text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Профессиональные компетенции провизора

  • 1 апреля 2016
  • 941

В рамках выступления о путях совершенствовании высшего профессионального образования нельзя не остановиться подробно на главной задаче в этой сфере – подготовке компетентных людей. То есть таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключаласьбы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Обучение компетенциям возможно только в условиях реализации знаний и умений на практике. При этом целостным результатом образования выступают не просто профессиональные, а социально-профессиональные компетенции – личностное интегративное качество, проявляющееся в способности решения стандартных и особенно нестандартных, творческих задач, возникающих в многообразии социальных и профессиональных ситуаций.

В научно-методической литературе выделены традиционные характеристики компетенций:

  • политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

  • компетенции, касающиеся жизни в обществе, призванные препятствовать распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий;

  • компетенции, определяющие владение письменным и устным общением, важным в профессиональной деятельности и общественной жизни;

  • компетенции, связанные с возникновением информационного общества – владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости;

  • компетенции, реализующие способность учиться в течение всей жизни не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

Таким образом, для того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью компетенций, среди которых можно выделить общие и специальные. Общие (ключевые) – это определяющие компетенции, соответствующие наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными и востребованы всеми профессиями. Специальные компетенции необходимы для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

В соответствии с обобщенной компетентностной моделью специалиста, в структуре образовательных программ выделяют цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих социально-личностные компетенции будущего специалиста. Общенаучные компетенции (компетенции познавательной деятельности), профессиональноориентированные на основные группы направлений подготовки, определяющие фундаментальность образования, обеспечиваются предметами естественнонаучных и математических дисциплин.

За всеми этими конкретными способами деятельности кроются умения обобщенного характера (или обобщенные познавательные), которые, в свою очередь, подразделяются на интеллектуальные и практические. К числу таких обобщенных умений отнесем анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, составление плана, классификацию, составление конспекта, тезисов, библиографии, опознание, сравнение. Эти умения нельзя “привязать” ни к одной дисциплине, и в то же время они имеют отношение ко всем предметам.

Многогранность и сложность профессиональной деятельности предопределили необходимость выделения в ней нескольких сторон: поисковой (познавательной), коммуникативной, организационной, социальной и реконструктивной. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач.

Сегодня работу любого предприятия, организации невозможно представить без применения информационных технологий. В результате возникает совершенно новое качество управленческого труда. Применение информационных технологий в образовательном процессе усиливает интерес студентов к изучению профессиональных дисциплин.

Набор ключевых компетенций

При самостоятельной работе студентов целесообразно применять на практических занятиях в компьютерном классе электронные модули, поскольку они включают в себя:

  • лекционную информацию;

  • программное обеспечение практических занятий;

  • примеры выполнения самостоятельных и контрольных работ;

  • комплекты итоговых контрольных заданий.

Электронные модули могут обеспечить высокую эффективность и экономичность обучения. С его помощью студент может дополнительно изучать учебный материал в соответствии со своим темпом и возможностями.

В настоящее время нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Вот почему основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и профессиональной сферах. Понятие компетентности фармацевтических работников представляет собой совокупность знаний, способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной деятельности в данной сфере. Безусловно, ее предпосылки и отдельные стороны формируются уже в период обучения через представления студента о будущей работе, и поэтому вполне обоснованна необходимость акцентировать процесс обучения на формировании ключевых компетенций будущих провизоров, отвечающих требованиям современного фармрынка.

Руководители аптечных организаций часто весьма скептически относятся к профессиональной компетентности молодого специалиста, ссылаясь при этом на несовершенство существующей системы образования. Однако работодателю следует учитывать, что в любом случае к нему придет специалист, у которого еще идет процесс формирования профессиональной компетенции. В полной мере она проявится только у работающего специалиста.

По мнению работодателей, модель успешного фармацевтического работника должна быть примерно следующей.

В профессиональную компетенцию должны входить такие качества, как профессиональная эрудиция, широкий кругозор, опыт работы, сетевая компетенция и портфель связей. В управленческую – лидерство, умение планировать и распределять работу, требовательность к себе и другим, коммуникабельность, способность понимать других, доброжелательность и человечность, умение ладить с людьми и создавать благоприятные отношения в коллективе. В социальную компетентность входят готовность и умение разрешать конфликты, выдержанность и уравновешенность, надежность и ответственность, нравственная устойчивость… Словом, список компетенций насчитывает множество характеристик.

В государственном образовательном стандарте нового поколения по фармации предусмотрены:

Кроме того, предусмотрены компетенции:

  • в производственной деятельности (9 компетенций);

  • в организационно-управленческой деятельности (16);

  • в контрольно-разрешительной деятельности (13);

  • в научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности (13);

  • в оказании первой медицинской помощи (1).

И, подводя итог, следует заметить, что будущее каждого специалиста зависит в первую очередь от набора компетенций, которые он сможет предъявить после окончания вуза.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.