Общероссийский симпозиум “Здравоохранение-2020: перспективы и механизмы реализации”

1451

В Москве 9 октября 2008 г. прошел Общероссийский симпозиум “Здравоохранение-2020: перспективы и механизмы реализации”.

Всестороннее развитие системы здравоохранения и укрепление здоровья граждан – одна из главных стратегических задач российского государства. Ее решение требует разработки конструктивного и концептуального подхода в сфере медицины и социального развития на долгосрочную перспективу. Перед участниками симпозиума были поставлены такие первоочередные задачи, как определение путей решения актуальных проблем в области здравоохранения и формирование плана развития отрасли в рамках концепции стратегического развития России на период до 2020 г. Темами дискуссий на круглом столе стали такие ключевые вопросы, как развитие инновационной медицины, фармацевтической и медицинской промышленности, совершенствование законодательной и материальнотехнической базы здравоохранения, развитие системы медицинского страхования, решение кадровых вопросов и др.

Перед участниками симпозиума выступила с докладом председатель Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья О.Г. Борзова. Она подробно осветила вопросы финансирования государственных национальных программ, сообщив о том, что в 2009–2011 гг. планируется суммарно увеличить бюджет здравоохранения в 1,7 раза, национального проекта “Здоровье” – в 1,3 раза. В 2009 г. объемы финансирования здравоохранения будут увеличены на 25%.

В 2009–2011 гг. продолжится в полном объеме реализация мероприятий по основным направлениям национального проекта “Здоровье”, а именно: укрепление первичного звена здравоохранения, профилактика заболеваний, диспансеризация работающего населения независимо от форм собственности учреждений, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и т. д. Более 9,4 млрд руб. федерального бюджета будет направлено на финансирование мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, около 7,4 млрд руб. – от травм при дорожно-транспортных происшествиях: учреждения здравоохранения, расположенные вдоль семи федеральных автомобильных дорог, будут оснащены современным оборудованием и реанимобилями.

Более 12 млрд руб. будет выделено на совершенствование службы крови: оснащение современным оборудованием учреждений по переливанию крови, создание единой информационной базы, развитие массового донорства. Около 84 млрд руб. предполагается направить на развитие высокотехнологичной медицинской помощи: планируется создание 14 федеральных центров, поддержка федеральных учреждений г. Москвы, Санкт-Петербурга, субъектов РФ. Целью государственной политики является сделать высокотехнологичную помощь максимально доступной.

В бюджете нашло отражение новое направление приоритетного национального проекта “Здоровье” 2009 г. – снижение смертности от онкологических заболеваний. В 2009–2011 гг. будет выделен 21 млрд руб. на формирование региональных учреждений и диспансеров, федеральных, окружных учреждений онкологического профиля и обеспечение больных данной группы лекарственными средствами. Также в 2009–2011 гг. будет направлено около 2,5 млрд руб. на формирование здорового образа жизни.

В настоящее время сфера здравоохранения регулируется более чем 47 законами РФ, многие из которых были приняты 17 и более лет назад и уже устарели. Поэтому, чтобы достичь намеченных показателей качества жизни россиян, необходимы существенные изменения в правовой, нормативной и законодательной базе РФ. Сейчас ведется подготовка двух документов – государственной программы развития здравоохранения до 2012 г. и концепции стратегического развития России до 2020 г.

Комитет Государственной Думы РФ по охране здоровья принимает активное участие в правовом обеспечении концепции развития здравоохранения до 2020 г. После утверждения данной концепции планируется поэтапное принятие федеральных законов. В рамках первостепенной важности планируется принятие федерального закона “О государственных гарантиях медицинской помощи”, где будет четко определен объем помощи, который государство гарантирует каждому жителю РФ. Вместе с тем это ни в коем случае не исключает дальнейшую работу по расширению спектра медицинских услуг, оказываемых на платной основе, создание конкурентного рынка медицинских услуг, участие лечебных учреждений с разной формой собственности в государственном заказе. Также планируется принятие законов: “О здравоохранении Российской Федерации”, “Об обязательном медицинском страховании”, “О регулировании частной медицинской деятельности”, “О страховании профессиональной ответственности медицинских работников”, “О правах пациента”, “О правах медицинских работников”, “О медицинских изделиях” и т. д.

Нормативно-правовая база будет направлена также на расширение прав руководителей здравоохранения, возложение на них ответственности за экономическую и финансовую деятельность медицинских учреждений – это даст им возможность более широко использовать экономические ресурсы и управлять процессами премирования и поощрения лучших сотрудников. Минздравсоцразвития России проделана большая работа по переводу федеральных учреждений отрасли на новые системы оплаты труда работников. Важно уйти от принципа “лучше понемножку, но всем поровну”.

Достижению показателей, поставленных политическим руководством страны с целью повышения качества жизни россиян, должно способствовать государственно-частное партнерство, направленное на привлечение бизнеса в сферу здравоохранения. Оно играет важную роль в подготовке кадров, повышении квалификации: дает возможность привлечь к работе ведущих ученых с мировым именем или российским специалистам проходить обучение в лучших медицинских центрах и клиниках мира.

В настоящее время Минздравсоцразвития России работает над концепцией государственного лекарственного обеспечения в Российской Федерации, важной частью которой является стратегия развития фармацевтической промышленности. В России выпускается только 20% лекарственных препаратов, таким образом, мы на 80% оказываемся зависимыми от зарубежного рынка. В 2009 г. государством будет гарантирована помощь предприятиям фармацевтического бизнеса, работающим на отечественном рынке, – проект соответствующего документа сейчас находится на согласовании в министерствах и ведомствах.

И, наконец, как сообщила О.Г. Борзова, ведется работа над внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью ужесточения меры ответственности за производство фальсифицированных лекарственных средств.

О необходимости своевременного законодательного регулирования в сфере здравоохранения говорил председатель Федерального фонда социального страхования С.В. Калашников. Фонд социального страхования (далее – ФСС) связан со сферой здравоохранения по таким важным направлениям, как страхование по временной потере трудоспособности, реабилитация после несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, реабилитация инвалидов, включая технические средства реабилитации, медицинскую, социальную, производственную реабилитацию.

Как страховая организация, ФСС заинтересован в здоровье людей, следовательно, готов тратить средства на профилактику и создавать условия для реабилитации в процессе трудовой деятельности, а в перспективе мог бы стать институтом, обеспечивающим профилактическую медицину. На сегодняшний день ФСС несет на себе груз реабилитационной медицины, хотя это выходит за рамки функций социального страхования. Следует решить: или ФСС будет расширять свою компетентность, принимая на себя все вопросы реабилитационной медицины, или следует провести границу между реабилитацией за счет средств ФСС (реабилитационные центры и санатории) и другими элементами реабилитационной медицины.

Особую проблему составляет санаторно-курортное лечение. Можно сказать, что на сегодняшний день санаторно-курортное лечение работающих граждан отсутствует. Между тем санаторно-курортное лечение является областью профилактической медицины, особенно значимой на предприятиях с неблагоприятными условиями труда. В настоящее время работающие граждане все чаще выдвигают требование о включении санаторно-курортного лечения в соцпакет предприятия. Санаторно-курортное лечение должно быть выгодно и для здравоохранения – легче человека отправить раз в 3–4 года в санаторий или профилакторий, чем тратить немалые деньги на его лечение. Эта проблема актуальна и, как и другие проблемы улучшения качества здравоохранения, пока не решается.

Главной причиной сложившейся ситуации является, по мнению докладчика, противостояние общего и частных подходов к решению проблем здравоохранения. Общий подход гласит: «Нам необходим закон “О здравоохранении Российской Федерации”, и пока не будет принят этот системообразующий закон, принимать решения частного характера не имеет смысла, потому что они могут прийти в противоречие друг с другом и не вписаться в общую концепцию». Однако проблема принятия системного закона упирается в проблему отсутствия реальных наработок по реализации моделей здравоохранения на различных уровнях. До сих пор идет спор, что более эффективно: бюджетная, страховая или частная медицина, как они соотносятся, на каком уровне?

