Проведение врачебных конференций

4686

Оказание качественной профилактической и лечебно-диагностической помощи населению обеспечивается благодаря наличию в штате учреждения высококвалифицированного врачебного персонала. Одним из эффективных механизмов повышения профессиональной компетентности специалистов являются врачебные конференции (семинары), что делает актуальным изучение технологии их проведения.

Врачебные конференции в лечебно-профилактическом учреждении

Важной частью мероприятий по улучшению качества оказания медпомощи населению является непрерывное повышение уровня профподготовки и компетентности врачебного персонала, что обеспечивается:

  1. системой последипломного высшего медицинского образования;
  2. организационно-методической работой, осуществляемой непосредственно в ЛПУ.

Врачебные конференции в лечебно-профилактическом учрежденииВедущими формами непрерывного повышения квалификации врачебного персонала в ЛПУ являются врачебные конференции и семинары.

Врачебная конференция – это традиционное плановое аудиторное тематическое мероприятие, основной целью которого является систематизированный анализ актуальных медицинских проблем и поиск путей их решения, а также информирование сообщества о новых достижениях медицинской науки.

Как правило, конференция готовится группой специалистов и рассчитана на аудиторию от нескольких десятков человек. В свою очередь, непрерывно действующие семинары проводятся с целью изучения одной проблемы, актуальной для данного ЛПУ, и в них задействуется меньшее количество выступающих и участников.

Читайте также в журнале «Заместитель главного врача»

Принципы конференций в ЛПУ

Проведение конференций и постоянно действующих семинаров, способствующих обеспечению и повышению качества профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, должно основываться на следующих принципах:

  1. научность (освещение тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);
  2. систематичность и последовательность;
  3. неформальность;
  4. прикладной характер, основанный на медицинских технологиях с доказанным клиническим эффектом.

Отличие конференции от семинара, тренинга

В отличие от семинара или тренинга на конференции докладываются не столько известные постулаты, сколько новые достижения науки и практики здравоохранения. Здесь вполне возможны взаимоисключающие мнения, однако они должны быть обоснованы.

Этапы подготовки к конференции в медучреждении

Выбор тематики Определяется заместителем главного врача по медицинской части (экспертизе временной нетрудоспособности).
План конференций
  • разрабатывается на год;
  • утверждается на медицинском совете лечебного учреждения в конце календарного года.

Это важный, ответственный этап, которому, как правило, предшествует углубленный анализ, определение проблем и дефектов в оказании медпомощи надлежащего объема и качества прикрепленному к данному лечебному учреждению населению.

Обоснование выбора темы

Обоснованием выбора темы врачебной конференции (действующего семинара) могут стать:

  • результаты анализа заболеваемости, в т. ч. с временной утратой трудоспособности, первичной инвалидности, больничной летальности и смертности населения в районе обслуживания данного ЛПУ;
  • результаты оценки качества и эффективности профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий на разных сроках лечения, проводимых лечащими врачами в соответствии со стандартами медицинской помощи;
  • результаты контроля за экспертной деятельностью лечащих врачей и организацией работы по экспертизе временной нетрудоспособности заведующих отделениями медицинского учреждения;
  • результаты анализа жалоб, поступающих от прикрепленного для обслуживания населения, и контроля за соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии персоналом лечебного учреждения;
  • результаты анализа ведения учетно-отчетной документации по вопросам, относящимся к компетенции врачебного персонала;
  • результаты освоения и внедрения новых технологий.

Результаты анализа позволяют выявлять потребность в ознакомлении врачебного персонала с современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в т. ч. и альтернативными, стандартами медицинской помощи при отдельных нозологических формах заболеваний, возможностях облегчения боли, повышении знаний в вопросах экспертизы временной нетрудоспособности, компетентности в принципах медицинской этики и деонтологии.

Таким образом, формируется список актуальных проблем, требующих рассмотрения на врачебной конференции (действующем семинаре).

Затем определяются:

  • конкретные темы конференций;
  • ответственные лица (заместитель главного врача по медицинской части, заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности, руководители подразделений учреждения и др.),
  • исполнители (докладчики – руководители подразделений учреждения, врачебный персонал).

Приемом, повышающим информативность и эффективность конференции, является:

  • привлечение в качестве докладчиков ведущих специалистов специализированного лечебного учреждения;
  • ведущих сотрудников клинической кафедры;
  • руководителей органа управления здравоохранением.

