text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

История фармацевтического образования в России

  • 1 апреля 2016
  • 939

История российского фармацевтического образования началась с Указа Петра I о подготовке лекарей при госпиталях. Составной частью их подготовки являлось изучение фармации, а практическая подготовка проводилась в аптекарских огородах. В предлагаемой статье рассказывается о дальнейших вехах подготовки аптечных работников за прошедшие 200 с лишним лет и новых задачах высшей школы.

В 1786 г. школы по подготовке лекарей были выделены в самостоятельные медико-хирургические училища. В 1808 г. при них открывают отделения по подготовке провизоров, на которые приняли 40 человек. В 1835 г. сформулированы требования к обучению провизоров.

Срок обучения составлял 3 года, после чего выпускники сдавали , и по их результатам присваивались квалификации аптекарского помощника I, II и III группы. После трех лет работы аптекарский помощник I и II группы мог сдавать экзамен на провизора. Аптекарский помощник III группы после 2–3 лет работы мог повторно сдать экзамены и получить звание аптекарского помощника I или II группы.

С 1840 г. сформулированы требования к поступающим для получения звания аптекарского помощника:

Тогда же введено высшее фармацевтическое звание аптекарь. Для получения его провизор должен был проработать 2–3 года и сдать экзамен.

В 1846 г. введено звание магистр фармации, предусматривающее подготовку диссертации.

Таким образом, в XIX столетии сложилась система подготовки фармацевтических кадров. С 1829 по 1881 гг. подготовлено 1186 аптекарских помощников, 351 провизор, 95 магистров фармации.

XX век

Все провизоры обучались в университетах. Первым самостоятельным высшим фармацевтическим вузом стал Ленинградский химико-фармацевтический институт. Затем в 1919 г. созданы Московский фарминститут, Пермский, Пятигорский и т. д. В настоящее время провизоров в России готовят 3 академии и 47 факультетов при различных вузах, в то время как до начала 1990-х гг. будущих провизоров обучали в 11 вузах и факультетах. Довузовская подготовка проводится в лицеях, фармацевтических классах, учреждениях среднего профессионального образования (450), в т. ч. фармколледжах и фармучилищах. Послевузовское образование можно дополнить в интернатуре и аспирантуре, а дополнительное образование получить на курсах повышения квалификации, стажировках и т. д. в учреждениях послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Система непрерывного фармацевтического образования, сложившаяся в нашей стране, вполне сопоставима с зарубежными по срокам обучения, особенностям прохождения производственных практик и постдипломной переподготовки.

За последние десятилетия в фармацевтической практике и профессиональной подготовке происходили следующие изменения. На первом этапе (1950–1980 гг.) в практике доминировали изготовление и распределение лекарств, а в образовании преобладали физико-химические дисциплины и совершенствование аптечной службы. Второй этап – 1980–2000 гг. – в фармапрактике характеризовался уменьшением числа производственных аптек, специализацией аптечной службы (по номенклатуре), увеличением процента готовых лекарственных форм, консультацией пациентов, в образовании же предпочтение отдавалось медико-биологическим дисциплинам (патология, фармакотерапия, биология, клиническая фармакология). На третьем этапе, который с 2000 г. продолжается по настоящее время, преобладают децентрализованная система лекарственного обеспечения, высокие технологии производства лекарств, информационная служба и рациональное применение лекарств. В образовании упор делается на интенсивном развитии управления и экономики фармации (маркетинг), информатики, фармацевтической технологии, включая биотехнологию, фармакоэпидемиологии, стандартизации, метрологии, сертификации и контроля качества лекарств.

Специалист, подготовленный в нашей системе фармобразования, способен решать следующие задачи:

  • организовывать деятельность фармацевтических организаций и учреждений;

  • изготовлять лекарственные средства экстемпорального и серийного производства в соответствии с российскими и международными стандартами;

  • разрабатывать новые лекарственные средства (ЛС) на основе достижений биофармации, химии и технологии, медицины;

  • организовывать и осуществлять все виды деятельности в сфере контрольно-разрешительной системы, а также проводить контроль качества ЛС в соответствии с нормативной документацией на этапах разработки, получения, хранения и применения;

  • организовывать и проводить заготовку, приемку и стандартизацию лекарственного растительного сырья;

  • проводить химико-токсикологические исследования;

  • информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках ЛС;

  • организовывать лекарственное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения, в т. ч. и в экстремальных ситуациях;

  • осуществлять научно-исследовательскую работу по проблемам фармации.

Выполнение этих задач должно обеспечить изучение профильных дисциплин в период обучения в фармацевтическом вузе. В настоящее время на изучение четырех основных дисциплин отводится около 30% учебного времени.

Такая подготовка позволяет выпускнику работать на различных должностях в аптечных учреждениях. Официально утверждены 3 должности: старший провизор, провизор-специалист и провизор-интерн. Базовое образование по набору дисциплин, по количеству часов на изучение отдельных блоков соответствует требованиям по подготовке специалистов.

Положительной стороной нынешней додипломной подготовки является достаточное владение фундаментальными дисциплинами, позволяющее выпускникам проводить дальнейшее обучение и самообучение. Негативная сторона – недостаточная готовность к конкретному месту работы. По мнению академика А.П. Арзамасцева, выпускник фармвуза готов к практической работе только на 70%.

Результаты анализа уровня подготовленности выпускников к практической работе показывают, что лишь 20% руководителей аптечных организаций, 21,7% провизоров и 34,7% фармацевтов в полной мере удовлетворены уровнем полученных знаний. Не в полной мере удовлетворены уровнем знаний 60% руководителей провизоров и фармацевтов, при этом 53,4% руководителей констатируют, что 36,7% подчиненных не удовлетворяют их по уровню умений и навыков.

Фармацевтические работники отмечают потребность в знаниях по новым ЛС, их преимуществам, рациональному назначению лекарств, психологии поведения покупателя, нормативно-правового регулирования фармдеятельности.


Новые времена – “новые песни”

В последние годы возникает ряд вопросов к фармацевтическому образованию, которые вызваны двумя причинами:

  • резким ростом количества зарегистрированных в России лекарственных веществ;

  • развитием фармацевтического бизнеса.

Все это привело к новым сферам деятельности провизора, среди них:

  • предпринимательская и консалтинговая;

  • контрольно-разрешительная;

  • информационная;

  • экспертная.

Места работы в новых сферах деятельности:

  • акционерные общества;

  • маркетинговые службы аптечных предприятий;

  • консалтинговые службы фармацевтических дистрибьюторов;

  • фармацевтические фирмы;

  • испытательные центры;

  • лаборатории – клинические, судебно-медицинские, химико-токсикологические;

  • центры фармацевтической информации;

  • страховые компании;

  • отделы по наркоконтролю.

При этом система подбора кадров базируется на таких критериях, как уровень профессиональных знаний, умений и навыков, ответственность и дисциплинированность, эмоциональная устойчивость, стремление к профессиональному росту, уровень работоспособности. Словом, требования к должностям фармспециалистов базируются на профессионально важных качествах.

Возникает вопрос о введении новых специальностей и специализации. Мнения по этому вопросу иногда бывают прямо противоположными.

Согласно одной из точек зрения, подготовка специалистов узкого профиля на додипломном этапе снизит базовое профессиональное образование. В то же время, считают другие эксперты, все виды работы провизора можно заложить в рамки трех специальностей. Для этого необходимо в программу последипломного обучения ввести наряду с блоками для обязательного изучения и блоки, содержание которых зависит от работодателя.

Додипломное же фармацевтическое образование следует совершенствовать путем постоянного корректирования программ по отдельным дисциплинам.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.