"С 2007 по 2009 год смертность от сердечнососудистых заболеваний снизилась на 7,8%", - Татьяна Голикова.

1018

М.ШЕВЧЕНКО: Здравствуйте.  Более 30% всех лечебных учреждений находятся в аварийном или требующем капитального ремонта состоянии. А многие поликлиники и больницы не имеют достаточного оборудования для оказания медпомощи в соответствии с современными требованиями. Об этом в своем ежегодном докладе Государственной думе заявил премьер-министр Владимир Путин. О низком качестве медицинских услуг населению, о том, что загруженность врачей слишком высока, а зарплата весьма невелика, говорила на днях и министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Все это неизбежно подводит Россию к - опять процитирую премьер-министра - "крупномасштабным преобразованиям в медицине". В чем они будут заключаться, откуда взять сотни миллиардов рублей, необходимых для приведения нашей системы здравоохранения в нормальное состояние и как эти деньги будут потрачены? Сегодня об этом узнаем, как говорится, напрямую. В студии Первого канала - министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Татьяна Алексеевна, здравствуйте.

ТАТЬЯНА ГОЛИКОВА, министр здравоохранения и социального развития РФ: Здравствуйте.

М.ШЕВЧЕНКО: Вот уже четыре года в России реализуется национальный проект "Здоровье". И реализуется достаточно успешно в целом. Зачем сейчас понадобился этот новый шаг реформы здравоохранения?

Т.ГОЛИКОВА: Первое, что я хочу сказать, - что до того, как начал реализовываться национальный проект "Здоровье", здравоохранение всегда финансировалось по остаточному принципу. И если можно употребить такой термин, оно было просто в загоне. Это объяснялось рядом объективных причин, в первую очередь финансово-экономических. И на этой сфере всегда экономили. И когда мы начинали национальный проект, то были выделены в основном такие точки, которые были наиболее критическими в тот момент и которые могли в последующем оказывать какое-то влияние на демографическую ситуацию в РФ.

М.ШЕВЧЕНКО: Напомните, о чем шла речь.

Т.ГОЛИКОВА: В первую очередь речь шла о том, чтобы несколько улучшить материально-техническое положение с точки зрения обеспечения необходимым оборудованием, оснастить или обновить парк "скорых помощей" в РФ, несколько поднять заработную плату врачам первичного звена, улучшить ситуацию с высокотехнологичной медицинской помощью, с борьбой с инфекционными заболеваниями. И по мере продвижения в рамках нацпроекта мы уже стали выделять более системные и более точечные направления, которые реально оказывали очень серьезное влияние и оказывают сейчас на заболеваемость и смертность в России.

М.ШЕВЧЕНКО: Чем новый этап реформы, о котором премьер специально говорил в своем докладе Государственной думе, будет отличаться или, может быть, дополнять национальный проект "Здоровье"?

Т.ГОЛИКОВА: Я сказала, что это были такие ключевые, точечные моменты, которые были в самом загнанном состоянии в этот момент. Но к чему мы на таком общегосударственном уровне не прикоснулись вообще, это изменение законодательства об ОМС. И мы, к сожалению, по-прежнему живем в законодательстве начала 90-х годов. Это законодательство за все время его существования – а ему уже 17 лет – не претерпело никаких изменений. И, к сожалению, из-за неразвитости этого законодательства мы имеем очень высокий уровень дифференциации в обеспеченности медицинской помощью по регионам России. Самая низкая – Ингушетия, одна из самых высоких, практически самая высокая – Москва. И уровень дифференциации в деньгах – 10 раз. А в этот объем финансового обеспечения входит все: и зарплата, и лекарства, и питание, и приобретение расходных материалов. То есть это означает, что в Москве уровень обеспеченности этими составляющими, по идее, должен быть в 10 раз выше, чем в Ингушетии. Понятно, что разный уровень жизни, понятно, что столица, и там должно быть все дороже. Но тем не менее финансовое обеспечение отнюдь не означает качество медицинской помощи. И поэтому сейчас, на этом втором этапе, наша главная задача - перестроить глобально систему, как раз которая связана с этим.

М.ШЕВЧЕНКО: Многие говорят о том, что изменение будет достаточно радикальное. Сейчас расскажите, что будет нового в системе финансирования?

Т.ГОЛИКОВА: Первое, что я хочу сказать, - что решение об увеличении финансового обеспечения системы мы приняли еще год назад. Мы планировали его ввести с 1 января 2010 года, но в силу финансово-экономической ситуации отложили на год и делать теперь будем с 1 января 2011 года. Мы очень долго обсуждали, как пройти этот этап. Этот этап сложный во всех отношениях, со всех сторон: со стороны работодателей, со стороны медицинского сообщества, со стороны РФ и регионов. В чем сложности? Будучи загнанной и получив такое вдыхание только в рамках национального проекта, российская медицина даже, можно сказать, еще не готова к тому, чтобы потребить такой огромный ресурс денежных средств. А как вы знаете, он оценивается ориентировочно в 460 миллиардов рублей. И мы должны сегодня выстроить так систему, чтобы вот эти два года, которые нам предложены как переходные, дали возможность настроить систему таким образом, чтобы и уровень наших учреждений, и уровень подготовленности наших специалистов, которые работают в учреждениях, соответствовал требованиям, которые дадут нам возможность полномасштабно перевести систему на современные стандарты.

М.ШЕВЧЕНКО: Иосиф Евгеньевич.

ИОСИФ ДИСКИН, член Совета Общественной палаты РФ: Во-первых, я хотел бы сказать огромное спасибо за то, в общем, неженское мужество, с которым вы сломили правительство и министра финансов в выбивании денег. Это я должен вот здесь сказать. Все сейчас смеются, что в стране появился новый силовой министр. Но при этом совсем не веселая история. При переходе на страховую систему все-таки существенно возросла нагрузка на бизнес.

М.ШЕВЧЕНКО: Что вы имеете в виду, Иосиф Евгеньевич? Сразу поясните, пожалуйста.

