text
Портал для медицинских работников

Как стать идеальным фармацевтом

  • 4 апреля 2016
  • 338

Социальная напряженность в обществе, вызванная изменениями в системе лекарственного обеспечения, массовые проверки аптечных предприятий комиссиями разных уровней, нелицеприятные выражения в адрес работников отрасли, которые позволяют себе первые лица страны, заставляют нас снова обратиться к теме статуса и престижа фармспециалиста в современном мире. Декан факультета послевузовского профессионального образования провизоров, зав. кафедрой управления и экономики фармации ММА имени И.М. Сеченова, д-р фарм. наук, проф. Е.А. МАКСИМКИНА на XV юбилейной всероссийской конференции “Аптечная сеть России” представила мнения ученых с мировым именем и свой взгляд на эту актуальную проблему. Надеемся, эта информация пригодится руководителям при разработке системы мотивации сотрудников и определении миссии аптечных предприятий.

Определяемся с терминами

Статус (лат. status – положение, состояние) – положение индивида или группы людей в обществе или его части, зависящее от профессиональных, экономических, этнических и др. признаков.

Престиж (фр. prestige – обаяние, очарование) – авторитет, влияние, уважение, которым пользуется к.-л.; П. социальный – значимость, привлекательность, приписываемая различным сторонам деятельности людей, их положению в обществе, профессии, психологическим качествам и т. п.;

Фармация (от греч. pharmakeia – лекарство; применение лекарства), комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы изыскания, добывания, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств.

Фармацевтика – это область знания и практической деятельности в интересах промышленного, массового и экономически совершенного производства лекарственных средств и субстанций. Это самостоятельная наука по дизайну дозированной формы лекарственного средства и всем аспектам процесса превращения новой химической субстанции в лекарственное средство, пригодное для безопасного и эффективного применения многими миллионами больных.


Признаки идеальной профессии

Пытаясь определить статус фармацевта в современном обществе, Елена Анатольевна выделила такие признаки идеальной профессии:

  • профессия определяет свои собственные стандарты обучения и тренировки;

  • обучающийся профессии получает всесторонний тренинг и проходит процесс социализации;

  • профессиональная практика узаконена в виде определенной формы лицензирования;

  • лицензирование и доступ регулируется представителями профессии;

  • большинство законопроектов, определяющих профессию, создано самой профессией;

  • профессия имеет высокий доход, влияние и статус и может требовать вступления в нее новичков высокого калибра;

  • профессионал является относительно освобожденным от непрофессиональных оценок;

  • нормы практики, обусловленные профессией, часто более жесткие, чем ее правовое нормирование;

  • имеющие отношение к профессии обладают резко выраженным чувством идентификации и принадлежности к своей профессиональной группе;

  • профессией обычно занимаются пожизненно.

Торговая зона, в которой практикует фармация, защита интересов потребителей, корпоратизация фармации, увеличивающаяся зависимость от технологий (макдональдизация), зависимость от врачей и междисциплинарность – вот те факторы, которые мешают профессиональной автономии фармацевтов.

Деформация роли

Фармацевты работают и как “беспристрастные профессионалы” и как бизнесмены, будучи нанятыми на работу или являясь работодателями. Данная тенденция может привести к “двойной игре” фармацевтов или “деформации роли”, поскольку им приходится учитывать оба аспекта своей работы.

Возникает вопрос о том, рассматривает ли общество фармацевтов как “профессионалов” или как продавцов, поскольку рабочие взаимоотношения с обществом являются основным способом достижения привилегированного положения деятельности. Это означает, что некоторые толкователи считают, что профессиональный альтруизм и коммерческий интерес не обязательно должны вступать в конфликт (DingwallandWilson, 1995).

В отчете исследовательского комитета Фармацевтического общества (1941 г., часть 2) записано: “Препараты не являются обычными товарами для продажи, для которых рынок безопасно лимитируется желанием и способностью населения приобретать их. Кроме того, препараты являются товарами, качество и целесообразность применения которых население не может оценить”.

Тем не менее, Hibbert и соавт. при опросе фармацевтов и потребителей выяснили, что на практике взаимоотношения между ними становятся рутинными, и между профессионалом и потребителем относительно редко завязывается беседа на тему приобретения препаратов. Хотя фармацевтам гораздо чаще, чем другим работникам здравоохранения, потребители задают вопросы по поводу применения препаратов, их взаимодействие стало почти что ритуалом. Они делают вывод о том, что:

“Задаваемые вопросы, похоже, свидетельствуют о рутинизации базы знаний фармацевтов, так что некоторые из них можно было бы адресовать менее квалифицированному персоналу. Поэтому данный процесс автоматически не может быть приравнен к расширению границ для интерпретирующих ответов на вопросы потребителей или возрастание возможностей для реализации профессионального “искусства” (Hibbertetal., 2002).

Все больше муниципальные фармацевты приходят на работу в аптеки, которыми владеют крупные корпоративные организации – сетевые аптеки, либо в аптеки, располагающиеся в супермаркетах. Неотъемлемая бюрократическая сущность данных организаций приводит к тому, что называется макдональдизацией фармации. Все данные крупные организации, естественно, заинтересованы в максимальной эффективности и рентабельности, процедуры и работа упрощаются, а товары и услуги стандартизируются.

Можно возразить, что ограничение возможностей для фармацевтов в вынесении независимых профессиональных суждений, т. к. они стали “регулируемыми” протоколом и “политикой компаний”, рискует нарушить их профессиональную автономию.

“Развитие компьютерных и фармтехнологий в процессе изготовления и упаковки препаратов в последние годы коренным образом изменили повседневную работу фармацевтов, – продолжает цитировать Е.А. Максимкина. – Следовательно, большая часть того, что население традиционно считало “мистическим” по отношению к работе фармацевта, в частности, такие символы аптекарского дела как пестик и ступка, например, исчезли. Теперь в работе как муниципальных, так и внутрибольничных аптек “практические” аспекты выдачи препаратов рассматриваются как техническая работа, которую, в основном, выполняет технический фармацевтический персонал, а не сами фармацевты”. Действительно, ряд внутрибольничных аптек пошли дальше и установили автоматические системы по выдаче препаратов, таким образом, полностью исключив мистический ореол из процесса выдачи препаратов, поэтому некоторые считают, что фармацевты утратили контроль над тем, что прежде составляло основу их деятельности.

Критерии профессионального статуса зависят от того, как профессия поддерживает “социальную дистанцию” от общества, которому она служит, и на сегодня фармацевт, остающийся на выдаче препаратов, может казаться обществу чем-то большим, чем просто поставщик уже упакованных препаратов.

Фармацевты, часто характеризуемые как эксперты в области препаратов, таким образом, в ходе истории не смогли оставить контроль за лекарствами за собой. Denzinи Mettlin (1968) утверждали, что “неудача в получении контроля над социальным объектом, который подтверждает наличие его профессиональных качеств на первом месте”, привела к тому, что фармация стала неполной профессией.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.