Приказ Министерства здравоохранения СССР № 694 от 21.07.1978

6448

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

21 июля 1978 г.

№694

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПОЛОЖЕНИЯ О БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

В целях дальнейшего совершенствования организации и деятельности судебно-медицинской службы и повышения качества экспертиз:

I. Утверждаю:

1. Инструкцию по производству судебно-медицинской экспертизы в СССР (Приложение № 1).

2. Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы (Приложение № 2).

3. Положения о должностных лицах бюро судебно-медицинской экспертизы:

а) Положение о начальнике бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики. (Приложение № 3);

б) Положение о начальнике бюро судебно-медицинской экспертизы областного (краевого), республиканского (АССР), городского (Москва, Ленинград) подчинения. (Приложение № 4);

в) Положение о заведующем отделом бюро судебно-медицинской экспертизы. (Приложение № 5);

г) Положение о заведующем отделением бюро судебно-медицинской экспертизы. (Приложение № 6);

д) Положение о судебно-медицинском эксперте. (Приложение № 7).

4. Положение о Методическом совете бюро судебно-медицинской экспертизы. (Приложение № 8).

5. Положение о Главном судебно-медицинском эксперте Министерства здравоохранения СССР. (Приложение № 9).

Приказываю:

Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения городов Москвы и Ленинграда:

1) обязать начальников республиканских, краевых, областных бюро судебно-медицинской экспертизы организовать работу в строгом соответствии с директивными документами, утвержденными пунктом I настоящего приказа;

2) в месячный срок организовать при республиканских, краевых, областных бюро судебно-медицинской экспертизы методические советы, оформить их в установленном порядке и обеспечить активную их деятельность по рассмотрению важнейших задач по вопросам судебной экспертизы;

3) принять меры к выполнению пунктов, предусмотренных приказом № 718 от 10.09.73 г. об укреплении материально-технической базы бюро судебно-медицинской экспертизы, выделении соответствующих помещений, оснащении необходимым оборудованием и аппаратурой, транспортными средствами;

4) завершить в 1979 году организацию всех структурных подразделений бюро судебно-медицинской экспертизы и укомплектование их соответствующими специалистами;

5) систематически обсуждать на коллегиях министерств здравоохранения и медицинских советах (коллегиях) областных, краевых отделов здравоохранения состояние судебно-медицинской экспертизы в республике, области, крае;

шире использовать данные судебно-медицинской экспертизы для целей практического здравоохранения;

6. разрешить размножить данный приказ в необходимом количестве экземпляров.

III. Считать утратившими силу:

а) Инструкцию о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР, утвержденную Министерством здравоохранения СССР 13 декабря 1952 г.;

б) Положение о бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденное приказом Министра здравоохранения СССР от 10 апреля 1962 г. № 166.

Министр
Б.В.ПЕТРОВСКИЙ

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 21 июля 1978 г. № 694

СОГЛАСОВАНО:
с Прокуратурой СССР,
Верховным Судом СССР,
Министерством юстиции
СССР, Министерством
внутренних дел СССР,
Комитетом Государственной
безопасности при Совете
Министров СССР

ИНСТРУКЦИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В СССР

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Судебно-медицинская экспертиза служит целям и задачам советского социалистического правосудия. В то же время ее деятельность направлена на всемерное содействие органам здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению и проведении профилактических мероприятий.

Судебно-медицинская экспертиза и другие виды судебно-медицинской работы осуществляются в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, уголовном, уголовно-процессуальным, гражданским и гражданско-процессуальным законодательством, приказами и другими нормативными актами, издаваемыми Министерством здравоохранения СССР.

1.2. Судебно-медицинская экспертиза производится в бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении областных, краевых отделов здравоохранения, главных управлений здравоохранения г.г. Москвы, Ленинграда, Ташкента и Московской области, министерств здравоохранения автономных и союзных республик.

Министерство здравоохранения СССР осуществляет методическое руководство судебно-медицинской экспертизой в СССР.

1.3. К компетенции судебно-медицинской экспертизы относятся:

1.3.1. экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;

1.3.2. судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или при других обстоятельствах, обусловливающих необходимость производства исследования трупа в судебно-медицинском порядке;

1.3.3. экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста, половых состояний и разрешения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;

1.3.4. экспертиза вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов;

1.3.5. экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

1.4. В качестве специалиста судебно-медицинский эксперт привлекается к участию в первоначальных и других следственных действиях: к осмотру трупов на месте происшествия (обнаружения), эксгумации, освидетельствованию, изъятию образцов для сравнительного исследования и др.