И.ДИСКИН: Ну, теперь же 32% налога на заработную плату. Надо понимать, какую ответственность взвалило на себя Министерство здравоохранения и социального развития. Да, получив эти деньги… За это заплатил российский бизнес. Причем какой бизнес? Заплатил бизнес там, где высокая доля зарплаты. Заплатил хайтек. Обещали льготы - пока не видно. И, конечно, все понимаем крайнюю необходимость. И многим придется сильно затянуть пояса. Но уже за эти деньги, за тяжелую нагрузку на бизнес с вас двойной спрос.

ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН, заместитель председателя ГД РФ, секретарь президиума Генерального совета партии "Единая Россия": Здесь коллега Дискин высказался о том, что платить придется бизнесу. Действительно, так. Но в чем я с ним не согласен - то, что это непосильная нагрузка и, в общем-то, это решение отчасти где-то противоречит развитию того же бизнеса. Для бизнеса очень важно, чтобы были трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы – это здоровый работник...

И.ДИСКИН: Это в долгосрочной перспективе.

В.ВОЛОДИН: В долгосрочной перспективе – без этого никакая страна не может развиваться.

И.ДИСКИН: Согласен абсолютно. Но 37% российских предприятий находятся в предбанкротном состоянии. Коллеги, еще раз, я же не говорю о том, что это неправильно. Я говорю, что, уж если такие деньги взяли, спрос с вас будет за это вдвойне.

В.ВОЛОДИН: Я хотел бы все-таки сказать о том, что, говоря именно об этом направлении, это вложение в человека - раз. Второе: когда мы говорим о бизнесе, безусловно, все-таки решение, которое принято, позволяет бизнесу многие проблемы свои решать. Хотя взносы возрастут не очень здорово, с 3,1% до 5,1%, отчисления в Фонд медицинского страхования, на самом деле, отчисления, которые будет делать работодатель, действительно работодатель.

М.ШЕВЧЕНКО: Можно вам как законодателю задать вопрос? Вот эти 2%, то есть с 3,1% до 5,1% возрастут, да? Отчисления в Фонд медицинского страхования. Где гарантии, что эти деньги не будут вычитаться из зарплат людей? Что мы сами не будем из своих зарплат оплачивать? Разъясните.

Т.ГОЛИКОВА: Это уже установлено законом.

В.ВОЛОДИН: Работник не будет ни в коем случае здесь страдать. В рамках федерального закона, который уже принят, предполагается, что будет платить работодатель. И для сравнения. Когда нам говорят о том, что это нагрузка на бизнес, – безусловно, это нагрузка. Но нагрузка ради человека. Вот мы говорим, что здравоохранение хорошее в Европе. Как платит Европа? Германия – 14,9%. Причем половину платит работодатель, половину платит работник. Берем Японию, самая большая продолжительность жизни: 8,2% отчислений в Японии. Если говорить о Франции - 14,5%. Мы хотим с вами качественное, хорошее здравоохранение? Хотим. За это нужно платить. Да, бизнесу платить. Меньше будут ездить лечиться в Англию, во Францию, в Германию.

И.ДИСКИН: А вот это вопрос к Думе.

В.ВОЛОДИН: Пускай создают здесь нормальное здравоохранение, пускай вкладывают в здоровье своего работника. Что касается Думы, Дума решение уже приняла.

ОЛЬГА БОРЗОВА, председатель комитета ГД РФ по охране здоровья, "Единая Россия": Я сначала скажу о неработающем населении. Потому что мы говорили о том, что работодатель платит за работающее население. Но у нас есть неработающее население – это очень большая проблема. Все, что бы мы ни делали: модернизировали здравоохранение, реализовывали национальный проект "Здоровье", - для чего мы это делаем? Чтобы каждый россиянин имеет равнодоступную медицинскую помощь. Что у нас получается? Вот в среднем у нас нет утвержденного в стране тарифа на неработающее население. Сколько администрация субъекта захотела, есть у нее возможности, столько она отдала. Поэтому первое, что нужно сделать законодательно, и мы это будем делать, – принять тариф на неработающее население. Разброс колоссальный. У нас в среднем где-то 2168 по России, а по территориям: Чита – меньше 500 рублей, Чеченская Республика – 500 рублей и так далее.

М.ШЕВЧЕНКО: У меня вопрос к ведущему онкологу страны. Что для вас эта реформа? Зачем она нужна, допустим, вашей ведущей онкологической клинике России?

ВАЛЕРИЙ ЧИССОВ, директор Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена, академик РАМН: Я хотел бы сказать, что ведь эта реформа носит комплексный характер, в отличие от всех тех реформ, которые были раньше. Она подразумевает прежде всего и оснащение оборудованием, подготовку кадров, ремонт и так дальше. И она затрагивает не только, в частности, онкологическую службу.

М.ШЕВЧЕНКО: Но вы реально что почувствуете, когда реформа пойдет? Вот вы конкретно на что рассчитываете?

В.ЧИССОВ: Во-первых, на что рассчитываю - на то, чтобы своевременно выявляли онкологические заболевания, а это значительно удешевит лечение.

М.ШЕВЧЕНКО: То есть вы рассчитываете на дополнительное оборудование, правда? На специалистов. На что конкретно?

В.ЧИССОВ: В том числе, конечно, и оборудование. Но самая главная цель реформы – это профилактическое направление. То есть своевременно выявлять онкологических больных.

М.ШЕВЧЕНКО: А как? Давайте поговорим о конкретике. То есть что, я не понимаю, в поликлиниках будут созданы какие-то центры по онкологическим? Или что?

Т.ГОЛИКОВА: У нас это уже есть. Валерий Иванович у нас идеолог программы, которая начала реализовываться с 2008 года, такая национальная онкологическая программа, которая в рамках национального проекта носит целевой характер. И в первую очередь она направлена как раз на раннее выявление онкологических заболеваний, на приверженность наших врачей именно к выявлению. И для этого как раз в рамках этой программы и установлена связь между первичным поликлиническим звеном и уже стационарным звеном, где оказывается непосредственная помощь.

М.ШЕВЧЕНКО: Татьяна Алексеевна, на что пойдут вот эти 2%, в абсолютной величине это порядка 460 миллиардов рублей - это огромные деньги, невероятные деньги, половина триллиона. На что они пойдут?

