text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Мотивация персонала аптеки в период кризиса

  • 12 апреля 2016
  • 208

Мощнейший инструмент

Р.И. Ягудина. Во время прошлого “круглого стола” как-то сам собой возник целый список тем, которые могут быть особенно актуальными в кризисные или посткризисные времена. Одна из них – мотивация. Рассмотреть ее предложила в стенах своей “Аптеки Венера” Е.В. Гаврилова, принимавшая самое непосредственное участие в первом нашем заседании.

Е.В. Гаврилова. Когда мы всерьез заинтересовались вопросами мотивации персонала, изучили достаточно много всякого рода справочной литературы. Исходили из известного. Например, из того, что увеличение производительности труда прямо пропорционально увеличению мотивации сотрудников и что при правильном внедрении в производство данного элемента организации труда они работают гораздо лучше. Однако где взять полный список таких способов, влияющих на эффективность нашего труда?

Поскольку такого не нашлось, мы решили в каких-то вопросах идти своим путем, в чем-то придерживаясь, а в чем-то и отличаясь от основных постулатов данной темы.

Например, одним из мощнейших инструментов повышения мотивации является премирование. Как и за что премировать? Есть много мнений и суждений, однако методику расчета для своей аптеки мы определили сами и оформили как документ (он разный для различных категорий наших сотрудников).

В “Лист расчета премии” входит от 14 (для сотрудников отдела безрецептурного отпуска) до 16 (для отдела готовых форм) пунктов. В них по процентной шкале оцениваются как непосредственные результаты работы за прилавком, в отделе, с учетом среднего числа обслуженных чеков или средней стоимости покупки, так и ряд даже несколько экзотических показателей. Например, участие в акции “Курению НЕТ” тоже дает дополнительные премиальные баллы и, соответственно, деньги. Так что лозунг нашей аптеки, вывешенный в главном зале для посетителей: “Берегите себя! Спасибо, что доверяете нам!”, можно в полной мере отнести и к собственным сотрудникам.

Всего же у нас четыре вида премирования: ежемесячное, квартальное, премия для дежурных администраторов и единовременное разовое. Однако все это возможно при определенных финансовых показателях аптеки. То есть только в том случае, когда имеется, из чего брать дополнительные ресурсы. А они – в общих результатах работы.

Основанием для начисления ежемесячной премии обязательно служат также данные бухгалтерско-статистической отчетности, где учитываются основные показатели деятельности каждого сотрудника. Причем премия сотруднику начисляется обязательно по результатам работы его подразделения.

В 2100 году мы вводим новый вид премирования, учредив номинацию “Лучший сотрудник года”. Наши лидеры будут награждены неординарными подарками, которые обойдутся аптеке в довольно значимую сумму.

Р. И. Ягудина. В отделе готовых форм (ОГФ) основная работа оценивается в 0,8% от личного товарооборота, в то время как в листе расчета премий для отдела безрецептурного отпуска (ОБО) значатся 1,5%. Почему такая “дискриминация” фармацевтов и провизоров ОГФ?

Е.В. Гаврилова. Расчетами у нас занималась целая “лаборатория” специалистов, которые являются по образованию налоговиками. Они и вычислили оптимальный процент для каждого сотрудника, чтобы в убытке не оказался никто. Так что все цифры взяты отнюдь не с “потолка”, за каждой кроется серьезная работа.

Р.И. Ягудина. А Вы не сравнивали, как изменилась работа аптеки до и после внедрения данной системы? Как менялись цифры?

Е.В. Гаврилова. У нас было многоэтапное внедрение, на все это понадобилось около четырех лет, после чего мы провели комплексный анализ. И многое стало моделироваться по-другому.

Те же 0,8% появились у нас не сразу, а только тогда, когда был оптимизирован конечный результат отдела. Сейчас он неотделим от прибыли, полученной ОГФ. Пресловутые 0,8% (как и 1,5% для другого отдела) подобрали экспериментально-логическим путем. Цифры могут меняться, но не слишком сильно.

Сегодня на каждого сотрудника “Аптеки Венера” существует свой расчетный лист, а если группа сотрудников абсолютно одинакова по функциональным обязанностям, то расчетный лист будет единым. Есть и те, у кого лист расчета премии сугубо индивидуален, например, у водителя аптеки.


Чтоб не “накрылась премия в квартал”

Е.В. Гаврилова. Следующий вид премирования – квартальный. На мой взгляд, этот вид премии интересен из-за следующих показателей.