1.5. Судебно-медицинские, судебно-химические экспертизы и другие виды судебно-медицинской работы производятся специалистами, занимающими должности врачей-судебно-медицинских экспертов, физиков-судебно-медицинских экспертов, заведующих структурными подразделениями бюро судебно-медицинской экспертизы и начальников бюро, именуемыми в дальнейшем судебно-медицинскими экспертами.

Порядок допуска к работе в указанных должностях определяется Министерством здравоохранения СССР.

1.6. К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут быть привлечены профессорско-преподавательский состав кафедр судебной медицины, научные сотрудники Научно-исследовательского института судебной медицины, специалисты учреждений здравоохранения и других ведомств. При выполнении указанной работы эти лица по своему процессуальному положению являются экспертами.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. Судебно-медицинская экспертиза производится по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда.

По мотивированному письменному поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда могут производиться судебно-медицинские исследования и судебно-медицинские освидетельствования с целью выявления признаков, служащих основанием для возбуждения уголовного дела.

2.2. Методика проведения отдельных видов судебно-медицинских экспертиз определяется специальными инструкциями, методическими указаниями, правилами, утверждаемыми Министерством здравоохранения СССР.

2.3. Уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик предусматривают проведение первичной, дополнительной и повторной экспертизы.

Дополнительная судебно-медицинская экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения. Она может быть поручена судебно-медицинскому эксперту, производившему первичную экспертизу, или другому эксперту.

Повторная судебно-медицинская экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности. Она поручается другому эксперту или нескольким другим экспертам. Проведение повторной экспертизы не может быть поручено судебно-медицинскому эксперту, производившему первичную экспертизу.

2.4. Судебно-медицинская экспертиза производится одним или несколькими экспертами, при необходимости-экспертами различных специальностей.

Необходимость участия в производстве экспертизы нескольких экспертов определяется степенью сложности и характером случая.

2.5. Персональный состав экспертов определяется следователем, назначившим судебно-медицинскую экспертизу, либо начальником бюро судебно-медицинской экспертизы, если состав экспертов не установлен следователем или судом.

2.6. Участие нескольких экспертов, при необходимости-различных специальностей, является обязательным при проведении следующих судебно-медицинских экспертиз: а) экспертиз по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения; б) повторных экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел; в) экспертиз определения стойкой утраты трудоспособности; г) первичных экспертиз в особо сложных случаях.

Примечания:

1. Судебно-медицинские экспертизы по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения, а также экспертизы определения стойкой утраты трудоспособности и повторные судебно-медицинские экспертизы производятся только в областных (краевых), республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, в Бюро судебно-медицинской экспертизы гг. Москвы, Ленинграда и не могут быть произведены в городских, межрайонных и районных отделениях судебно-медицинской экспертизы.

2. В Научно-исследовательском институте судебной медицины Министерства здравоохранения СССР судебно-медицинские экспертизы производятся в особых случаях, и, как правило, после проведения предыдущих экспертиз в бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики.

3. Копии "Заключений эксперта" или "Актов судебно-медицинских экспертиз" в случаях, указанных в пп. а), б) пункта 2.6., немедленно представляются для контроля главному судебно-медицинскому эксперту соответствующего министерства здравоохранения.

2.7. Следователь вправе присутствовать при производстве судебно-медицинской экспертизы; о времени производства экспертизы он ставится в известность экспертом.

При неявке следователя к назначенному сроку судебно-медицинская экспертиза производится в его отсутствие, если дальнейшее промедление может отрицательно повлиять на качество экспертизы.

Примечание: Следователь не присутствует при экспертизе лица другого пола, если экспертиза сопровождается обнажением свидетельствуемого.

2.8. Присутствие обвиняемого и других лиц при производстве судебно-медицинской экспертизы допускается только с разрешения следователя.

Врачи лечебно-профилактических учреждений допускаются к присутствию при экспертизе трупа с разрешения следователя, а при судебно-медицинском исследовании трупа-с разрешения заведующего отделом (отделением) бюро судебно-медицинской экспертизы.

2.9. При производстве экспертизы не на базе бюро судебно-медицинской экспертизы, руководители лечебно-профилактического учреждения обеспечивают судебно-медицинских экспертов помещением для производства экспертизы (морг, врачебный кабинет в поликлинике), предоставляют стеклянную посуду, тару, упаковочный и другие материалы для подготовки и упаковке объектов, предназначенных для лабораторного исследования, и оказывают другую необходимую помощь.

Органы дознания, следователь, прокурор оказывают содействие в пересылке указанных объектов в судебно-медицинскую лабораторию.

2.10. По требованию органов дознания, следователя, прокурора и суда судебно-медицинский эксперт привлекается к участию в первоначальных и других следственных действиях, а именно: к осмотру трупа на месте происшествия (обнаружения), эксгумации, освидетельствованию, изъятию образцов, проведению следственных экспериментов.

При участии в первоначальных и других следственных действиях судебно-медицинский эксперт осуществляет свою деятельность не в качестве эксперта, а как специалист в области судебной медицины. Он оказывает содействие следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращает внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств и дает связанные с этим пояснения, знакомится с протоколом и подписывает его.

Деятельность специалиста регламентируется соответствующими уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными кодексами союзных республик.

Органы дознания, следователь, прокурор, суд при вызове судебно-медицинского эксперта для участия в первоначальных и других следственных действиях предоставляют ему транспортные средства.

2.11. Судебно-медицинский эксперт обязан явиться для выполнения экспертизы и участия в первоначальных и других следственных действиях по вызову органов дознания, следователя, прокурора, суда. За уклонение или отказ без уважительной причины от производства экспертизы или участия в первоначальных и других следственных действиях, а также за дачу заведомо ложного заключения судебно-медицинский эксперт несет ответственность в установленном порядке.

Судебно-медицинский эксперт осуществляет свои функции, как правило, в пределах обслуживаемой территории.

2.12. Перед проведением экспертизы следователь или начальник бюро судебно-медицинской экспертизы по поручению следователя разъясняет судебно-медицинскому эксперту права и обязанности эксперта, предусмотренные соответствующими статьями уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов союзной республики, предупреждает его об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения по соответствующей статье уголовного кодекса союзной республики, о чем отбирает у него подписку.

При проведении экспертизы в суде права и обязанности судебно-медицинского эксперта и его ответственность разъясняет председательствующий в судебном заседании.

2.13. Судебно-медицинский эксперт не имеет права принимать участие в производстве экспертиз, в первоначальных и других следственных действиях, исследованиях и освидетельствованиях, если он является потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком, свидетелем или находится в родственных отношениях, в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика и их представителей, а также если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в деле. В таких случаях эксперт подлежит отводу или должен заявить самоотвод. Вопрос об отводе эксперта разрешается лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, а в суде-судом, рассматривающим дело. Предыдущее его участие в деле в качестве специалиста при наружном осмотре трупа не является основанием для отвода.

2.14. Судебно-медицинский эксперт при производстве экспертизы для разрешения вопросов, изложенных в постановлении лица, производящего дознание, следователя, прокурора или в определении суда, имеет право просить об уточнении и разъяснении предложенных ему вопросов и должен отказаться от ответов на вопросы, выходящие за пределы его знаний или не входящие в компетенцию судебно-медицинского эксперта.

Если при производстве экспертизы судебно-медицинский эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

2.15. В случае сложности экспертизы и необходимости решения специальных вопросов судебно-медицинский эксперт вправе заявить ходатайство перед органами, назначившими экспертизу, о приглашении для участия в экспертизе соответствующих специалистов.

2.16. Судебно-медицинский эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы.

Если судебно-медицинский эксперт находит, что предоставленные ему органами дознания, следователем, прокурором или судом материалы недостаточны для разрешения вопросов, поставленных перед ним, он сообщает, какие именно материалы и документы ему необходимы для производства экспертизы. В случае непредоставления их, он в письменной форме сообщает органам, назначившим экспертизу, о причинах невозможности дать заключение по поставленным вопросам.

Если же он не имеет возможности дать заключение лишь по отдельным вопросам, то указывает об этом в "Заключении эксперта" или в "Акте судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы".

2.17. Судебно-медицинский эксперт вправе, с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, и суда, присутствовать при производстве допросов и других следственных и судебных действий и задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету экспертизы.

2.18. Судебно-медицинский эксперт не имеет права разглашать ставшие ему известными следственные материалы и данные, полученные в процессе проведения экспертизы.

2.19. Если в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы возникает необходимость в производстве судебно-медицинских лабораторных исследований для разрешения вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом или возникших у него лично, то, на основании имеющегося у него постановления, определения или письменного предложения органов дознания, следователя, прокурора или суда, он направляет объекты в лабораторию бюро судебно-медицинской экспертизы. При этом судебно-медицинский эксперт заполняет соответствующий бланк, в котором указывает краткие обстоятельства дела, объективные данные, выявленные при экспертизе, цели лабораторного исследования.

2.20. Если возникает необходимость проконсультировать лицо, подвергаемое судебно-медицинской экспертизе или судебно-медицинскому освидетельствованию, у врача-специалиста, работающего в другом учреждении здравоохранения, то его направляют в это учреждение с соответствующим письмом, подписанным начальником бюро или заведующим отделом (отделением) бюро, либо судебно-медицинским экспертом.