Периодичность проведения конференций и семинаров в ЛПУ

  • Врачебные конференции
1 раз в месяц
  • Непрерывно действующие семинары
1 раз в неделю

Построение доклада для конференции в лечебном учреждении

Любая врачебная конференция включает доклад. Доклад, адресованный специалистам, в данном случае врачебной аудитории, отличается от обычного выступления в первую очередь тем, что его исполнитель и слушатели являются людьми примерно одного круга и образовательного уровня. При подготовке к конференции докладчик должен четко представлять себе:

Цель выступления
  • информирование;
  • объяснение чего-либо;
  • обсуждение проблемы, ситуации, поиск совместного решения.
Кому адресовано (аудитория слушателей) В данном случае – коллеги-профессионалы
Сущность доклада

Что именно является его ядром:

  • постановка проблемы, гипотеза;
  • обзор, сравнительный анализ;
  • прогнозы;
  • типовые ошибки.
Актуальность доклада
Новизна темы Если заменить многоумные и иноязычные термины в тексте доклада на обычные слова – не станет ли содержание доклада банальностью; или насколько ново содержание выступления по сравнению с существующими аналогами.
План (структура и логика) выступления В научной среде считается хорошим тоном давать ссылки на первоисточники. Подводя итог выступлению, необходимо четко обозначить его главные моменты и новую информацию.
Раздаточные материалы Не должны полностью дублировать текст доклада. Слушателю надо предоставить возможность записывать: примеры, дополнения, подробности, свои мысли. Практикой образования доказано: материал усваивается лучше, если зрительная и слуховая память подкрепляются кинестетической.
Наглядность материала Обеспечивается оформлением доски, показом слайдов или мультимедийным сопровождением.
Примерный хронометраж доклада на 30 минут
  • приветствие 1–2 мин;
  • постановка проблемы 3–5 мин;
  • основная часть, включающая подробное изложение с примерами, 9–11 мин;
  • выводы 3–4 мин;
  • ответы на вопросы 5–10 мин.

Каждый доклад должен иметь конспект (краткое содержание).

Технические требования к конспекту доклада

  • конспект рекомендуется писать на отдельных листах, а не в тетради;
  • размер листов не должен быть большим (в среднем страница из тетради, сложенная пополам или даже вчетверо);
  • конспект следует писать только на одной стороне листа;
  • основные части конспекта нумеруются цифрами, второстепенные – отмечаются буквами. Обычно слева оставляются поля, на которых располагаются цифры и буквы, систематизирующие материал. Поля должны быть достаточно большими, чтобы можно было при необходимости внести поправки;
  • конспект следует писать чернилами, разборчиво;
  • особо важные места в конспекте выделяются подчеркиванием цветным карандашом, обрамлением рамкой, памятками NB, NB! и другими способами;
  • фактический материал (цифры, цитаты, определения) заносят в конспект;
  • при пользовании наглядным пособием моменты демонстрации должны быть отмечены в конспекте.

Структура доклада

  1. Введение
В зависимости от темы доклада и характера аудитории введение может быть различным. В одних случаях можно начать изложение с краткой программы своего выступления, в других – с раскрытия значения темы.
  1. Основная часть
В основной части доклада необходимо представить фактические материалы, отобрав из числа данных, накопленных наукой и практикой, наиболее существенные. В выступлениях, посвященных предупреждению и лечению отдельных заболеваний, вопросы клиники не должны занимать большое место.
  1. Заключение
Заключение имеет своей целью подвести итог сказанному в выступлении и призвать слушателей к выполнению рекомендаций, данных докладчиком. Учитывая возможное утомление аудитории к концу выступления, заключение следует делать кратким и по возможности эмоциональным. Выводы должны содержать главное, полезное, новое.

Врачебные конференции в лечебно-профилактическом учреждении: подведение итогов

Врачебные конференции в лечебно-профилактическом учрежденииДля проверки качества проведенной врачебной конференции из числа слушателей назначаются рецензенты, которые по окончании конференции и ответов выступающего на заданные аудиторией вопросы дают оценку конференции.

При обсуждении конференции обращают внимание на следующее:

  • читает или говорит выступающий – только свободная речь, а не чтение с листа свидетельствует о том, что докладчик владеет материалом обсуждаемой темы;
  • доступность изложения, использование последних данных медицинской науки;
  • доходчивость материала;
  • использование наглядного материала (мультимедийное сопровождение с применением схем, диаграмм, рисунков, элементов мультипликации);
  • иллюстрированность материала (примеры из клинической практики);
  • умение докладчика отвечать на вопросы слушателей.

После обсуждения конференции ее председатель делает общее заключение.

По нашему мнению, показателем эффективности проводимых врачебных конференций и действующих семинаров в ЛПУ является то, что в последующем не возникает повторной потребности в детальном освещении той или иной медицинской проблемы, т. к. проблема разрешена. В глобальном масштабе проведение врачебных конференций (семинаров) способствует улучшению основных показателей деятельности ЛПУ, характеризующих качество и эффективность профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий при оказании медицинской помощи населению.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Мероприятия


Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль