text
Портал для медицинских работников

Оценка профессиональных качеств фармспециалистов

  • 30 апреля 2016
  • 720

Целью нашего исследования была оценка личных и профессиональных качеств фармацевтических специалистов. Исследование проводилось методом анкетирования на базе 45 аптечных организаций г. Нижнего Новгорода.

Респондентами выступили 256 провизоров и фармацевтов аптечных организаций, 35% из которых – провизоры, 65% – фармацевты.

Для оценки характера подготовки фармацевтических специалистов в учебных заведениях была построена наглядная модель базовых компетенций специальности “фармация” на основании результатов исследования государственных стандартов образования как для высших, так и для средних фармацевтических учебных заведений. Фармацевтический специалист в учебных заведениях получает широкие профессиональные знания в различных областях:

  • технология изготовления лекарственные препаратов;

  • фармакология;

  • реализация фармацевтических товаров;

  • экономика;

  • менеджмент и маркетинг;

  • управление аптечной организацией.

Для обеспечения качества консультирования специалисты кроме профессиональных обязательно должны обладать социально-коммуникативными знаниями.

В первую очередь они должны уметь выстраивать взаимоотношения с посетителями аптечных организаций, покупателями, понимать психологические аспекты продаж.

Несмотря на то, что сегодня, при сокращении количества производственных аптечных организаций, большинство фармацевтических специалистов заняты в области консультирования, именно эти знания не входят в специальную базовую образовательную программу. В результате фармацевтические работники вынуждены самостоятельно вырабатывать навыки продаж, что не у всех получается успешно, поэтому многие руководствуются в профессиональной деятельности принципом “как умею”.

Компетентность специалистов аптечных организаций, в т. ч. в процессе продажи, была оценена по результатам самооценок и оценок, полученных после проведения тестирования.

Обращает на себя внимание тот факт, что компетенции, касающиеся непосредственной продажи товара (преодоление возражений, кассовая дисциплина), получили самые низкие баллы, а правила отпуска фармацевтических товаров и санитарный режим оказались в числе максимально востребованных областей специальных знаний.

Установлено, что осведомленность в области технологий эффективных продаж у специалистов высокая. Это означает, что участвовавшие в исследовании специалисты обладают достаточными знаниями, но не могут их успешно использовать в практической деятельности, т. е. не обладают соответствующими навыками. Это приводит, в первую очередь, к неуверенности работника в себе, негативно сказывается на результатах деятельности организации, где он работает. В результате возникает препятствие на пути реализации качественных фармацевтических услуг.

Около 40% всего ассортимента лекарственных средств составляют безрецептурные препараты, от 20 до 40% в товарообороте аптеки приходится на парафармацевтические товары.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что фармацевтические специалисты, принявшие участие в исследовании товар-ориентированы, т. е. больше ориентированы на товар, а не на клиента. Не преуменьшая роли их знаний для обеспечения качества фармацевтических услуг, можно сказать, что большинство фармацевтических специалистов интересует в первую очередь товар и условия его хранения, и лишь затем потребитель этого товара.

Такой результат противоречит концепции современного маркетинга, которая говорит о том, что потребитель – главное звено в цепи организация–специалист–потребитель. Современный потребитель предпочитает приобретать товар у обходительного специалиста в понравившейся ему аптечной организации, даже если цены там несколько выше, чем у конкурентов. При этом реализуется принцип “фокус на пациента”, или клиенториентированность.

Клиенториентированность – это способность организации извлекать дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и эффективного удовлетворения потребностей клиентов. Она реализуется за счет выполнения провизором/фармацевтом роли продавца, а обеспечивается за счет выполнения профессиональных норм и правил. Поэтому в любом случае весь багаж специальных компетенций будет бесполезен, если провизор или фармацевт не может/не хочет играть все свои роли.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.