Т.ГОЛИКОВА: Если говорить в широком смысле слова, то мы должны совместно с регионами, и в первую очередь здесь роль принадлежит регионам, разработать соответствующие региональные программы. В чем смысл этих региональных программ? На первом месте стоят отнюдь не финансы. На первом месте стоит правильная организация медицинской помощи в регионе, начиная от муниципалитета и заканчивая субъектовыми учреждениями. Причем оптимальная организация этой медицинской помощи, которая бы соответствовала структуре заболеваемости и смертности в регионе.

М.ШЕВЧЕНКО: А с кем в регионах? Вот вы говорите: "Мы должны с регионами". С кем? С губернаторами?

Т.ГОЛИКОВА: С губернаторами.

М.ШЕВЧЕНКО: Кто будет отвечать? Губернаторы?

Т.ГОЛИКОВА: Лично губернаторы по поручению председателя правительства.

М.ШЕВЧЕНКО: Вы, например, как планируете участвовать в разработке этой системы?

СЕРГЕЙ МОРОЗОВ, губернатор Ульяновской области: Я хотел бы сказать о том, что, действительно, мы согласны, что губернаторы должны нести персональную ответственность за разработку программ развития и модернизации здравоохранения. Мы уже, в принципе, понимаем, что необходимо сделать. Потому что для нас, для нашего региона очень важным является решение проблем, связанных со злокачественными образованиями. Для нас являются очень значимыми проблемы, связанные с туберкулезом, с ВИЧ-инфицированными. И, конечно, если мы это понимаем, то нам нужно будет и выходить с такими программами развития на Министерство здравоохранения и защищать эти программы.

М.ШЕВЧЕНКО: Давайте конкретно. Как вы будете взаимодействовать с Министерством здравоохранения по разработке ваших предложений о том, как в вашей области потратить те деньги, которые вам могут быть выделены?

С.МОРОЗОВ: Насколько я понимаю, Министерство здравоохранения должно нам помочь в составлении типовых региональных программ, которые дадут нам некий вектор направленности наших совместных действий. После этого мы разработаем такие программы. Защитим у себя на региональном правительстве и в специальном совете, который мы создали, по разработке региональных программ. И потом пойдем в Министерство здравоохранения для защиты.

М.ШЕВЧЕНКО: Татьяна Алексеевна, вот к вам пришел губернатор с предложениями. Где гарантия, что эти предложения соответствуют реальности? Как вы сможете проверить эти предложения, что они на самом деле не из головы представлены, а описывают реальную картину в каком-то конкретном регионе?

Т.ГОЛИКОВА: Мы имеем на самом деле на сегодняшний день полную информацию, так называемые паспорта регионов, по поводу того, что там происходит. И с заболеваемостью, и со смертностью. И ведь те показатели, которые приводил Владимир Владимирович и которые вы в начале своего выступления по поводу состояния аварийности или требуемости капитального ремонта, - это все данные, которые, естественно, представляем мы на основе регионов. Единственное, чего мы не имеем на сегодняшний день: а что конкретно кроется, скажем, за этими 32% аварийности медицинского фонда? То есть какие конкретно это учреждения в том или ином муниципалитете. И действительно ли нам нужны эти учреждения с точки зрения организации медицинской помощи.

М.ШЕВЧЕНКО: Как это проверить?

Т.ГОЛИКОВА: Во-первых, конечно, с точки зрения предоставления такой информации, это ответственность регионов. Во-вторых, уже по опыту работы других программ мы не предоставляем денежные средства, даже о которых уже договорились, до тех пор, пока наши сотрудники и сотрудники наших ведущих учреждений, которые курируют те или иные направления – неважно, сосудистое, онкологическое или какое-то другое, – не выйдут на место и не проверят, что это действительно так. И только после этого ресурсы идут туда. По-другому не может быть.

М.ШЕВЧЕНКО: Конкретные детали реформы здравоохранения мы обсудим после короткого перерыва. Оставайтесь на Первом канале.

М.ШЕВЧЕНКО: В эфире программа "Судите сами", сегодня мы говорим о новом этапе реформы здравоохранения, которая начнется с 2011 года. Об этом недавно в Государственной думе заявил премьер-министр Владимир Путин. И сегодня мы выясняем подробности реформы с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. Татьяна Алексеевна, давайте еще раз все-таки вернемся. Нацпроект "Здоровье". Давайте конкретно сейчас: что удалось сделать и что все-таки не удалось сделать, что еще надо сделать.

Т.ГОЛИКОВА: Исходя из рамок программы, коротко скажу. Первое: что удалось сделать. Я назову цифры по таким чувствительным направлениям для России, которые связаны со смертностью. Снижение смертности от сосудистых заболеваний: 2009-й по отношению к 2007 году – 7,8%. За прошлый год нам удалось спасти 56 тысяч человеческих жизней, и это только благодаря организации медицинской помощи. Дорожно-транспортные происшествия: 2009 год по сравнению с 2007-м – снижение смертности на 20,8%. И это тоже благодаря нашим действиям, согласованным с действиями ГИБДД.

М.ШЕВЧЕНКО: А конкретно за счет чего это удалось сделать, Татьяна Алексеевна?

Т.ГОЛИКОВА: Первое, что я хочу сказать, - это правильная организация медицинской помощи, правильно подобранное оборудование и соответствующая подготовка медицинских кадров, которые работают по этим направлениям.

М.ШЕВЧЕНКО: Хорошо. Что еще надо сделать?

Т.ГОЛИКОВА: У нас, на самом деле, еще достаточное количество критических направлений, по которым нужно принимать существенные меры. И первое, о чем я хочу сказать. У нас есть проблема с онкологическими заболеваниями, она выходит и вышла уже на один из первых планов. Мы начали в 2008 году эту программу, мы как бы начинали ее. 2009 год был полноценным годом, когда она запущена. И сейчас только в первом квартале 2010 года по отдельным регионам, которые вошли в программу в 2009 году, мы получаем некоторые ощутимые результаты. Хотя заболеваемость онкологическая в России пока растет. И она растет как раз потому, что, в том числе благодаря диспансеризации и благодаря этой программе, мы стали выявлять. Мы стали выявлять, и в том числе на ранних стадиях, когда это заболевание еще подвергается лечению и на это нужно затратить меньше средств, чем когда это уже находится в термальной стадии.

