text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Система мотивации персонала в аптеках и аптечных сетях

  • 14 апреля 2016
  • 757

“Голодными управлять легче, чем сытыми.

Потому что голодные хотят хлеба.

А что хотят сытые – сразу не скажешь”

Сунь Цзы

Практически каждый руководитель рано или поздно сталкивался с вопросом мотивации своих сотрудников. Построение эффективной системы мотивации персонала – один из самых сложных и творческих процессов в менеджменте.

К сожалению, нет единых схем мотивации, которые одинаково эффективно влияли бы на разных сотрудников. Именно поэтому большинство руководителей аптек и аптечных сетей экспериментируют с различными моделями мотивации персонала, пытаясь найти методы, более всего подходящие для их компании.

Аптека, по сути своей, относится к сфере сервиса. А в сфере сервиса, как известно, ключевая роль принадлежит персоналу. Покупатель участвует в процессе предоставления услуги, и процесс оказания услуги для него настолько же важен, как и результат. Поэтому инвестиции в мотивацию сотрудников в аптечной сфере, как правило, себя оправдывают.

В данной статье представлен алгоритм построения системы мотивации аптечного персонала, позволяющий увеличить финансовую эффективность, улучшить обслуживание клиентов и повысить вовлеченность сотрудников.

Роль руководителя в мотивации персонала

Ключевым фактором, влияющим на мотивацию сотрудника, является его непосредственный руководитель. Согласно исследованиям автора, непосредственный руководитель на 70% обеспечивает мотивацию своих подчиненных; компания, система управления, безопасность, условия и оплата труда определяют 20% мотивации, а 10% – это личная мотивация сотрудника.

Для заведующего аптекой доля личной мотивации выше и составляет 40%, а доля в мотивации его непосредственного руководителя ниже – 40%.

Необходимо уделить пристальное внимание обучению руководителей аптек основным принципам управления персоналом.

В минимальный курс обучения необходимо включить:

  1. основы оперативного управления (навыки планирования, организация и постановка задач, обучение персонала, делегирование, мотивация, контроль и координация);

  2. основы лидерства;

  3. методы работы с персоналом (навыки общения, работа с картотекой, ведение отчетности по работе с персоналом).

Не останавливаясь подробно на каком-либо из этих пунктов, отмечу, что существенной проблемой российского бизнеса является нехватка квалифицированных руководителей, поэтому инвестиции в обучение руководителей не только быстро окупятся, но станут конкурентным преимуществом аптечной сети.


Фундамент системы управления персоналом в аптеке

Для построения эффективной системы управления персоналом в аптеке (аптечной сети) необходимо:

  • довести до всех сотрудников стратегию компании;

  • внедрить регламенты;

  • создать систему обучения персонала;

  • обеспечить контроль выполнения стандартов;

  • внедрить систему наказаний;

  • организовать обратную связь;

  • правильно организовать рабочие места;

  • создать места отдыха.

Сотрудники хотят знать, куда планирует двигаться и как развиваться компания, в которой они работают. Не пренебрегайте этим, в принципе, несложным для выполнения фактором.

Наличие стандартов в той или иной области приводит к снижению управленческих затрат, времени принятия решения, снижает вероятность ошибок, улучшает качество обслуживания (1). Регламентация снижает уровень неопределенности в работе персонала, помогает распределить ответственность и порядок работ. Сотрудникам становится понятно что, как, когда и кто делает.

Однако мало написать и внедрить регламенты. Необходимо, чтобы сотрудники их приняли и исполняли. Поэтому следующим непреложным условием является создание системы, включающей обучение не только фармацевтов, но и руководителей внутренним стандартам (регламентам) компании, объяснение их обязательности в повседневной работе. Постоянное выполнение сотрудниками стандартов компании можно обеспечить, только при эффективном контроле. Его методы (проверка знаний и компетенций, контроль выполнения стандартов, регулярная оценка ключевых показателей деятельности персонала, координация действий) должны предотвращать саму возможность невыполнения стандартов, а не являться способом выявления нарушений. Таким образом, контроль начинается не на стадии исполнения регламентов, а на стадии их изучения сотрудниками компании.

Подкреплением контроля является система наказаний, включенная в регламенты.

Способность компании зарабатывать не должна зависеть от желания сотрудника больше работать и больше зарабатывать. Ему нельзя оставлять выбор между вариантами много работать и много зарабатывать или работать, не напрягаясь и получать оклад.

Правильно функционирующая система управления – инструмент, который не позволяет сотруднику расслабляться. В такой системе он может только эффективно работать и хорошо зарабатывать, и не может не работать (2).

Трудно представить более простой и наименее затратный способ поддержания мотивации персонала, чем организация обратной связи, однако именно этим способом чаще всего пренебрегают руководители.

Общие собрания сотрудников аптечной сети следует проводить не чаще одного раза в квартал. Собрания-летучки, в которых участвуют все сотрудники аптеки, целесообразно проводить еженедельно. В ходе таких собраний необходимо проанализировать вместе с персоналом достижения, обсудить возникшие сложности, определить корректирующие действия, обозначить следующие цели и перспективы развития компании.

Кроме того, непосредственный руководитель обязан проводить индивидуальное общение со своими подчиненными. Ему полезно завести картотеку с анкетой (в свободной форме) на каждого подчиненного.

Если говорить о правильно организованном рабочем месте, то в аптеке должны быть:

  • компьютеризированные кассы (удивительно, но даже в XXI в. в крупных городах по-прежнему существуют аптеки, где они отсутствуют);

  • удобная аптечная мебель и оборудование (как для сотрудников, так и для клиентов аптеки);

  • кондиционер;

  • обогреватель.

Рекордные температуры последних лет наглядно продемонстрировали необходимость готовить кондиционер заранее, впрочем, как и систему отопления к зиме.

Даже если вам безразлично, в каких условиях работают ваши сотрудники, подумайте о впечатлении, которое производит ваша аптека на клиентов.

Особое внимание стоит обратить на правильное расположение и хранение товара во внутренних помещениях аптеки и шкафах торгового зала. Во многих аптеках этот процесс оставлен на усмотрение сотрудников, которые могут перекладывать товар, как удобно им, в результате чего быстро найти необходимое средство невозможно, что снижает эффективность работы всех фармацевтов и аптеки в целом.

Создание мест отдыха – это дополнительная возможность повлиять на мотивацию первостольников. Работа фармацевта связана с огромным количеством контактов с людьми, и ему время от времени просто необходимо побыть в одиночестве, в тишине и покое. Постарайтесь обеспечить для этого условия в аптеке.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.