text
Портал для медицинских работников

Безопасность фармакотерапии в России

  • 23 апреля 2016
  • 209

В условиях современной России проблема обеспечения безопасности ЛС определяется не только фармакологическими свойствами ЛС, но и целым рядом организационных факторов, существенно влияющих на безопасность фармакотерапии.

В первую очередь это связано с высоким уровнем самолечения среди населения РФ. Отсутствие достоверных данных о масштабах самолечения, которым по разным источникам занимается от 45% (Л.В. Мошкова) до 90% населения (С.Ш. Сулейманов), не позволяет составить полную картину использования ЛС в нашей стране. Соответственно, не представляется возможным оценить рациональность и безопасность фармакотерапии, получаемой значительной частью населения РФ.

Самолечение осуществляется за счет свободного приобретения населением в аптеках не только безрецептурных, но и рецептурных ЛС, большинство которых можно купить без рецепта врача.

В связи с этим значительная часть НПР, которые проявляются у больных, либо не расцениваются ими как НПР, либо жалобы на возникшие проблемы не доводятся до сведения врачей, а обсуждаются с родственниками или знакомыми. Достаточно часто претензии о реакциях, возникших после приема ЛС, больные высказывают специалистам аптек, которые, в свою очередь, не подготовлены к выявлению и регистрации НПР, т. к. действующие программы базового и последипломного образования провизоров и фармацевтов не предусматривают изучения проблемы безопасности ЛС.

В связи с высокой актуальностью проблемы нами была поставлена задача выявить обращаемость покупателей аптек с жалобами на НПР ЛС.

Для этого было проведено пилотное исследование методом прямого скрытого наблюдения, т. е. покупатели не знали о том, что за ними наблюдают.

Наблюдателями были интерны кафедры фармации Иркутского государственного института усовершенствования врачей (ГИУВ). Наблюдение проводилось в десяти аптеках города Иркутска и двух аптеках Иркутской области в течение месяца.

Перед специалистами была поставлена задача: не расспрашивать больных, а регистрировать только самостоятельные обращения по поводу жалоб на возникшие после приема ЛС НПР.

За период исследования были зафиксированы 73 жалобы на НПР, в т. ч. 27 жалоб на НПР безрецептурных ЛС и 46 – на нежелательные побочные эффекты рецептурных препаратов. У детей было зарегистрировано 10 случаев НПР. Наиболее часто посетители аптек жаловались на НПР, представленные в таблице.

Таблица

Наиболее часто встречающиеся НПР

Характеристики побочных реакций

Количество жалоб

Препараты

НПР со стороны ЖКТ

27

Терафлекс, ксеникал, сумамед, трихопол, нурофен, декарис, фестал, диклофенак, амоксиклав, мовалис, бисептол

Аллергические реакции

13

Кальцинова, парцетамол, настойка эхинацеи, раствор люголя, йодинол, кетонал, ципрофлоксацин, бромгексин, эспумизан, сана сол, нурофен

Реакции со стороны ЦНС

11

Катадолон, винпоцетин, ципролет, таваник, ибупрофен, ново пассит, меридиа

Серьезные НПР

3

Кетонал, ципролет, парацетамол

Серьезными НПР стали: анафилактический шок на кетонал, отек Квинке на парацетамол, отек легких после приема ципролета ребенком 14 лет. Кроме случаев серьезных НПР, пациенты не обращались с жалобами к врачу, но сообщали о них провизорам аптеки.

Во всех случаях информация о возникших НПР не фиксировалась работниками первого стола и, соответственно, не доводилась до регионального центра мониторинга безопасности ЛС.

После выявления достаточно большого количества случаев обращения покупателей в аптеки с жалобами на НПР ЛС нами было проведено анкетирование специалистов аптек с целью выявления уровня подготовленности фармацевтических специалистов к работе с жалобами на НПР.

Анкетирование позволило получить следующие результаты: 54% опрошенных имеют стаж работы свыше 20 лет, почти 100% проходили последние курсы повышения квалификации 4 года назад; 38% опрошенных считают, что на последних курсах повышения квалификации освещалась проблема безопасности ЛС, 15% считают, что нет, а 47% опрошенных ответили, что не помнят; 89% специалистов ответили, что они знакомы с правилами назначения ЛС, но только 49% смогли правильно указать, в каком приказе они описаны; 65% опрошенных отметили, что к ним обращались больные с жалобами на побочные действия ЛС, 29% сообщили, что фиксируют поступившие жалобы, но не могут уточнить где.

Данные о рекомендациях, которые дают фармацевтические специалисты по поводу обращения больных с жалобами на НПР, выглядят следующим образом: 87% считают, что больного с жалобами на побочные действия ЛС необходимо отправить к врачу, 17% – к заведующему аптекой, 10% не знают, к кому.

84% опрошенных отметили трудности общения с больными, жалующимися на побочное действие ЛС, но 75% не могут их сформулировать.

46% специалистов считают, что на федеральном уровне мониторингом занимается Федеральный центр мониторинга безопасности ЛС, 45% полагают, что это Роспотребнадзор.

72% специалистов аптек не знакомы с формой “Извещения о неблагоприятных побочных реакциях”, и только 20% знают, что ее можно найти на сайте Росздравнадзора.

98% опрошенных считают необходимой дополнительную подготовку по проблеме безопасности использования ЛС.

Исследование показало, что больные часто предъявляют жалобы на НПР ЛС работникам аптек, которые не подготовлены к сбору этой информации, большинство из них не знакомы с картой “Извещение о подозреваемой неблагоприятной побочной реакцией лекарственного средства”. Специалисты аптек не знают, как правильно общаться с больными, где фиксировать жалобы.

Таким образом, значительная часть информации о НПР ЛС остается незарегистрированной. Для привлечения специалистов аптек к мониторингу безопасности ЛС целесообразно разработать методику сбора информации провизорами и рассмотреть организационные аспекты участия фармацевтических специалистов в обеспечении безопасности использования ЛС.

Необходимо разработать алгоритм поведения фармацевтических работников в системе взаимодействия с покупателями аптеки, дающего возможность повысить качество консультационной и информационной работы с населением.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.