М.ШЕВЧЕНКО: Татьяна Алексеевна, хотелось бы перейти вот к какой теме. Неделю назад вы заявили, что Россия испытывает острую нехватку врачей. Вы даже назвали цифру. Т.ГОЛИКОВА: Я говорила о 27,4%.

М.ШЕВЧЕНКО: Врачей не хватает?

Т.ГОЛИКОВА: Да.

М.ШЕВЧЕНКО: Для чего не хватает? Если они были бы, что тогда было бы в нашей системе здравоохранения?

Т.ГОЛИКОВА: Мы начали проводить и закончим к концу этого года достаточно серьезный анализ по кадровому профилю каждого региона с точки зрения обеспеченности врачами первичного звена, стационарного звена и так далее. И вот та цифра, о которой я говорила, в значительной степени, на девяносто, да какое, на сто с лишним процентов относится к амбулаторно-поликлиническому звену. Как раз в амбулаторно-поликлиническом звене в сельской местности у нас не хватает достаточного количества специалистов. Какие это специалисты? Я имею в виду амбулаторно-поликлиническое звено. Это хирурги, онкологи, отоларингологи, офтальмологи, фтизиатры, пульмонологи, кардиологи и так далее. Потому что средний уровень нагрузки, который сегодня есть в поликлиническом звене, составляет у нас от 2 до 2,5 раза.

М.ШЕВЧЕНКО: Как вам кажется, реформа позволит увеличить число столь необходимых стране специалистов медицинского профиля?

ЛАРИСА ПОПОВИЧ, заместитель заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения Государственного университета – Высшей школы экономики: Реформа, когда она будет направлена на обучение специалистов, на программы стимулирования, переобучения специалистов, повышение их квалификации, естественно, позволит. Реформа и направлена на то, чтобы улучшить качество...

М.ШЕВЧЕНКО: А как, за счет чего? Будут какие-то кафедры созданы дополнительные в вузах или что? За счет чего эти 27% врачей вдруг появятся? Скажите, пожалуйста, вы являетесь одним из руководителей медицинского учебного заведения, одного из ведущих в стране. За счет чего могут появиться вот эти 27% врачей?

СЕРГЕЙ БОЯРСКИЙ, декан факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова: Я думаю, что сегодняшние образовательные ресурсы, касающиеся медицинского образования, наверное, достаточны для того (может, недостаточно используются сегодня), чтобы восполнить этот резерв. Я думаю, что количество вузов точно не будет увеличиваться.

М.ШЕВЧЕНКО: Так почему врачей-то не хватает?

Л.ПОПОВИЧ: Максим, профессия, престиж профессии.

М.ШЕВЧЕНКО: Престиж профессии врача? Самая благородная на Земле профессия. И она не престижна?

Т.ГОЛИКОВА: Максим, я вам хочу сказать, что у нас медицинские вузы ежегодно на бюджетных местах готовят 22 тысячи специалистов. Половина приблизительно от этого количества на коммерческой основе готовится. 32-35 тысяч – это наш потенциальный ресурс для выпуска в жизнь, что называется. Из этого ресурса порядка 30% (это экспертные оценки, к сожалению, мы статистику будем иметь только к концу этого года) не идут работать в медицину. И что самое главное, очень многие не идут работать в том числе в первичное звено. Почему? Потому что в том числе региональные власти, не в обиду Сергею Ивановичу будет сказано, не всегда создают условия для работы этих специалистов, для закрепления их на местах, для того чтобы они имели там жилье, для того чтобы они могли обзавестись спокойно семьей, для того чтобы у них был хотя бы какой-то минимально достойный уровень заработной платы, чтобы прокормить эту семью.

М.ШЕВЧЕНКО: Господин Епишин, а как в Тверской области с этим обстоит дело?

АНДРЕЙ ЕПИШИН, председатель законодательного собрания Тверской области: Сегодня если говорить про специалистов, то я подтвердил бы цифры, Татьяна Алексеевна абсолютно правильно называет, что больше всего проблем не в стационарах сегодня, а именно в поликлиниках, на амбулаторном уровне. И вопрос решается несколькими путями. Первое: мы год назад ввели полностью в здравоохранение и образование новую систему оплаты труда. Здесь стимул очень важный. У нас в прошлом году в 2,2 раза пришло больше молодых специалистов. И абсолютно разная ситуация в областном центре, в крупных городах и в сельской местности. Я подтверждаю, что буквально 10% специалистов... У нас есть целевой набор в нашу академию медицинскую, очень сильную академию, целевой набор с льготным поступлением. Реально льготным. Возвращаются 10%, все – кто женился, какие-то есть другие причины. Из них не все уходят из медицины. Очень многие уходят, например, в том числе в Москву, кстати. За ними, кстати, тянутся и пациенты потом. Какие сейчас приняты решения в рамках целевой программы? Здесь, наверное, конечно, надо более общо говорить. Мы тратим сотни миллионов на капитальные вложения в нашу систему здравоохранения. Вместе с перинатальным центром, который в этом году, спасибо Министерству здравоохранения, мы тоже вводим, это уже миллиарды. А мы не вкладывали до этого денег в служебное жилье.

М.ШЕВЧЕНКО: То есть сейчас вы готовы молодым специалистам-врачам предоставлять служебное жилье, правильно я понимаю?

А.ЕПИШИН: А вот именно представители власти, согласился губернатор у нас, что нужно какой-то определенный процент вкладывать в служебное жилье. Это важный этап. Но это важно для города. Для сельской местности сегодня важно качество жизни. И зарплата не все решает.

М.ШЕВЧЕНКО: То есть там не будет служебного жилья?

