• Главная страница
  • » Статьи
  • » Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2007 г. и задачах на 2008 г. (по материалам доклада Министра Т.А. Голиковой на расширенном заседании Коллегии Минздравсоцразвития России 25 апреля 2008 г.)

Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2007 г. и задачах на 2008 г. (по материалам доклада Министра Т.А. Голиковой на расширенном заседании Коллегии Минздравсоцразвития России 25 апреля 2008 г.)

1650

За последние два года государственная социальная политика претерпела серьезные изменения. Она стала концентрироваться на наиболее острых социальных проблемах и ориентироваться на приоритетные программы. Дополнительные государственные вложения в здравоохранение, образование, социальную защиту и жилищное строительство, сделанные в последнее время, позволили сдвинуть с мертвой точки вопросы, не решавшиеся в течение многих лет. Наши действия стали более прогнозируемыми и системными, чему, безусловно, способствовало введение трехлетнего планирования показателей развития страны и регионов и соответствующего трехлетнего финансового обеспечения намеченных мероприятий.

Ярким примером усиления внимания к развитию человеческого потенциала стали принятие и реализация крупных социальных проектов, и прежде всего – приоритетного национального проекта “Здоровье” и долгосрочной программы улучшения демографической ситуации.

Центральным системообразующим звеном для всех направлений деятельности как министерства, так и социальных служб субъектов Рф и муниципальных образований является концепция демографической политики на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Рф от 09.10.2007 № 1351. В концепции соединены в одно целое политика денежных доходов, семейная политика, программы действий на рынке труда, политика охраны здоровья и охраны труда.

Именно этот документ определил направления и программу наших совместных действий на длительную перспективу. В плане мероприятий по ее реализации на 2008–2010 гг. определены задачи для специалистов в сфере здравоохранения и социальной защиты, для работников служб труда и занятости. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты региональные демографические программы, в которых определены конкретные планы действий по увеличению рождаемости, снижению смертности, регулированию миграционных процессов.

Напомню, что за период с 1 января 2007 г. по 1 апреля 2008 г. в России родились более 2 млн детей. Это настоящий демографический взрыв. Такого не наблюдается ни в одной из развитых стран.

Задачи сегодняшнего дня – обеспечить родившимся детям достойное развитие, сохранить и укрепить их здоровье, создать благоприятную среду семейного воспитания. Особая ответственность за это лежит на органах здравоохранения и органах социальной защиты населения. к сожалению, здесь еще не все обстоит благополучно.

В ряде субъектов Российской Федерации учреждения здравоохранения оказались не готовыми к такому росту рождаемости. В январе – феврале 2008 г. в 48 субъектах Российской Федерации зарегистрирован рост смертности детей в возрасте до одного года. Самая неблагоприятная динамика этого показателя в Новгородской, Иркутской, Владимирской, брянской, Омской, московской, курской областях, республиках Карелия и Алтай. чрезвычайно высоким остается уровень младенческой смертности в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, Амурской области, Приморском крае, Республике Дагестан.

Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации совместно с учреждениями родовспоможения и детскими поликлиниками необходимо разобраться в сложившейся ситуации и принять экстренные меры по недопущению подобных случаев. Эта работа должна быть поставлена на особый контроль.

Со своей стороны федеральные органы будут продолжать проводить мероприятия по стимулированию рождаемости и улучшению медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период. С этого года введена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, с учетом роста потребительских цен. будет завершена подготовка нормативных правовых актов, обеспечивающих предоставление с 2010 г. материнского капитала. Из федерального бюджета выделены средства на медикаментозное обеспечение женщин в период беременности, на профилактическое наблюдение ребенка, поставленного на диспансерный учет. Все беременные женщины получат родовые сертификаты. В 2008 г. будет организовано обследование 1,6 млн детей на наследственные заболевания.

Важным мероприятием является организация работы по проектированию, строительству и оснащению современным медицинским оборудованием федеральных и региональных перинатальных центров. В 2008 г. будут оснащены оборудованием и сданы в эксплуатацию областной перинатальный центр в г. Иркутске и региональный перинатальный центр в г. Калининграде. также будет начато строительство трех федеральных и 16 региональных перинатальных центров. В результате на 20% больше беременных женщин группы высокого риска смогут получать специализированную медицинскую помощь.

В 2008 г. в соответствии с подпрограммой “Здоровое поколение” федеральной целевой программы “Дети России” на 2007–2010 гг. будет организовано оснащение реабилитационным оборудованием 15 реабилитационных центров и отделений восстановительного лечения детей, дооснащение современным оборудованием не менее 75 лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства.

Мы ожидаем, что мероприятия по стимулированию рождаемости и развитию службы родовспоможения позволят добиться увеличения коэффициента рождаемости с 11,3 на 1 тыс. населения в 2007 г. до 11,8–12,0 в 2008 г., а также снижения коэффициента младенческой смертности с 9,4 на 1 тыс. родившихся в 2007 г. до 9,0 в 2008 г.

Надо очень организованно провести диспансеризацию этих детей. Результаты диспансеризации должны быть в максимальной степени использованы для определения программ организации лечения и лекарственного обеспечения. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти дети вели здоровый образ жизни, занимались физической культурой и спортом, оградить их от алкоголя, наркотиков и др.

Одна из важнейших задач 2008 г. – продолжение работы по повышению качества и доступности медицинской помощи, прежде всего – в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”. За двухлетний период реализации приоритетного национального проекта в субъектах Российской Федерации сформировались условия для повышения эффективности деятельности первичного звена здравоохранения, а также для оптимального использования этого потенциала в целях повышения доступности и качества медицинской помощи.

