Здравоохранение

Система мотивации персонала в аптеках и аптечных сетях

  • 14 апреля 2016
  • 763

“Голодными управлять легче, чем сытыми.

Потому что голодные хотят хлеба.

А что хотят сытые – сразу не скажешь”

Сунь Цзы

Практически каждый руководитель рано или поздно сталкивался с вопросом мотивации своих сотрудников. Построение эффективной системы мотивации персонала – один из самых сложных и творческих процессов в менеджменте.

К сожалению, нет единых схем мотивации, которые одинаково эффективно влияли бы на разных сотрудников. Именно поэтому большинство руководителей аптек и аптечных сетей экспериментируют с различными моделями мотивации персонала, пытаясь найти методы, более всего подходящие для их компании.

Аптека, по сути своей, относится к сфере сервиса. А в сфере сервиса, как известно, ключевая роль принадлежит персоналу. Покупатель участвует в процессе предоставления услуги, и процесс оказания услуги для него настолько же важен, как и результат. Поэтому инвестиции в мотивацию сотрудников в аптечной сфере, как правило, себя оправдывают.

В данной статье представлен алгоритм построения системы мотивации аптечного персонала, позволяющий увеличить финансовую эффективность, улучшить обслуживание клиентов и повысить вовлеченность сотрудников.

Роль руководителя в мотивации персонала

Ключевым фактором, влияющим на мотивацию сотрудника, является его непосредственный руководитель. Согласно исследованиям автора, непосредственный руководитель на 70% обеспечивает мотивацию своих подчиненных; компания, система управления, безопасность, условия и оплата труда определяют 20% мотивации, а 10% – это личная мотивация сотрудника.

Для заведующего аптекой доля личной мотивации выше и составляет 40%, а доля в мотивации его непосредственного руководителя ниже – 40%.

Необходимо уделить пристальное внимание обучению руководителей аптек основным принципам управления персоналом.

В минимальный курс обучения необходимо включить:

  1. основы оперативного управления (навыки планирования, организация и постановка задач, обучение персонала, делегирование, мотивация, контроль и координация);

  2. основы лидерства;

  3. методы работы с персоналом (навыки общения, работа с картотекой, ведение отчетности по работе с персоналом).

Не останавливаясь подробно на каком-либо из этих пунктов, отмечу, что существенной проблемой российского бизнеса является нехватка квалифицированных руководителей, поэтому инвестиции в обучение руководителей не только быстро окупятся, но станут конкурентным преимуществом аптечной сети.


Фундамент системы управления персоналом в аптеке

Для построения эффективной системы управления персоналом в аптеке (аптечной сети) необходимо:

  • довести до всех сотрудников стратегию компании;

  • внедрить регламенты;

  • создать систему обучения персонала;

  • обеспечить контроль выполнения стандартов;

  • внедрить систему наказаний;

  • организовать обратную связь;

  • правильно организовать рабочие места;

  • создать места отдыха.

Сотрудники хотят знать, куда планирует двигаться и как развиваться компания, в которой они работают. Не пренебрегайте этим, в принципе, несложным для выполнения фактором.

Наличие стандартов в той или иной области приводит к снижению управленческих затрат, времени принятия решения, снижает вероятность ошибок, улучшает качество обслуживания (1). Регламентация снижает уровень неопределенности в работе персонала, помогает распределить ответственность и порядок работ. Сотрудникам становится понятно что, как, когда и кто делает.

Однако мало написать и внедрить регламенты. Необходимо, чтобы сотрудники их приняли и исполняли. Поэтому следующим непреложным условием является создание системы, включающей обучение не только фармацевтов, но и руководителей внутренним стандартам (регламентам) компании, объяснение их обязательности в повседневной работе. Постоянное выполнение сотрудниками стандартов компании можно обеспечить, только при эффективном контроле. Его методы (проверка знаний и компетенций, контроль выполнения стандартов, регулярная оценка ключевых показателей деятельности персонала, координация действий) должны предотвращать саму возможность невыполнения стандартов, а не являться способом выявления нарушений. Таким образом, контроль начинается не на стадии исполнения регламентов, а на стадии их изучения сотрудниками компании.

Подкреплением контроля является система наказаний, включенная в регламенты.

Способность компании зарабатывать не должна зависеть от желания сотрудника больше работать и больше зарабатывать. Ему нельзя оставлять выбор между вариантами много работать и много зарабатывать или работать, не напрягаясь и получать оклад.

Правильно функционирующая система управления – инструмент, который не позволяет сотруднику расслабляться. В такой системе он может только эффективно работать и хорошо зарабатывать, и не может не работать (2).

Трудно представить более простой и наименее затратный способ поддержания мотивации персонала, чем организация обратной связи, однако именно этим способом чаще всего пренебрегают руководители.

Общие собрания сотрудников аптечной сети следует проводить не чаще одного раза в квартал. Собрания-летучки, в которых участвуют все сотрудники аптеки, целесообразно проводить еженедельно. В ходе таких собраний необходимо проанализировать вместе с персоналом достижения, обсудить возникшие сложности, определить корректирующие действия, обозначить следующие цели и перспективы развития компании.

Кроме того, непосредственный руководитель обязан проводить индивидуальное общение со своими подчиненными. Ему полезно завести картотеку с анкетой (в свободной форме) на каждого подчиненного.

Если говорить о правильно организованном рабочем месте, то в аптеке должны быть:

  • компьютеризированные кассы (удивительно, но даже в XXI в. в крупных городах по-прежнему существуют аптеки, где они отсутствуют);

  • удобная аптечная мебель и оборудование (как для сотрудников, так и для клиентов аптеки);

  • кондиционер;

  • обогреватель.

Рекордные температуры последних лет наглядно продемонстрировали необходимость готовить кондиционер заранее, впрочем, как и систему отопления к зиме.

Даже если вам безразлично, в каких условиях работают ваши сотрудники, подумайте о впечатлении, которое производит ваша аптека на клиентов.

Особое внимание стоит обратить на правильное расположение и хранение товара во внутренних помещениях аптеки и шкафах торгового зала. Во многих аптеках этот процесс оставлен на усмотрение сотрудников, которые могут перекладывать товар, как удобно им, в результате чего быстро найти необходимое средство невозможно, что снижает эффективность работы всех фармацевтов и аптеки в целом.

Создание мест отдыха – это дополнительная возможность повлиять на мотивацию первостольников. Работа фармацевта связана с огромным количеством контактов с людьми, и ему время от времени просто необходимо побыть в одиночестве, в тишине и покое. Постарайтесь обеспечить для этого условия в аптеке.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.