А.ЕПИШИН: Жилье есть. На муниципальном уровне каждый глава знает буквально по специальностям четко, каких специалистов нет. То есть жилье предоставляется – в города еще едут, в сельском месте жилье не является определяющим.

М.ШЕВЧЕНКО: Понятно. У меня вопрос к губернатору. Позвольте, я все-таки хочу это выяснить. Вот у нас доктор Чехов в свое время был земским врачом. У нас Михаил Булгаков даже написал "Записки земского врача". В XIX веке во время земской реформы, в начале XX века люди ехали на село, служили врачами и описали это в литературе. И вы в Ульяновской области просто как губернатор расскажите нам, что вы готовы делать для того, чтобы люди и сейчас, молодые специалисты, поехали в вашу достаточно большую и непростую область, в сельскую местность, например.

С.МОРОЗОВ: Я хотел бы еще раз подтвердить то, что сейчас сказала министр о том, что действительно существует и неукомплектованность врачами, и участковыми, и узких специальностей. И подтвердить коллегу о том, что мы действительно все озабочены, как решить проблему. Мы готовы предоставлять жилье, мы готовы решать вопросы с детскими дошкольными учреждениями, мы готовы, в конце концов, доплачивать, по крайней мере на период прихода в лечебное учреждение. Но молодые специалисты сегодня получают, как только они закончили вуз, всего лишь 5-7 тысяч рублей. Что на эти 5-7 тысяч рублей они могут себе позволить?

М.ШЕВЧЕНКО: Даже если вы предоставите им государственное жилье какое-то, служебное жилье.

С.МОРОЗОВ: Даже с нашими региональными небольшими доплатами это ничего. Но ведь вы если придете в лечебное учреждение, вы увидите что. Ну согласимся, да? Обшарпанные стены. Вот у нас в регионе в муниципальном секторе здравоохранения почти 60% оборудования требует уже списания.

М.ШЕВЧЕНКО: Вячеслав Викторович, как сделать так, чтобы у нас опять появились врачи, подобные Булгакову, Чехову и сотням тысяч, миллионам других людей, которые прославили русскую медицину?

В.ВОЛОДИН: Вы знаете, вот мы говорим вообще о программе здравоохранения и говорим о том, что это продолжение реализации национального проекта в этой области. И сравниваем наше российское здравоохранение с тем же европейским. У них получилось, и все едут туда делать операции, лечиться - понятно, те, кто может себе это позволить. Но основная-то масса населения не может этого себе позволить. Почему же получилось у них, не получилось у нас? Потому что долгое время в нашей стране были другие приоритеты. Мы делали лучшие космические корабли, мы делали лучшее вооружение, и у нас получалось в этой сфере. Но забывали человека. Сегодня руководство страны, министр говорят о том, что главный приоритет – это человек. И говоря об этом, сегодня реализуется масштабный проект, реально, это один из самых крупнейших проектов за последнее время. Тем более ведь во главе этого проекта стоит здоровье человека, поэтому здесь нельзя ошибиться. И все то, что делает Татьяна Алексеевна, мы ее поддерживаем. Это очень сложно. И здесь мой коллега Дискин выступал. Хотя он такой достаточно либеральный человек по взглядам, но даже он сказал о том, что бизнес должен тратить на это, платить за это. Потому что это здоровье. О чем говорит губернатор? Ресурсов региона не хватает. Поэтому федеральному министерству придется, изучая ситуацию, опуститься практически на самый низовой уровень здравоохранения России. Это уровень поселковых, районных больниц, у нас очень много больниц, которые находятся в аварийном состоянии, их порядка 30%. Поэтому, если говорить о "Единой России", мы единогласно поддержали эту инициативу и считаем, что она является для страны основополагающей. Низкая продолжительность жизни. Только через реализацию этого проекта мы можем с вами продолжительность жизни увеличить. И хотелось бы пожелать не только успехов в реализации этого проекта Министерству здравоохранения, но и понимания всем нам, что это наш общий проект. И от каждого зависит очень многое: от губернатора, от председателя комитета, от представителей гражданского общества. Мы должны быть едины. Здесь у нас не должно быть друзей и врагов.

М.ШЕВЧЕНКО: У меня есть вопрос к господину Юрину. Сейчас существует проблема: люди, проживающие в одном регионе нашей страны, не могут получить медицинскую помощь в другом регионе. Я знаю, что существует проект единого электронного банка данных для всех, который, в частности, курирует Фонд медицинского страхования, который вы возглавляете. Расскажите об этом несколько слов.

АНДРЕЙ ЮРИН, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования: Совершенно правильный вопрос. Действительно, среди тех обращений, с которыми люди приходят в территориальные фонды ОМС, жалоба на то, что не оказывается медицинская помощь тому, кто приехал из другого субъекта, в этом субъекте, наиболее распространенная. Казалось бы, что может быть проще - оказать помощь человеку независимо от его места жительства. Но сегодня, поскольку система децентрализована и зависит от финансового обеспечения в конкретном субъекте, естественно, возникают проблемы с тем, а каким же образом оказать медицинскую помощь приезжему человеку. Я захватил с собой тот пластиковый полис, который, по всей видимости, со следующего года начнет выдаваться всем желающим. Мы говорим именно о желающих, потому что поэтапный будет переход осуществляться с тех бумажных полисов, которые сегодня мы все имеем.

М.ШЕВЧЕНКО: Он именной, я смотрю?

А.ЮРИН: Да, конечно. Но вопрос не в том, чтобы просто заменить бумагу на пластик, вопрос совершенно в другом. В том, что будет единый всероссийский реестр застрахованных граждан. Это позволит любому человеку, где бы он ни проживал, в любом населенном пункте РФ получить бесплатную медицинскую помощь по полису.

М.ШЕВЧЕНКО: О том, где будут выдаваться эти полисы и как они будут действовать, мы поговорим после короткого перерыва. Оставайтесь на Первом канале.

М.ШЕВЧЕНКО: В эфире программа "Судите сами", сегодня мы говорим о реформе российского здравоохранения. В 2011 году начнется новый этап реформы, об этом недавно в ГД заявил премьер-министр Владимир Путин. О подробностях реформы мы сегодня и разговариваем с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой. Татьяна Алексеевна, давайте продолжим разговор. У нас перед перерывом речь зашла об электронных полисах. Давайте вообще поговорим об этой информационно-электронной составляющей реформы, которая, как я понимаю, является по-настоящему инновационным шагом.

