. Анализ цен может проводиться в разных сегментах фармрынка – в коммерческом розничном, госпитальном, сегменте льготного лекарственного обеспечения.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов.

Анализ цен на фармрынке заключается в изучении уровня и динамики цен на ЛП, которые характеризуют сложившуюся ценовую ситуацию и могут быть использованы для оценки интенсивности ценовой конкуренции. Для измерения уровня цен используются средние показатели, выбор которых зависит от наличия ценовой информации.

Средние цены отдельных ассортиментных позиций ЛП и среднегрупповые цены наиболее часто рассчитываются по формулам средней арифметической взвешенной и путем деления стоимости товара или товарной группы на соответствующий объем в натуральном выражении. В качестве товарных групп выступают отдельные торговые наименования ЛП, МНН, фармакотерапевтические группы АТС-классификации, отечественные и импортные, рецептурные и безрецептурные ЛП, препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП и не включенные в него, а также препараты, относящиеся к разным группам лекарственных форм и различным ценовым диапазонам. Предпочтение средней арифметической взвешенной перед другими видами средних – средней геометрической, средней гармонической, средней квадратической – отдается в силу ее простоты, ясного экономического смысла и ряда положительных математических свойств, облегчающих расчет.

Средние цены используются самостоятельно и в качестве промежуточного этапа изучения динамики цен в различных статистических методах, в т. ч. расчетах индексов. Во многих странах средние цены широко применяются государственными контролирующими органами для определения предельного уровня регулируемых цен на ЛП, для расчета референтных цен. Средние показатели используются различными субъектами фармрынка при формировании цен на собственную продукцию, для анализа цен и ценовой политики конкурентов. Кроме того, средние цены применяются в независимых аналитических исследованиях фармрынка для сравнительного ценового анализа ЛП, для оценки ценовых различий между определенными товарными группами медикаментов, для региональных сопоставлений уровней цен на ЛП [4, 6].

Помимо средних цен для характеристики уровня цен может использоваться медиана цен, которая относится к особому виду средних величин – структурным средним. Расчет медианы особенно актуален при отсутствии достаточной ценовой информации, например в случаях, когда неизвестны крайние границы ценовых интервалов.

В странах с развитой рыночной экономикой медиана цен используется для определения предельного уровня цен на ЛП, а также для расчета референтных цен. Например, в Канаде максимальные цены на инновационные патентованные ЛП законодательно устанавливаются в соответствии с медианой, которая учитывает цены на такие же ЛП в США, Италии, Франции, Швеции, Германии, Великобритании и Швейцарии. Кроме того, международные сравнительные исследования, основанные на расчете медианы цен, применяются для оценки эффективности механизмов ценового регулирования [4, 6].

Расчет средних цен имеет смысл только для групп однородных товаров, которые должны иметь соизмеримую единицу для выражения их количества по видам. В этой связи анализ цен на фармрынке на основе средних показателей сопряжен с методологическими трудностями, поскольку из-за многообразия доз и форм выпуска, а следовательно, и единиц физического измерения, возможности образования группировок товаров в натуральном выражении ограничены. Кроме того, на уровень средних цен, помимо ценовых факторов, оказывают влияние и структурные сдвиги, связанные с ассортиментом. Это приводит к тому, что динамика средних цен не может рассматриваться в качестве индикатора ценовой динамики в чистом виде.

Для изучения динамики цен на фармрынке наиболее широко применяется индексный метод, основанный на построении и расчете ценовых индексов. Под индексом цен понимается относительный показатель, характеризующий изменение во времени и ли соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности [1–3]. Индексы цен – важная обобщающая характеристика фармрынка. С помощью индексов можно:

  • изучать динамику уровня цен для отдельных ассортиментных позиций ЛП за 2 и более периодов времени;

  • оценивать динамику цен для товарных групп ЛП и для фармацевтического рынка в целом;

  • анализировать степень влияния структурных изменений в потреблении ЛП на динамику цен на фармацевтическом рынке и определять направление вектора смещения потребительского спроса в сторону более дорогих или более дешевых лекарств;

  • устанавливать степень интенсивности ценовой конкуренции в различных сегментах фармацевтического рынка;

  • осуществлять перерасчет значений различных экономических показателей из фактических в сопоставимые.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.