• Главная страница
  • » Статьи
  • » Роль среднего профессионального медицинского образования в здравоохранении Оренбургской области

Роль среднего профессионального медицинского образования в здравоохранении Оренбургской области

4511

Кадровая политика в любой стране мира имеет свои особенности. каждая система формирует свой кадровый потенциал, определяя политику в области охраны здоровья. В деятельности системы здравоохранения ведущая роль, несомненно, принадлежит медицинскому персоналу. кадровые ресурсы требуют значительных интеллектуальных, материальных и финансовых затрат со стороны общества. Именно от них в значительной степени зависит результат деятельности системы, качество и количество предоставляемых медицинских услуг, размеры финансовых и материально-технических вложений (Доклад ВОЗ, 2000).

Сестринское дело – важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной медицинской помощи. На протяжении длительного времени в нашей стране пренебрегали сестринским делом. Это привело к значительному отставанию данной сферы общественного здравоохранения от уровня зарубежных стран, от уровня развития современной науки и новых медицинских технологий. Необходимость реформирования в этой области признана решением коллегии Минздравмедпрома России от 20.04.94 “О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской федерации”.

Средние медицинские работники – это самая многочисленная группа специалистов в системе здравоохранения, имеющая возможности для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи. Современная концепция охраны здоровья населения включает совокупность мер социального, политического, экономического и научного характера при активной роли государства. Основная цель реформирования здравоохранения – обеспечение доступности, качества предоставляемых населению услуг, а также совершенствование профилактической и медико-социальной помощи.

Научная оценка деятельности лечебно-профилактических учреждений и характер структурных преобразований в них показывают высокую значимость кадрового обеспечения системы оказания медицинской помощи в современных социально-экономических условиях. При этом важная роль отводится специалистам со средним медицинским образованием.

В последние годы cложилась и развивается трехуровневая система подготовки сестринских кадров: 1) базовый уровень (его обеспечивают медицинские училища); 2) повышенный уровень (медицинские колледжи); 3) высший уровень (факультеты высшего сестринского образования в высших медицинских учебных заведениях). В номенклатуру вводятся должности сестринского персонала в соответствии с уровнем образования. В определенной степени изменился подход к планированию подготовки специалистов. Можно отметить формирование целевых заказов на подготовку и додипломную специализацию выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Совершенствуется система дополнительного образования среднего медицинского звена, регулярно проводятся усовершенствование, переподготовка. Несомненно, это оказывает значительное положительное влияние на уровень квалификации средних медицинских работников.

На территории Оренбургской области проводится планомерная работа по проведению сертификации и аттестации специалистов среднего медицинского звена. Подготовка специалистов среднего медицинского звена ведется в восьми медицинских училищах и колледжах. Это такие учебные заведения, как Оренбургский областной медицинский колледж, Оренбургский медицинский колледж – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Самарский государственный университет путей сообщения”, бугурусланский и бузулукский медицинские колледжи, Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а также Орское, Гайское и Медногорское медицинские училища. На факультете высшего сестринского образования в Оренбургской государственной медицинской академии готовят менеджеров по специальности “Сестринское дело”.

Рациональное использование имеющихся ресурсов, внедрение новых технологий, социальная направленность в кадровой работе, повышение мотивации сестринского труда – важные разделы деятельности сестер-руководителей.

Основная роль в управлении средним сестринским персоналом возложена на заместителя главного врача по управлению сестринским персоналом и главных медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений. Из них высшее сестринское образование имеют 20%, повышенный уровень образования – 25%. Сертификаты по специальности “Сестринское дело” имеют 80% главных медицинских сестер, по другим специальностям – 20%.

Старшие медицинские сестры, работающие в системе здравоохранения Оренбургской области, составляют самую большую группу руководителей среднего медицинского звена. Высшее сестринское образование среди них имеют 15%, повышенный уровень образования – 12%, остальные старшие медицинские сестры имеют базовое медицинское образование.

Нельзя не отметить существование негативных медико-демографических процессов: снижение рождаемости, старение населения, хронизация патологии, распространение новых социально опасных заболеваний. Оренбургская область занимает двадцать четвертое место по России и седьмое место по Приволжскому федеральному округу по численности населения. Депопуляционные процессы, когда смертность превышает рождаемость, происходят и в Оренбургской области. В результате целого комплекса мер по итогам 2006 г. рождаемость в Оренбургской области повысилась на 3%, общая смертность снизилась на 5%.

