text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Расчет трудозатрат первостольников

  • 27 апреля 2016
  • 259

Для изучения трудовых затрат и комплексного анализа всех факторов, влияющих на качество и производительность труда, руководитель может использовать следующие методы, позволяющие собственными силами оценить достаточность кадров или потребность в увеличении численности персонала, а также экономически обосновать принимаемое решение:

  • моментные наблюдения;

  • выборочный хронометраж; фотография рабочего дня;

  • анкетирование специалистов;

  • беседа;

  • анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности (товарооборот, прибыль, издержки на персонал, на каждого работника).

При изучении структуры затрат рабочего времени фармспециалистов с помощью моментных наблюдений руководителю не обязательно находиться длительное время в торговом зале, но частота посещений должна соответствовать целям исследования и захватывать как моменты наибольшего наплыва посетителей, так и относительного затишья. По накопленному нами опыту можем сказать, что посещения торгового зала с интервалом в 40–60 мин в течение дня с занесением в карту наблюдений состояния наблюдаемых объектов позволяют получить достаточно полную информацию об использовании специалистами рабочего времени. Нами проведены исследования в 26 аптеках различных форм собственности, различным форматом обслуживания, структурой ассортимента, с различной организацией рабочего места (компъютеризированное и без компъютера, со штрихкодом и без него, размещение товара у рабочего места) по изучению использования рабочего времени фармспециалистов. Использовались методы фотографии рабочего дня, хронометража, анкетирования. В ходе исследования выяснилось, что оперативной работой фармспециалисты заняты 85–56% рабочего времени; дополнительной работой – 32–15%, подготовительно-заключительной 5– 2%, на обучение в течение дня затрачивается 3–5% рабочего времени.

Хронометражные замеры различных операций позволяют оценить временные затраты на различные бизнес-процессы, осуществляемые специалистами. Так, по результатам проведенных нами исследований, основная операция “обслуживание покупателей” по длительности составляет от 1,6 до 10 и более минут и зависит, с одной стороны, от контингента покупателей, который отличается по своему социальному, возрастному и половому признаку, покупательской мотивацией, с другой стороны – от характеристики аптеки и персонала. Например, подбор, консультирование, отпуск аппаратов для измерения АД, косметических средств, БАД занимает от 5–6 до 15–20 мин.

Таблица 1

Факторы, влияющие на время обслуживания посетителей

Контингент покупателей

Характеристики аптеки и персонала

1.Пол.

2.Возраст.

3.Мотивация

1.Месторасположение.

2.Формат торговли.

3.Организация рабочего места.

4.Широта аптечного ассортимента.

5.Количество специалистов.

6.Обученность, мотивированность, квалифицированность персонала

Наиболее информативным показателем производительности труда фармспециалистов является товарооборот. Анализ показал, что товарооборот, рассчитанный на одного специалиста за “первым столом”, может колебаться от 50–100 тыс. руб. до 600–800 тыс. руб. в месяц и более. Конечный результат зависит также от аптечного ассортимента, структуры покупателей (транзитные, постоянные), их покупательских возможностей, средней стоимости покупок, брендированности (репутации) аптеки, цен и сервисных услуг, но в любом случае нагрузку по товарообороту в 600–800 тыс. руб., рассчитанную в месяц на одного “первостольника”, специалисты оценивают как тяжелый, изнурительный труд. Количество чеков (за день, за месяц), как показатель результативного обслуживания покупателей, можно использовать при анализе интенсивности труда. Но кроме реализации товаров, фармспециалисты выполняют еще ряд функций, которые косвенно влияют на товарооборот, но не имеют количественного выражения. Это выкладка товара, участие в приемке, маркировке товара, наведение и поддержание фармацевтического порядка, консультирование, не закончившееся покупкой, но потребовавшее временных и морально-психологических затрат специалиста.

Таким образом, имея в своем распоряжении все сведения о структуре затрат рабочего времени (длительности основных процессов и факторов, влияющих на них), об условиях труда (интенсивности, темпе, тяжести, мнении работников о степени утомляемости), о возможностях имеющегося персонала (обученности, мотивированности, потенциале, готовности к напряженной работе), а также о показателях финансово-хозяйственной деятельности предприятия руководитель может сделать заключение о соответствии численности персонала целям и задачам аптечной организации.

Как оказалось, в ряде исследуемых нами аптек серьезным резервом в области управления трудовым коллективом является оптимизация производственной нагрузки работников. В 36% аптек необходимо рассматривать вопрос кадровой укомплектованности фармспециалистами, т. к. 90% рабочего времени им приходится заниматься обслуживанием покупателей в высоком темпе, вынужденно сокращая время консультирования во избежание возникновения очереди. Повышение производительности труда имеет свои пределы, и на определенном этапе рост производственной нагрузки чреват риском появления ошибок в работе, переутомления, снижения темпа труда, качества обслуживания, что, в свою очередь, негативно скажется на результатах финансово-хозяйственной деятельности.

В период кризиса изменение организационной структуры, делегирование полномочий может дать положительный эффект и толчок к новому витку развития. Исходя из результатов исследования, руководитель может смоделировать ситуацию по всем изменениям, затрагивающим как исполнительский, так и управленческий состав, которые, по его мнению, подтвержденному экономическими расчетами, будут способствовать улучшению финансового положения предприятия.

В качестве примера успешного применения организационных изменений можно привести опыт региональной сетевой структуры, которая, решившись на эксперимент, смогла существенно повысить товарооборот. Руководитель сети аптек, расположенных как в центральной части города, так и в спальных районах, для повышения уровня продаж лечебной косметики выделила провизора-консультанта с графиком работы по 2 дня в неделю в каждой из 3 аптек. В результате продажи дорогостоящей косметики (средняя цена за единицу 689 руб.) возросли с 15 упаковок в месяц до 54 в среднем по каждой аптеке (в денежном выражении – с 10 335 руб. до 37 206 руб.). При этом провизор-консультант не ограничивался продажей одной единицы косметической продукции, но активно рекомендовал дополнительные средства из всего имеющегося арсенала для комплексного уход за кожей, витамины, БАД и др. По итогам месяца дополнительный прирост товарооборота, рассчитанный на провизора-консультанта, составил 170 000 тыс. руб. При этом доход от реализации при средних торговых наложениях 35% составил более 44 000 руб. Еще один немаловажный момент – повышение качества обслуживания покупателей. Согласно проведенным исследованиям, время консультирования покупателя, решившим приобрести лечебную косметику, составляет до 10–15 мин. и более. В это время вся нагрузка по обслуживанию покупателей ложится на оставшегося специалиста и, если консультация проходит в час пик, образуется очередь, что приводит к недовольству покупателей.

Таким образом, из позитивных моментов расширения численности фармперсонала необходимо отметить такие, как:

  • снижение физической нагрузки специалистов;

  • повышение качества обслуживания;

  • достижение лояльности клиентов, способности аптеки обеспечить их удержание;

  • приобретение опережающих конкурентных преимуществ;

  • создание квалифицированного кадрового резерва и в результате всего повышение товарооборота, улучшение финансового положения аптеки.

Постоянное отслеживание и структурный анализ всех процессов, осуществляемых специалистами-“первостольниками”, позволит руководителю принять своевременное решение об оптимизации численности персонала, необходимого для деятельности предприятия на данном этапе.

Предложенная нами модель коррекции численности фармперсонала для функционирующей аптеки в той или иной мере может быть использована предприятиями различных форм собственности и организационно-правовых форм.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.