Т.ГОЛИКОВА: В общем, да. Это второе направление, на которое ориентировочно пока заявлено 24 миллиарда рублей из тех денег, которые были обозначены. И я хочу сказать, что эта информационная составляющая, мы к ней очень давно подходили. Но смысл ее состоит в том, что мы сейчас применяем различные программы, каждый субъект абсолютно самостиен. У кого-то своя программа по медицинским услугам, у кого-то - по лекарственному обеспечению. Это не корреспондируется между собой. И сегодня мы для себя намечаем три составляющих этой программы. Это электронные истории болезни – а у нас на сегодняшний день только 7,7% лечебных учреждений применяют эти электронные истории болезней.

М.ШЕВЧЕНКО: Что это такое - электронные истории болезней?

Т.ГОЛИКОВА: Я сейчас поясню. Второе - это телемедицина, которая применяется, но тоже, к сожалению, не так широко, особенно в региональном и муниципальном здравоохранении, как бы хотелось. Это электронный полис, о котором мы начали говорить в предыдущей части программы. И у нас на сегодняшний день по статистике только 30% рабочих мест врачей компьютеризированы. Возвращаясь к вашему вопросу. Что такое электронная история болезней? Мы же все с вами были у доктора. И вы все знаете, что нагрузка на этого доктора ложится в том числе и потому, что он бесконечно пишет, заполняет карту и так далее.

М.ШЕВЧЕНКО: Непонятным почерком, как правило.

Т.ГОЛИКОВА: Да. И лишь только в некоторых учреждениях у нас с вами, когда проводятся какие-то исследования, МРТ, или флюорография, или УЗИ, вы можете видеть врача, который сидит за компьютером и на компьютере набирает, что же все-таки он увидел на исследовании. Мы предполагаем, что вся работа лечебного учреждения в этой части должна быть объединена в единую информационную систему. Эта единая информационная система не только нацелена на прозрачность процедур, которые осуществляются, не только на удобство для человека, но и она в том числе эффективно использует ресурс того же самого доктора, который принимает пациента. Ведь нам бы тоже хотелось, чтобы он не был увлечен тем, что он все время что-то пишет, чтобы он уделял внимание пациенту, который к нему приходит.

М.ШЕВЧЕНКО: И это все будет сконцентрировано в этой карточке, да?

А.ЮРИН: Карточка – это ключ доступа пациента к этой самой электронной карте. Мы полагаем, что в следующем году человек, который пожелает совершить обмен своего бумажного полиса на электронную карточку, уже сможет это сделать.

М.ШЕВЧЕНКО: То есть, допустим, вы врач, я к вам прихожу с этой карточкой, даю вам карточку, вы вставляете ее в компьютер и видите всю мою историю болезней?

А.ЮРИН: Да, да. Именно это и предполагается.

М.ШЕВЧЕНКО: Иосиф Евгеньевич, это, наверное, на самом деле, огромный шаг вперед. Ведь согласитесь?

И.ДИСКИН: Да, действительно. Но я хочу добавить еще. Одновременно с этим как раз тот самый закон об изменении статуса бюджетных организаций. Он снимает ту проблему, о которой начали говорить, - о том, что приезжаешь в другой регион, а тебя не обслуживают. Еще как будут обслуживать, потому что деньги по нормативам будут платить там, куда обратился. Очень заинтересованы будут обслуживать приехавших. Таким образом объединяется интегрированная система и статус бюджетных учреждений – там много чего надо делать. Но меняются экономические механизмы, меняется одновременно бюджетная система, меняется техническое оснащение. Но я только буквально несколько секунд. Коллеги, деньги все не решают.

Т.ГОЛИКОВА: Абсолютно.

И.ДИСКИН: Еще большая этическая проблема. Мы многие годы утратили тот самый статус, этический статус врача, о котором мы читали у Булгакова, мы читали у Вересаева.

Т.ГОЛИКОВА: И в первую очередь клятва Гиппократа.

М.ШЕВЧЕНКО: Давайте сейчас вернемся к конкретному вопросу. Я хочу понять, где эту карточку конкретно можно получить? Где она будет выдаваться? Куда приходить, когда обменивать? Кто может разъяснить?

А.ЮРИН: Будет выдаваться в той страховой компании, в которой застрахован человек. То есть в страховой медицинской организации, которая осуществляет медицинское страхование по ОМС.

Т.ГОЛИКОВА: Там принципиальным отличием является то, что, в отличие от сегодняшней ситуации, когда страховая медицинская организация предопределена конкретно руководителем субъекта или работодателем, теперь страховую компанию может выбрать сам человек. И вот эта страховая компания, которая будет им выбрана, и предоставит ему эту услугу по выдаче электронного полиса. Если он не обратился в страховую компанию, то соответствующую функцию за него выполнит фонд.

О.БОРЗОВА: Но это должно все быть прописано в законе. Потому что существующая законодательная база не предопределяет все, о чем мы говорим сейчас. И то, что сейчас будет сделано, и дано поручение премьера о том, чтобы до июля в первом чтении мы приняли этот закон и рассмотрели, закон об ОМС. Вот это важный момент.

М.ШЕВЧЕНКО: Но все-таки я хочу понять. Допустим, я прихожу в поликлинику, у меня там есть бумажная моя история болезней. Я ее беру и потом куда-то иду, чтобы вместо нее получить пластиковую карточку? Или что я делаю?

Т.ГОЛИКОВА: Нет-нет, конечно, Максим.

Л.ПОПОВИЧ: Вы приходите в страховую компанию, в соответствии с законодательством пишете заявление о том, что вы хотите быть в этой страховой компании.

М.ШЕВЧЕНКО: А я какую-то справку беру из поликлиники или откуда-то, где моя история болезней?

Л.ПОПОВИЧ: Нет, конечно, нет. Вы застрахованы уже просто потому, что вы перечислены в законе как человек, подлежащий этому страхованию. Сейчас это гражданин РФ, в новом законодательстве более четко прописаны те категории граждан и неграждан в том числе, жителей, там так написано, которые будут застрахованы в системе ОМС. Человек, который хочет быть застрахован в системе ОМС, должен выразить в явном виде свое желание по выбору страховой компании.

М.ШЕВЧЕНКО: То есть написать заявление? "Выразить"?

Л.ПОПОВИЧ: Так прописано в законодательстве. Да, он должен в явном виде выразить это желание и здесь же, в страховой компании, получить сначала документ. Ну, изготовление полиса потребует какое-то время. Он получает документ, который заменяет.

М.ШЕВЧЕНКО: Мы же знаем, как устроена жизнь. Скажите, не сложна ли будет эта процедура пенсионерам, тем людям, которые, на самом деле?..

Л.ПОПОВИЧ: Технологически да, это действительно очень сложно, и, вообще говоря, этот момент, конечно, нам предстоит еще довольно серьезно обсудить.

М.ШЕВЧЕНКО: А как? Как это можно сделать? Давайте обсудим.

А.ЮРИН: Вот пенсионеры. Это самое главное, о чем сказала Татьяна Алексеевна, что поскольку человек выбирает страховую медицинскую организацию, чего сегодня он не делает, а за него делает руководитель или губернатор, страховая медицинская организация заинтересована в том, чтобы этот человек был полностью удовлетворен в его услугах.

М.ШЕВЧЕНКО: Где гарантии, что страховая медицинская организация не окажется, как мы видели, допустим, мошеннической?

И.ДИСКИН: А для этого, Максим, другой источник. Сейчас же обсуждается закон о единой социальной карте. Татьяна Алексеевна, вот тут пришла пора... Не только медики этим занимаются. И это будет единый документ, во-первых, защищенный, государственно зарегистрированный. Пенсионеры могут получить в органах... И одновременно реализуется гигантская информационная программа.

Т.ГОЛИКОВА: Дело в том, что у нас создана уникальная информационная база по пенсионерам, как работающим, так и неработающим, в Пенсионном фонде РФ. И единственная такая организационная работа, которую нам предстоит проделать, это вот этот обмен информацией между Пенсионным фондом и Фондом ОМС, для того чтобы как раз получить доступ к тому информационному ресурсу, в котором содержатся все данные о пенсионере. И если пенсионер не выберет, не напишет заявление, то по умолчанию на год ему будет предложена фондом какая-либо страховая медицинская...

М.ШЕВЧЕНКО: А, то есть вы все-таки не оставите?

Т.ГОЛИКОВА: Нет, конечно.

М.ШЕВЧЕНКО: Татьяна Алексеевна, уж если речь зашла о пенсионерах, позвольте задать вам вопрос на понимание. Премьер-министр в своей речи заявил о том, что будет создан некий фонд для неработающих пенсионеров. Премьер даже условно предложил назвать его "Фонд здоровья". И в этот фонд будет выделена ежегодно тысяча рублей на доплату за медицинское обслуживание пенсионеров. Почему решено было выделить именно тысячу рублей? И можете ли вы подробно рассказать, как это нововведение будет работать?

Т.ГОЛИКОВА: Эта составляющая, которая касается создания фонда здоровья для пенсионеров, входит в третью часть расходования тех самых средств, которые предполагается выделить в рамках совершенствования системы здравоохранения, в те самые 136 миллиардов, которые должны пойти на увеличение заработных плат, на улучшение лекарственного обеспечения, питания, расходными материалами, диагностическими средствами. Почему туда инкорпорирован этот фонд здоровья? Потому что на сегодняшний день, и мы с вами сегодня уже об этом говорили, врачи поликлинического звена загружены, они не уделяют должного внимания тем людям, которые пришли к ним на прием, в силу, опять же, тех проблем, которые существуют. И мы с вами тоже прекрасно знаем, что наши уважаемые пенсионеры любят обращаться в медицинские учреждения, а иной раз мы их заставляем туда идти, потому что им нужно выписать рецепт, сделать еще какую-то незначимую процедуру, которая, в свою очередь, отнимает время, в том числе у врача. И чтобы этот врач относился с должным вниманием к этому человеку, который к нему пришел, вот и предложено было создать этот фонд. Почему тысяча? Тысяча – потому что мы ни в коей мере не хотим дезориентировать пенсионера с точки зрения того, что если ты не придешь, то через какое-то время эта тысяча перейдет тебе в пенсию. Мы не хотим, чтобы человек не приходил в лечебное учреждение. И определение этой тысячи – это как раз та чувствительная граница, как мы считаем, как считают эксперты, которая не является ограничителем для прихода в лечебное учреждение. И приходя в лечебные учреждения с этой потенциальной тысячей рублей, которая записана на лицевом счете в Пенсионном фонде, он говорит: "Я выбираю вот это учреждение". И в зависимости от того, какое количество раз в течение года он придет в это учреждение, в зависимости от этого это лечебное учреждение и будет получать плюс к тем деньгам, которые будут выделяться по другим направлениям. А эти деньги в том числе будут идти и на заработную плату, и на лекарства, и на питание, и на другие составляющие, которые связаны с жизнедеятельностью учреждений.

М.ШЕВЧЕНКО: А не получится ли наоборот, что люди, вместо того чтобы обращаться в больницу, будут пытаться сэкономить эти деньги?

А.ЮРИН: Вот именно речь идет о том, что размер этой доплаты не будет стимулировать человека экономить на этой сумме. Медицинской помощи он получит на гораздо большую сумму.

М.ШЕВЧЕНКО: Вы знаете, мы сегодня говорили о разных нововведениях. Но мне хотелось бы еще раз сейчас подвести некий результат. Что кардинально, Валерий Иванович, изменится для нашего народа после реформы здравоохранения?

В.ЧИССОВ: Во-первых, будет более доступная лечебно-диагностическая помощь. Государственные структуры очень задействованы. И говоря о том, что мы уже сейчас с теми 11 территориями, которые в 2009 году вошли, и те, которые в 2010 году, мы уже с губернаторами вплотную работаем. И с Сергеем Ивановичем нам предстоит еще работать. Так что эта программа уже идет, и мы надеемся, что уменьшится смертность от онкологических заболеваний. Уже тенденция сейчас наметилась. Увеличится выявляемость онкологических больных в ранней стадии. А это своего рода косвенно, но удешевление лечения, это дополнительный ресурс для здравоохранения.

М.ШЕВЧЕНКО: Сергей Георгиевич, что изменится для вас после реформы здравоохранения, для тех, кто занимается образованием в области здравоохранения?

С.БОЯРСКИЙ: Я надеюсь, что изменится качество подготовки специалистов, потому что на него в первую очередь влияет спрос, влияет работодатель, влияет отрасль. Я бы еще хотел обратить внимание на подготовку. Это всегда, в общем, в тени оказывается. На подготовку тех, кого в медицине (это медики) называют организаторами здравоохранения. Поскольку я непосредственно этим занимаюсь, я по своему уже опыту глубоко убежден, что если это звено не получит должного образования в виде непрерывного профессионального образования и так далее, то, в общем, с реформами будет не очень все просто. Потому что это некий диэлектрик проведения неких реформ, неких инноваций в реальную жизнь.

М.ШЕВЧЕНКО: Лариса Дмитриевна, как вам кажется, что изменится после реформы для здравоохранения? Как вы видите эти изменения?

Л.ПОПОВИЧ: Реформа здравоохранения – это слишком всеобъемлющее понятие. И вообще, вот мы сейчас обсуждаем роль Министерства здравоохранения в реформе здравоохранения. Мы должны понимать, что Министерство здравоохранения в данном случае действительно выступает как пожарный, который в условиях дефицита воды вынужден гасить пожары в среде пироманов. Пока мы с вами все вместе, все общество, и работодатели в том числе, которые не хотят платить дополнительно, и каждый из нас, который каждый день вредит сам своему здоровью, когда курит, когда пьет, когда занимается перееданием и самыми разными совершенно неправильными вещами. Мы все с вами усложняем работу Министерства здравоохранения. Министерство здравоохранения планирует реформу, будет ее проводить. Но если мы не подключимся все вместе, если Министерство здравоохранения не сумеет достучаться до Министерства транспорта, которое будет обеспечивать доступность медицинской помощи в сельских районах, например, если оно не достучится и его не услышат в Министерстве спорта, которое должно развивать фитнес-центры, центры оздоровления, в Министерстве сельского хозяйства, которое должно заниматься здоровым питанием, эта, к сожалению, реформа не пойдет, и мы будем пенять Министерству здравоохранения на то, в чем виноваты мы все с вами, общество. Реформа здравоохранения – это путь к диалогу. Поэтому я жду начала диалога.

М.ШЕВЧЕНКО: Понятно. Спасибо. То есть комплексное решение вопросов. Иосиф Евгеньевич, на ваш взгляд, что должно измениться после реформы здравоохранения?

И.ДИСКИН: Первое. С моей точки зрения, сделан огромный необходимый, но недостаточный шаг. Недостаточный просто потому, что денег недостаточно. А во-вторых, недостаточно, потому что надо понимать, что одни врачи сегодня эту программу не решат. Я согласен, только Министерство транспорта не занимается сельской местностью – занимается муниципальная организация. Но необходимо еще думать о другом, уже начинать думать. О чем я начал. Необходимо восстанавливать этические нормы врача, необходимо повышать коллективную ответственность врачей, с тем чтобы те, кто начинает вымогать деньги, выкидывались из коллектива самими врачами, не дожидаясь прокуратуры. Сегодня необходимо, чтобы врачи стали гораздо более чувствительны к нуждам пациентов.

М.ШЕВЧЕНКО: Понятно. Спасибо, Иосиф Евгеньевич. Вячеслав Викторович, конкретно, что изменится после реформы здравоохранения?

В.ВОЛОДИН: Вы знаете, Максим, на протяжении истории развития нашего государства разные были приоритеты. Создание ракет, поднятие целины. И вот впервые государство, правительство определило приоритет: здоровье человека. Поэтому, если этот приоритет сам по себе уже определен как главная цель повышения качества жизни, я надеюсь, что многое у нас изменится. Мы по-другому начинаем относиться друг к другу, а государство начинает по-другому относиться к человеку. Все-таки главное в государстве – это человек. Это очень важно.

М.ШЕВЧЕНКО: Татьяна Алексеевна, конкретно. Вот конкретно реформа закончилась. Что вы скажете, когда для вас будет ясно, что она закончилась удачно? Что для вас будет главным критерием?

Т.ГОЛИКОВА: Первое, что будет для меня главным критерием, - это повышение удовлетворенности нашего населения качеством и доступностью медицинской помощи. Это то, для чего, собственно, мы все это затеваем. Безусловно, как целевые показатели этой реформы - это увеличение рождаемости, это снижение смертности и увеличение продолжительности жизни российского населения. Но все-таки я не могу не сказать. Можно возрождать этические какие-то черты нашего врача. Но ведь наш врач в том числе в ряде случаев потерял уважение, потому что он в нищенских условиях предоставляет медицинскую помощь. И он делает это на том, на чем он может. И создать ему условия, чтобы он с душой, с любовью приходил на работу, чтобы ему на голову, извините, не падала штукатурка, ему не приходилось заботиться о том, что у него течет водопровод или у него отказала электростанция, а потом уже на втором месте - лечение пациентов. Вот чтобы этого не было, на это и нацелены все наши действия.

М.ШЕВЧЕНКО: Спасибо. Давно известно, что экономить на здоровье могут только дураки – эта поговорка никогда не устаревает. Выделение дополнительных расходов на здравоохранение – дело важное и более чем своевременное. Без адекватной современной защиты здоровья, а стало быть, и жизни нашего народа никакой модернизации, естественно, не получится. И будем надеяться, что укрепление страховой медицины может сыграть в этом ключевую роль. Мы были с вами откровенны, мы не скрывали своих мыслей и чувств. Как это у нас получилось – судите сами.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×