Вместе с тем результаты реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения показали, что существует блок задач, которые необходимо последовательно решать для того, чтобы вывести отрасль на современный уровень развития, эффективно использовать имеющиеся ресурсы, оптимизировать взаимодействие различных уровней власти для совершенствования организации медицинской помощи населению.

Главная задача 2008 г. – создать задел для решения в ближайшие два-три года проблемы высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и от дорожно-транспортных происшествий. Эти причины – главные “виновники” преждевременного ухода из жизни трудоспособных людей. Динамика показателей смертности в 2007 г. по сравнению с 2006 г. улучшилась, однако пока положение остается неудовлетворительным. Именно этот показатель создает демографический кризис, вносит решающий “вклад” в низкую ожидаемую продолжительность жизни в России.

Мы должны качественно преобразовать систему оказания экстренной медицинской помощи больным с инфарктами и инсультами, одновременно внедрив модель ранней реабилитации таких больных. Из 1 млн ежегодно погибающих от сердечно-сосудистых заболеваний мы должны уже в этом году сохранить 150 тыс. человек.

В этом году будут направлены субсидии бюджетам 12 субъектов Российской Федерации на сумму 3,6 млрд руб. на создание 12 региональных и 36 первичных сосудистых отделений. На эти же цели в 2009 и 2010 гг. предусмотрено еще 4,6 млрд руб.

Еще одна задача – снижение смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Ежегодно по этой причине уходит из жизни более 30 тыс. граждан, в большинстве своем молодых, здоровых и трудоспособных, а около 300 тыс. становятся инвалидами. Это недопустимо. требуется обеспечить эффективное и своевременное оказание медицинской помощи. Предстоит оснастить реанимобилями и медицинским оборудованием 76 медицинских учреждений, расположенных вдоль федеральных автомобильных дорог, в 11 субъектах Российской Федерации. На эти цели в 2008–2010 гг. предусмотрено 7,5 млрд руб. Необходимые для этого средства выделены как в рамках приоритетного национального проекта “Здоровье”, так и в рамках федеральных целевых программ “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007–2011 гг.)” (подпрограмма “Артериальная гипертония”) и “Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.”.

Эффективность реализации программ будет во многом зависеть от софинансирования со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. В этом вопросе мы ожидаем от руководства субъектов Российской Федерации добросовестного партнерства по взятым на себя обязательствам.

Результатом проводимых мероприятий должно стать снижение смертности от болезней кровообращения в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 5–6%, от транспортных травм – на 10–13%. число малоинвазивных внутрисосудистых вмешательств для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предусматривается увеличить на 18 тыс. мероприятия, которые будут проводиться в рамках принятых планов, должны обеспечить уменьшение общего коэффициента смертности с 14,7 на 1 тыс. населения в 2007 г. до 14,0 в 2008 г.

В 2008 г. министерство здравоохранения и социального развития приступило к системным действиям по повышению безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь препаратов крови и ее компонентов. Предусматривается сформировать единую информационную базу, обеспечивающую сопровождение технологических процессов заготовки, переработки и хранения крови и ее препаратов. будет проведена модернизация материально-технической базы учреждений службы крови. Соответствующие службы уже приступили к проведению кампании по развитию массового донорства крови.

В 2008 г. шесть федеральных учреждений службы крови и 15 учреждений службы крови, подведомственных субъектам Российской Федерации, в т. ч. расположенных в непосредственной близости от новых федеральных центров высоких медицинских технологий, будут оснащены специализированным медицинским оборудованием.

Еще одна острая проблема – развитие высокотехнологичной медицинской помощи, потребность в которой удовлетворена в 2007 г. только на треть. Справедливости ради следует отметить, что в 2004–2005 гг. эта потребность была удовлетворена только на 10%. Задача поставлена амбициозная – повысить этот показатель к 2010 г. до 80%. Для этого необходимо действовать по двум направлениям. Первое – построить и ввести в действие 15 новых федеральных центров высоких медицинских технологий по травматологии, ортопедии и эндопротезированию, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии. Второе – оснастить высокотехнологичным медицинским оборудованием 44 действующих федеральных медицинских учреждения.

В систему оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета включаются медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Расширение объемов высокотехнологичной медицинской помощи требует создания единой системы восстановительного лечения и реабилитации больных, получивших эту помощь. В субъектах Российской Федерации уже сегодня надо подумать об организации центров или отделений восстановительного лечения и реабилитации, увязав их деятельность с работой существующей сети санаторно-курортных учреждений.

Мероприятия приоритетного национального проекта “Здоровье”, проведенные в 2006–2007 гг., несмотря на точечное воздействие на самые болевые точки, имели большой социальный эффект. Сейчас важно не снизить его. Нельзя допускать “эффекта привыкания”. Надо требовать от первичного звена повышения результативности работы, улучшения качества и уровня обслуживания пациентов, сокращения очередей на прием к врачу, максимально возможного использования диагностического оборудования. Диспансеризация населения не должна носить формальный характер. Ее результаты должны быть положены в основу паспорта здоровья, быть основой для разработки программы улучшения здоровья и формирования здорового образа жизни у каждого гражданина.

При всей своей большой значимости точечные действия в сфере здравоохранения все же не могут решить системных проблем отрасли, накопившихся за многие годы. В 2008 г. необходимо разработать и принять концепцию развития здравоохранения на период до 2020 г., над которой сейчас работают ведущие специалисты страны. Прорабатываются вопросы развития программы государственных гарантий медицинской помощи; системы управления как отраслью в целом, так и отдельными типами лечебно-профилактических учреждений; инновационного, информационного и кадрового обеспечения здравоохранения. Особое место отводится выработке решений по изменению системы обязательного медицинского страхования. Это сложная тема, требующая взвешенного подхода. Решения по ней будут приниматься на основе опыта пилотных регионов и с учетом долгосрочной перспективы.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×