Между тем, не дожидаясь принятия системного закона, принимаются частные решения. Во-первых, об укреплении первичного звена здравоохранения, хотя всем понятно, что при всей важности первичного звена будущее здравоохранения базируется все же на современной, высокоэффективной медицине, медицине специалистов. Во-вторых, о строительстве медицинских центров для оказания высокотехнологичной помощи. Существовали две концепции: отдать деньги в областные больницы, где уже имелись элементы высокотехнологичной помощи, были специалисты и опыт, или же построить отдельные, изолированные. Было выбрано последнее. Если бы деньги были направлены в областные больницы, то уже с 2006 г. увеличилось бы количество людей, которым оказали высококвалифицированную медицинскую помощь. Таким образом, существует множество точек зрения, как реформировать медицину.

Вторая группа противоречий – это закон и традиция. С одной стороны, существующие традиции не всегда соответствуют современным требованиям к здравоохранению, а с другой – принятие тех или иных законов, не будучи основанным на традиции, часто является неэффективным. Существуют некие инфраструктурные законы, или принципы, здравоохранения, которые независимо от того, какая модель в дальнейшем будет выбрана, должны приниматься. Возникает вопрос: почему до сих пор не приняты законы, например “О страховании профессиональной ответственности медицинских работников” или закон “О правах пациента” – они не требуют никакого соотнесения с выбранной моделью, “Об обязательной сертификации врачей”, “О медицинской и фармацевтической рекламе”, “О регулировании частной медицинской помощи”. На взгляд докладчика, причина следующая: гражданское общество еще не готово к принятию этих законов. Сколь ни парадоксально это прозвучит, но не заинтересовано в этом и само врачебное сообщество как одна из наиболее мощных корпоративных структур. Возникает вопрос: может ли общество в целом идти на поводу неких корпоративных интересов уважаемых нами врачей? В условиях, когда нет общественных культурных традиций, только жесткость конкретных законов может обеспечить привитие данной культуры.

Безусловно, иллюзией является представление, что, издав закон, можно сразу получить определенную традицию. После издания закона “О страховании профессиональной ответственности медицинских работников” или “О правах пациентов” должны пройти годы, прежде чем этот закон станет нормой жизни. Но откладывая его принятие, мы все время отодвигаем формирование этой особой культуры.

Говоря о моделях здравоохранения, С.В. Калашников назвал их половинчатыми: “Если мы говорим о страховой модели медицины, то у нас нет медицинского страхования, если говорим о бюджетной модели, она также у нас получастная, полустраховая, а не чисто бюджетная. Приняв программу государственных гарантий медицинской помощи, мы не провели четкой черты между гарантированным государственным и дополнительными источниками финансирования”. Докладчик предложил апробировать в конкретных секторах хотя бы одну модель здравоохранения: страховую, бюджетную, частную. “Я боюсь, – сказал он, – что и наше сегодняшнее совещание будет малоэффективным, если мы придем к выводу о том, что нужен системный закон о здравоохранении в Российской Федерации. Нужен! Но вопрос, готовы ли мы на настоящий момент его принять? Фонд социального страхования сейчас выступил с целым рядом предложений по реабилитационной и профилактической медицине. И что мы слышим в ответ? Пока не будет принята общая концепция, это не будет решаться. Значит, мы будем долго, очень долго ждать!”

В защиту медицинских традиций выступил и. о. директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Д.В. Рейхарт. В настоящее время, сказал он, не все медицинские традиции продолжают свое существование, но некоторые из них до сих пор вдохновляют врачей на большие свершения во благо наших граждан. Одна из таких традиций – советоваться с коллегами при возникновении сложных случаев. “Традиция закреплена в клятве Гиппократа, и очень приятно, что Минздравсоцразвития России на этапе разработки проекта концепции развития здравоохранения до 2020 г. этой традицией руководствуется, – отметил докладчик. – Работа идет в группах по основным направлениям, мы неоднократно принимали участие в заседании комиссий, направляли свои предложения относительно как законодательных, так и политических вопросов, которые предстоит решить при выборе модели развития здравоохранения”.