Так, работа заместителя генерального директора за квартал оценивается в специальной анкете для премирования по 34 пунктам. А если речь идет о провизоре или фармацевте ОГФ – по 24 пунктам. Как и в случае с ежемесячной премией, все пункты оцениваются по 7-балльной шкале.

В анкете заместителя директора есть такие графы, как неконфликтность и инициативность, внешний вид и комфортность в общении, знание фармакологии и умение добиваться результата для улучшения работы аптеки, стрессоустойчивость и производительность труда…

Р.И. Ягудина. То есть это анкета, отражающая хорошие качества сотрудников? Но в анкете есть, тем не менее, абстрактные пункты. Например, “Умение создать единый дух команды”. Как оценить это в деньгах или баллах?

Е.В. Гаврилова. Если требуется, скажем, подменить заболевшего сотрудника, мой зам. обратится ко мне, чтобы я нашла замену или сам предложит вариант, когда можно обойтись имеющимися силами. Вот такие действительно абстрактные, но, с другой стороны, очень показательные человеческие качества и оценивает наша система.

Н.И. Ривес. А судьи кто? Кто ставит баллы в квартальную анкету?

Е.В. Гаврилова. Комиссия, куда входят руководители отделов, председатель профкома – имеется у нас и такой общественный орган, очень активный, кстати, а также менеджер по управлению персоналом.

Сотрудникам ставятся баллы, высчитывается среднее значение – и далее идет самое интересное. Лучшие попадают в лидеры (так называют тех, кто получил не меньше 6 баллов). Задача трех лидеров, трех лучших – удержаться в этом звании год. Как только они четыре раза выиграют первое, второе или третье места по аптеке, у них автоматически, на среднюю сумму квартальной премии, поднимается зарплата. Например, было 15 тысяч рублей, а стало 20.

Но в следующем году этот сотрудник в квартальном премировании уже не участвует: он заработал себе фиксированный доход в штатном расписании. Но если он получит замечания по итоговой комиссии – обратный путь расчета премии также открыт.

Н.И. Ривес. Фиксируются все премии: и за первое, и второе, и за третье места?

Е.В. Гаврилова. Да, я уже сказала об этом. И мы высчитываем среднеарифметическую цифру квартальной премии за год, добавляя ее к окладу.

Еще один немаловажный момент – премия для дежурного администратора. Мы все знаем, как сложно принимать ему решения, в каких трудных условиях он находится. Для дежурных администраторов тоже имеется премиальный фонд – 10 тысяч рублей, который ежемесячно распределяется между ними согласно отработанному времени. В расчетном листе премии учитываются такие функции, как контроль, анализ, исполнительность, наставничество, работа через Интернет, кураторство и т. д., всего 7 пунктов.

К примеру, часть заказов в аптеку приходит через Интернет. Дежурный администратор должен быстро и четко принять заказ, дать задание по его оформлению и т. д. В итоге он получает 1% от суммы заявки.

Понятнее всего с единовременным премированием, где все очень просто. Премии выписываются всем женщинам к 8 Марта, мужчинам – к 23 февраля, всем – к Новому году. Интересное здесь то, что в премиях учитывается процент от среднего дохода каждого сотрудника за прошлый год. Чтобы он понимал: для получения хорошей премии надо хорошо поработать. Премии у нас идут из фонда заработной платы.

Р.И. Ягудина. А что у вас входит в соцпакет?

Е.В. Гаврилова. Мы прекрасно понимаем, что существуют премии, которые воздействуют на сознание хорошо и быстро, но есть и опосредованные формы премирования. В их числе особое место, как дополнительный мотивационный фактор, занимает фирменный соцпакет

Всем своим сотрудникам мы оплачиваем проезд на работу и обратно. Подключение к корпоративному тарифу мобильной связи – не для всех, но у дежурного администратора, в отделе кадров такой тариф есть. Мы оплачиваем также обучение по повышению квалификации, санаторные путевки, вакцинацию от гриппа, предоставляем беспроцентные кредиты на операционное лечение – кому 50 тысяч рублей, а кому и 100 тысяч, оплачиваем определенную часть квартплаты.

Р.И. Ягудина. Но Вы же не будете оплачивать получение второго высшего образования?

Е.В. Гаврилова. Нет, речь идет не об этом. Мы можем оплачивать, например, курсы по сертификации и т. п., освоение бухгалтером новых программ – словом, только то, что нужно организации. Но если сотрудник, получивший сертификат повышения квалификации, тут же увольняется, стоимость обучения мы высчитываем. Это отражено в договоре.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.