Расходы бюджета Оренбургской области на здравоохранение ежегодно увеличиваются на 16–20%. За последние пять лет финансовое обеспечение программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению области увеличилось в 1,9 раза – с 4,6 млрд руб. в 2003 г. до 8,5 млрд руб. в 2007 г.

Немалую поддержку здравоохранение Оренбургской области получило в рамках реализации национального проекта “Здоровье”, при этом из федеральных средств было выделено более 1 млрд руб. Заработная плата медицинским работникам увеличена в среднем на 43%: врачам – на 64%, среднему медицинскому персоналу – на 35%.

Рост численности врачей в первичном звене области составил 10,6%. Укомплектованность участковой службы повысилась с 78 до 96,5%. Всего на реализацию мероприятий в рамках проекта из областного бюджета в 2006 г. было направлено 830 млн руб., в 2007 г. – 870,3 млн руб.

Главной составляющей системы здравоохранения, несомненно, являются медицинские кадры. Обеспеченность врачами в Оренбургской области составляет 115,0 на 1 тыс. населения (на третьем месте в Приволжском федеральном округе). На сегодняшний день сертификаты специалиста имеют 84% врачей и 88% средних медицинских работников.

Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением Оренбургской области в новых экономических условиях, в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров. В обеспечении качества медицинской помощи населению, усилении ее профилактической направленности существенная роль принадлежит сестринскому персоналу. Сестринский персонал – реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.

Во многих регионах России в основу модернизации профессионального образования системы здравоохранения были положены многоуровневость медицинского образования, преемственность, интеграция среднего и высшего медицинского образования. Отраслевая Программа развития сестринского дела в Российской федерации, утвержденная приказом Минздрава России от 09.01.01 № 4, определила возможные пути улучшения подготовки и работы сестринского персонала.

Тем не менее, остаются негативные тенденции в кадровом обеспечении отрасли. Это снижение показателей обеспеченности средним медицинским персоналом; уменьшение числа работающих специалистов со средним медицинским образованием и соотношения врачебного и сестринского персонала.

В Оренбурге дополнительно подготовлено 287 врачей и 1548 специалистов среднего медицинского звена, работающих в первичном звене медицинской помощи. коэффициент совместительства – 1,1, укомплектованность врачами – 96,5%.

Расходы областного бюджета на подготовку специалистов средних медицинских кадров, работающих в первичном звене медицинской помощи, составили 5,1 млн руб. Повышение квалификации за счет областного бюджета пройдут 1173 средних медицинских работника.

Формирование сложной системы рационального использования средних медицинских кадров возможно только в условиях модернизации среднего профессионального медицинского образования. В государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования необходимы внедрение и реализация современных технологий и средств обучения, регулирование организационно-экономической деятельности этих учебных заведений.

Решение поставленных задач требует совершенствования системы подготовки специалистов. В этой связи очень важным представляется вопрос о качестве педагогических кадров в среднем медицинском образовании. Преподаватели в этом случае являются объектами и одновременно субъектами профессиональной деятельности. В большинстве случаев преподаватели медицинских училищ и колледжей не имеют специального педагогического образования. Это врачи, сестринский персонал с высшим и средним медицинским образованием.

В Оренбургской области учебный процесс обеспечивают 618 преподавателей. При этом число штатных преподавателей – 353 человека (57% преподавателей), число преподавателей-совместителей – 265 человек (43%). Преподают общепрофессиональные и специальные дисциплины 87% от общей численности преподавательских кадров средних медицинских учебных заведений. Средние медицинские учебные заведения испытывают потребность в преподавательских кадрах: пока в них трудятся совместители и преподаватели, имеющие врачебную квалификацию, у многих из них нет подготовки по специальности “Сестринское дело”; значительное число преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста.

Совершенствование профессиональной подготовки требует при обучении будущих средних медицинских работников применения активных форм и методов, что предполагает рост профессионального мастерства преподавателей. В Оренбургской области в системе среднего профессионального медицинского образования функционируют цикловые методические комиссии, областные методические объединения преподавателей хирургии, терапии, педиатрии, сестринского дела. За время работы накоплен определенный педагогический опыт.

Заседания областных методических объединений можно назвать своеобразной школой формирования и повышения квалификации преподавателей средних медицинских учебных заведений. На заседаниях проводятся открытые занятия, которые проводят преподаватели Оренбургского медицинского колледжа, преподаватели средних медицинских учебных заведений из городов области (Орска, бузулука, бугуруслана, Медногорска, Гая).