В 2008 г. системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в России исполнилось 15 лет. Несмотря на тяжелые условия середины 1990-х гг., система ОМС стала реально действующим институтом и существенным источником финансирования здравоохранения, а также первым примером масштабного государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. За последние 2 года удалось многого добиться, многое изменить, положительная динамика наблюдается по всем основным направлениям деятельности. В первую очередь это касается финансовой наполненности системы. Рост налоговых поступлений составляет около 30% ежегодно. На этом же уровне находятся (за счет эффективного взаимодействия с губернаторами, руководителями субъектов РФ) взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Впервые в системе ОМС отсутствует текущая задолженность по уплате взносов на неработающее население, а задолженность, скопившаяся за предыдущие годы, сокращена в 10 раз. Это дает предпосылки для более полного финансирования учреждений здравоохранения.

Фонд ОМС сделал все от него зависящее, чтобы восстановить методическое руководство системой ОМС. Воссоздана работа совета исполнительных директоров, регулярно проводятся совещания с выездом в регионы, создаются советы по защите прав застрахованных граждан. Два года назад подписано соглашение о сотрудничестве с всероссийским союзом страховщиков. Был создан координационный совет, план работы, это помогает принимать решения коллегиально вместе с территориальными фондами. Можно сказать, что в целом страховые медицинские организации удовлетворены уровнем взаимодействия с Федеральным фондом ОМС.

Начиная со следующего года Федеральный фонд ОМС не будет вовлечен в финансирование программ дополнительного лекарственного обеспечения, что отнимало многие силы и средства, он не будет финансировать дополнительные выплаты медицинским работникам первичного звена – это тоже передается на уровень бюджета. С 2009 г. бюджет Федерального фонда ОМС будет более чем на 90% состоять из собственных налоговых доходов.

С развитием экономики и увеличением налоговых поступлений важно эффективно распределять соответствующие дотации в субъекты РФ. В отличие от решений, принимавшихся в предыдущие годы, в настоящее время все распределение по субъектам осуществляется на уровне закона. “Уже на уровне принятия закона мы объясняем публично депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, чем вызвано данное распределение, объясняем методику, показываем расчеты, – сказал докладчик. – Распределение средств нормированного страхового запаса происходит в соответствии с решениями Правительства РФ. Неделю назад Правительство РФ приняло важное политическое решение о замене с 2010 г. существующего в настоящее время единого социального налога на систему страховых взносов. Предполагается, что с 2010 г. взнос в систему обязательного медицинского страхования увеличится с 3,1 до 5,1%.“

Недавно Минюстом России был зарегистрирован приказ Минздравсоцразвития России о порядке разработки стандартов оказания медицинской помощи (Приказ Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 № 410н “Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи”). Вскоре начнется реальная работа по подготовке стандартов, в т. ч. медико-экономических, которые опишут объем публичных обязательств государства по отношению к гражданину при лечении того или иного заболевания. Известно, что в настоящее время ОМС покрывает около 5% статей расходов. Увеличение отчислений на ОМС вместе с иными решениями, запланированными в проекте концепции развития здравоохранения до 2020 г., позволит перейти поэтапно на полный тариф оплаты медицинских услуг. Это важно для того, чтобы частные учреждения и учреждения различных форм собственности имели экономическую мотивацию для активной работы в системе ОМС. Данный опыт уже имеется в ряде территорий, где тариф покрывает реальную стоимость медицинских услуг. Это способствует повышению качества оказания медицинской помощи, создается конкуренция. “Если нам удастся сделать так, что средства последуют за конкретным пациентом, создастся конкурентная модель, страховая модель здравоохранения, которая будет направлена в первую очередь на защиту интересов граждан, – сказал в заключение Д.В. Рейхарт. – Я полагаю, что другой альтернативы у нашей страны нет. И если мы не пойдем по этому пути, то общественная медицина в ближайшие несколько лет перестанет существовать”.

На мероприятии также выступили с докладами:

председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике А.В. Очирова, член Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей В.М. Дедов, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Н.В. Ушакова, специальный представитель Всемирной организации здравоохранения в России, доктор Миглиорини Л., член Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству, председатель подкомитета по развитию государственно-частного партнерства Х.М. Салихов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль