text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Алгоритм расчета численности персонала

  • 26 апреля 2016
  • 157

Современные маркетинговые технологии позволяют сделать достаточно точный прогноз условий для успешного старта предприятия на основе анализа данных конкурентной среды. В качестве методов маркетинговых исследований можно использовать технологии бенчмаркинга, методы наблюдения, конкурентной разведки, анкетирования и опроса специалистов и населения, идентификацию. Объектами исследования могут стать лучшие аптеки района и города, а также расположенные рядом аптечные предприятия, что позволит учесть специфику местного контингента.

Предлагаем один из возможных вариантов алгоритма действия при определении численности персонала, основанный на анализе конкурентной среды, товарооборота аптек будущих прямых конкурентов, их сильных и слабых сторон, а также сопоставления собственных ресурсов (ресурсов учредителей) в сравнении с ближайшими аптеками и сильнейшими игроками в регионе.

Если наша аптека будет функционировать в лучшем, чем конкуренты, месте по отношению к людским потокам, если мы сформируем аптечный ассортимент, способный в большей мере удовлетворять спрос предполагаемых покупателей по конкурентоспособным ценам, обеспечим лучший сервис по их обслуживанию (комфортный торговый зал, хорошую выкладку товара, высоко обученный, мотивированный персонал и др.), можно с уверенностью утверждать, что товарооборот будет очевидно выше, чем у расположенных поблизости аптек. Если же ресурсы учредителей недостаточны для создания очевидных конкурентных преимуществ перед соседями, то прогноз по товарообороту и маркетинговому потенциалу планируемой аптеке будет более скромным. Если на момент открытия она будет проигрывать уже работающим аптекам, то, учитывая тенденции развития фармацевтического рынка, в последующем, при появлении более мощных аптечных организаций, сохранить прежнюю долю рынка ей будет еще труднее.

В ходе исследования было проведено анкетирование 124 фармацевтов и 74 провизоров, из них 16 –заведующие аптеками, 19 – заместители заведующих, 8 – заведующие отделами, остальные – работники первого стола.

В анкете содержались вопросы, разделенные по 3 группам.

  1. Вопросы общего характера: фармацевтическое образование, занимаемая должность, стаж работы по специальности.

  2. Отражающие специфику работы аптечного предприятия: товарооборот, количество рабочих мест, численность фармацевтического персонала, график и режим работы, вооруженность рабочего места, формат обслуживания, количество наименований аптечного ассортимента.

  3. Оценка специалистом: оптимальности численности персонала, удобства режима и графика работы, интенсивности труда, равномерности потоков покупателей, текучести кадров и др.

Анкетирование фармспециалистов, проходящих усовершенствование на кафедре фармакологии и биофармации ФУВ ВолГМУ, а также собеседование и углубленное интервьюирование их показало, что при хорошей организации работы за первым столом и при интенсивной работе можно получить товарооборот до 800 тыс.руб., а в некоторых аптеках – даже до 1,5–2 млн руб. на одно рабочее место в месяц. Товарооборот, рассчитанный на одного специалиста, работающего за первым столом, может колебаться от 50–100 тыс. до 600–800 тыс. руб. в месяц.

Конечный результат зависит и от аптечного ассортимента, структуры покупателей (транзитные, постоянные), их покупательских возможностей, средней стоимости покупок, брендированности (репутации) аптеки, цен и сервисных услуг. Исходя из этого, сопоставляя число рабочих мест и плотность покупательских потоков, можно сделать заключение о возможном товарообороте анализируемой аптеки.

Определившись в выборе аптек для проведения бенчмаркинга, по упрощенной форме определяем их возможный (вероятный) товарооборот, обращая внимание на два показателя:

  • количество рабочих мест;

  • интенсивность обслуживания.

По числу рабочих мест и интенсивности обслуживания можно с определенной долей вероятности сделать заключение о возможном товарообороте. Расчеты, которые мы сделали на основании анкетирования, в усредненном виде представлены в табл. 1.

Таблица 1

Расчет возможного товарооборота в аптеке

Количество рабочих мест

Интенсивность покупательских потоков и товарооборот (тыс. руб.)

Очень высокая

Высокая

Умеренная

Низкая

1

800–1500*

600–800

400–600

до 400

2

1600–3000*

1200–1600

800–1200

нет смысла

3

> 3000*

> 1600

нет смысла

нет смысла

* Работает периодически 2 (или 2–3, 3–4) кассы, но на одной кассе отпущено товара в пределах 800–1500 тыс. руб. в месяц, а на другой в несколько раз меньше, т. к. она работает всего несколько часов – в период максимального потока покупателей.

Обозначения:

  • очень высокая интенсивность – обслуживаются покупатели по всем кассам более 90% рабочего времени;

  • высокая – до 70–90%;

  • умеренная – до 50–70%;

  • Низкоинтенсивная работа отмечается менее чем в 50% рабочего времени.

Проводя анализ работы близлежащих аптек по двум показателям – количеству рабочих мест и интенсивности покупательских потоков, – мы можем предположить товарооборот будущей аптеки. Например, видим в аптеке 3 рабочих места и наличие посетителей в течение всего рабочего дня. Безусловно, в часы “пик” их больше, в другие – меньше, но присутствие покупателей практически постоянно. Можно предположить, что и вновь открывающаяся аптека будет иметь товарооборот более 2 млн руб., и рационально при планировании торгового зала готовить 3 рабочих места

Другие рекомендуемые методы определения возможного товарооборота достаточно громоздки: замеры количества посетивших аптеку и процент совершивших покупки, а также средней стоимости покупки, анализ половых и возрастных различия посетителей и др. следует проводить не менее 5 раз по 10 мин на протяжении рабочего дня в течение двух будних и двух выходных дней. Для проведения таких исследований необходимо больше времени и сил. Но тогда, когда персонал еще не набран, встает вопрос о том, кто это будет делать. Услуги маркетинговых компаний дороги и не все из них знакомы с инструментами анализа конкурентной среды на фармацевтическом рынке. Поэтому описанный выше метод определения возможного ТО кажется нам более удобным и рациональным.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Новая аптека» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.