Одной из форм обучения, широко внедряемых в последнее время, стала учебно-исследовательская работа со студентами. Сестринские научные исследования – систематический процесс изучения медицинскими сестрами клинической или управленческой проблемы. Его цель – получение новой информации для улучшения помощи пациентам и разрешения проблемных ситуаций. конечная цель сестринских исследований – улучшение сестринской практики.

В “Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской федерации”, утвержденной приказом Минздрава России от 09.01.01 № 4, предусматривается реализация программы научных исследований по приоритетным направлениям сестринского дела и по прикладным дисциплинам. Научное сопровождение реализации Отраслевой программы способствует ускорению процесса реформирования сестринского дела. такой вид исследовательской деятельности, как курсовые и дипломные работы, является обязательным при подготовке менеджеров сестринского дела на факультете высшего сестринского образования в Оренбургской государственной медицинской академии.

Работы, выполняемые медицинскими сестрами, проходящими обучение повышенного уровня в Оренбургском областном медицинском колледже, дают возможность сестрам-организаторам приобрести новые навыки экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. кроме того, работы раскрывают многие аспекты профессиональной сестринской деятельности, качества сестринских услуг, управленческие вопросы, аспекты взаимоотношений в коллективе.

Овладение навыками исследовательской работы студентами медицинских колледжей и училищ Оренбурга и Оренбургской области позволяет повысить конкурентоспособность будущих специалистов сестринского дела на рынке труда.

Данные, полученные в ходе сестринских исследований, позволят совершенствовать в дальнейшем сестринскую практику и сыграют важную роль в развитии всей медицинской отрасли. Необходимо расширять спектр сестринских исследований, так как медицинские сестры участвуют в формировании уникальных научных знаний.

При подготовке специалистов среднего медицинского звена достаточно остро стоит проблема качества и эффективности. качество можно улучшить с помощью более эффективного обучения. Медицинское образование – важный фактор, влияющий на общественное здоровье. Дипломированный специалист сестринского дела, в соответствии с государственным образовательным стандартом, должен уметь решать такие целевые задачи, как осуществление профилактики и улучшение здоровья населения, планирование и организация контроля деятельности сестринской службы и др.

Программа развития системы подготовки специалистов базового и повышенного медицинского и фармацевтического образования ГОУ СПО “Оренбургский областной медицинский колледж” ставит следующие цели:

– удовлетворение потребности обучающихся в получении базового и повышенного медицинского образования в соответствии с направлением профессиональной подготовки;

– обеспечение всестороннего развития профессионального и личностного;

– стратегическое развитие среднего медицинского образования в Оренбургской области.

При этом планируется решение конкретных задач:

– повышение качества подготовки специалистов среднего медицинского звена в свете требований государственных образовательных стандартов нового поколения и “концепции модернизации российского образования” за период до 2010 г.;

– разработка и реализация стратегии инноваций, кадровой и финансовой стратегии;

– развитие здоровьесберегающих образовательных программ, педагогических технологий в соответствии с концепцией и программой формирования здоровьесберегающего образовательного пространства;

– координация всех направлений деятельности медицинских училищ и колледжей Оренбургской области;

– создание и развитие единого информационного пространства путем разработки и внедрения пакета прикладных программ в деятельность структурных подразделений образовательного учреждения;

– разработка и внедрение информационно-образовательной системы (электронные учебные пособия, учебники, обучающе-контролирующие и тренинговые компьютерные программы, учебнометодические пособия управляющего типа, сборники тестовых заданий и ситуационных задач, методические рекомендации для студентов и преподавателей);

– создание условий для привлечения внебюджетных средств в образовательные учреждения.

Таким образом, для повышения роли среднего профессионального медицинского образования в деятельности современных служб здравоохранения необходимо повысить качество образовательной среды; совершенствовать программное и методическое обеспечение, а также формы и методы учебной и внеучебной деятельности студентов; способствовать совершенствованию творческой, научно-исследовательской деятельности и активности преподавателей и студентов.

таким образом, реформа здравоохранения требует такой реорганизации среднего медицинского образования, которая включает разработку системы контроля качества, оптимизацию образования, совершенствование программ обучения, развитие стандартов и алгоритмов медицинской практики. Решать поставленные задачи необходимо с использованием новых технологий и новаторских методов на современном уровне.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль