text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Конфликтология в фармвузе

  • 16 марта 2016
  • 373

В прошлом номере журнала была затронута тема фармацевтического образования. Почти все специалисты, принявшие участие в дискуссии, отметили, что работникам аптек не хватает знаний в области психологии. Способы выхода из конфликтов, методы релаксации и снятия стресса – сейчас всего этого нет в современной программе обучения.

Зачем фармацевту конфликтология?

Концепция фармацевтической помощи включает в себя моральные обязательства за благополучие пациентов как личностей, которые нуждаются в сочувствии и заботе фармацевтов. Однако достаточно часто пациенты отмечают непрофессиональное, грубое или безразличное отношение со стороны работников аптечных организаций.

Конфликтные ситуации в аптечных организациях – явления частые. Фармацевтические работники должны обладать сформированными навыками управления конфликтами, чтобы снизить частоту конфликтов и негативный эффект от их воздействия как на пациентов, так и на самих специалистов. Для этого базовая программа подготовки фармацевтических кадров на всех уровнях профессионального образования (среднего, высшего, послевузовской подготовки и повышения квалификации фармацевтических специалистов) должен содержать курс фармацевтической конфликтологии.

Анализ уровня теоретических знаний 154 фармацевтических специалистов в области конфликтологии показал, что 62% опрошенных не имеют теоретических знаний по конфликтологии, не знают как вести себя в конфликте и как бороться с негативными последствиями конфликтов. Поэтому мы считаем необходимым обучать студентов и специалистов фармацевтической отрасли теоретическим основам конфликтологии, для минимизации деструктивных последствий конфликтов.


Последствия рабочих конфликтов

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что частые конфликты на рабочем месте приводят к снижению удовлетворенности работой, профессиональному стрессу и преждевременному эмоциональному выгоранию сотрудника. Эмоциональное выгорание сотрудника характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией (безразличие и (или) цинизм) и редукцией персональных достижений. В свою очередь эмоциональное выгорание фармацевтического работника, его безразличное отношение к проблемам пациентов может повлечь снижение эффекта от принимаемых пациентом лекарственных препаратов.

Мировой опыт

В зарубежной медицинской и фармацевтической литературе конфликт рассматривается в основном как барьер коммуникации и поэтому навыки управления конфликтами – составная часть коммуникативной компетентности. Для снижения частоты конфликтов и уменьшения эффекта негативных (деструктивных) проявлений конфликтов учеными разных стран предприняты попытки по разработке руководств по формированию навыков эффективной (бесконфликтной) коммуникации.

США Коллективом авторов Американской ассоциации фармацевтических колледжей разработано руководство для преподавания курсов фармацевтической коммуникации, где наряду с теоретическими знаниями о коммуникации и конфликте, представлены задания для формирования навыка разрешения конфликтов в фармацевтической практике.

АВСТРАЛИЯ Национальное австралийское объединение фармацевтических студентов совместно с Гильдией аптечных работников Австралии издали пособие для фармацевтических студентов «Фармацевтический студент на рабочем месте: мои права, мои обязанности». Пособие содержит информацию и практические рекомендации для студентов по проведению грамотной консультации пациентов, предотвращению и успешному разрешению конфликтов.

В разных странах мира (Нидерланды, Новая Зеландия, Канада, США и др.) разработаны руководства и пособия для среднего медицинского персонала по формированию навыков управления конфликтами.

Проведенный анализ литературных источников не выявил специализированых пособий по управлению конфликтами для фармспециалистов России.

Фармацевт должен знать и уметь

Дальнейший анализ литературных источников позволил выделить основные позиции, необходимые, на наш взгляд, для включения в когнитивный блок конфликтологической компетентности фармацевтического работника. К ним относятся:

  • понятие о конфликте как о социальном явлении;

  • механизмы возникновения и развития конфликтов;

  • динамика развития конфликтов;

  • стили поведения в конфликте;

  • способы защиты от негативных последствий конфликтов;

  • способы управления и предотвращения конфликтов, в т.ч. в условиях аптечной организации;

  • причины возникновения конфликтов между фармработником и пациентами;

  • факторы, влияющие на возникновение конфликтов в фармацевтической организации.

Однако следует отметить, что самообучение (изучение только пособий и руководств) не заменит интерактивного тренинга, однако может предварять его, давая возможность участникам изучить теоретические вопросы коммуникации. К такому выводу пришли европейские ученые (Лиман Л. и др.), проанализировав результаты обучения коммуникативным навыкам двух групп студентов, первая группа изучала навыки коммуникации самостоятельно с помощью руководств, другая прошла тренинг

Комментарий автора

В Пермской государственной фармацевтической академии мы рамках дисциплины по выбору уже проводим занятия со студентами 4–5-х курсов, направленные на формирование конфликтологической компетентности.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.