2.21. Судебно-медицинский эксперт обязан до окончания экспертизы доводить до сведения органов, назначивших экспертизу, выявленные им новые данные, имеющие значение для дела.

2.22. В процессе судебно-медицинской экспертизы экспертом могут быть выявлены объекты, которые по своему характеру могут стать вещественными доказательствами и предметом отдельной судебно-медицинской, криминалистической или иной экспертизы.

Эти объекты подлежат описанию в "Заключении эксперта" или в "Акте судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" и передаче под расписку лицу, назначившему судебно-медицинскую экспертизу, для направления на соответствующую экспертизу.

2.23. Объекты судебно-медицинского исследования, в том числе вещественные доказательства, подлежат строгому учету и хранению. Эксперт обязан принять все зависящие от него меры для их сохранности. Порядок хранения и уничтожения объектов исследования и вещественных доказательств определяется специальными правилами.

2.24. Из трупа могут быть взяты какие-либо части, внутренние органы и ткани, кровь, моча и т. п. для судебно-медицинских лабораторных исследований.

Допускается изъятие для лечебных и научных целей трупных тканей, органов и крови, когда это не может воспрепятствовать правильной судебно-медицинской диагностике при первоначальном и, возможно, повторном исследовании трупа. Об изъятии тканей, органов, крови делается соответствующая запись в "Заключении эксперта" или в "Акте судебно-медицинской экспертизы", с указанием, что именно и для каких целей изъято и куда направлено.

2.25. Судебно-медицинский эксперт может быть допрошен следователем для разъяснения или дополнения данного им заключения; судебно-медицинский эксперт может изложить свои ответы собственноручно.

2.26. При рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах судебно-медицинский эксперт может быть вызван для дачи заключения и допроса по произведенным на стадии предварительного следствия, судебно-медицинским экспертным исследованиям, а также для проведения экспертизы в судебном следствии.

2.27. Судебно-медицинский эксперт, вызванный в суд, принимает участие в судебном заседании, в порядке, регламентированном УПК и ГПК союзной республики. Он имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, задавать вопросы, потерпевшим, обвиняемым и свидетелям в связи с производством судебно-медицинской экспертизы.

2.28. При проведении судебно-медицинской экспертизы в суде заключение составляется судебно-медицинским экспертом в письменном виде, оглашается им в судебном заседании и передается суду. Копия заключения приобщается к документам экспертизы, находящимся в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинский эксперт вправе включить в свое заключение выводы по обстоятельствам дела, относящимся к его компетенции, о которых ему не были поставлены вопросы.

2.29. Если в производстве экспертизы участвуют несколько экспертов, то им должна быть предоставлена возможность совещаться между собой.

Если эксперты пришли к единогласному выводу, то результаты экспертизы могут быть изложены в заключении, подписываемом всеми экспертами; в случае разногласия между экспертами они представляют отдельные заключения.

2.30. B случае неправильного истолкования участниками судебного процесса данного экспертом заключения, судебно-медицинский эксперт обязан заявить об этом в процессе судебного следствия.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ЭКСПЕРТА

3.1. Результаты всех видов судебно-медицинской экспертизы, в том числе и судебно-химической экспертизы, оформляются документом, который в соответствии с действующими в каждой союзной республике УПК и ГПК, именуется: "Заключение эксперта" или "Акт судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы".

Оба эти документа имеют одинаковую структуру. Они состоят из следующих разделов: вводной части, включающей краткое изложение обстоятельств дела, исследовательской части и выводов (или заключения, если составляется акт судебно-медицинской экспертизы).

3.2. В вводной части должно быть указано: а) время и место производства экспертизы; б) условия производства экспертизы, имеющие значение для экспертного исследования (освещение, температура воздуха и др.); в) постановление или определение, на основании которого производится экспертиза; г) фамилия, имя, отчество эксперта, занимаемая должность, образование, специальность и стаж работы, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание;

д) при экспертизе трупа-фамилия, имя, отчество, возраст умершего; при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц-фамилия, имя, отчество, возраст, местожительство, документ, удостоверяющий личность; при экспертизе по материалам дела и экспертизе вещественных доказательств-наименование и номер уголовного или гражданского дела, количество томов, листов дела, перечень объектов, и образцов, (поступивших на экспертизу; е) лица, присутствующие при производстве экспертизы; ж) подписка судебно-медицинского эксперта о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и об его ответственности; з) перечень вопросов, поставленных на разрешение экспертизы.

3.3. В "Обстоятельствах дела" излагаются сведения, которые необходимы судебно-медицинскому эксперту при проведении экспертных исследований и составлении выводов (заключения): при экспертизе трупа-следственные данные и содержание медицинских документов; при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц-медицинский опрос свидетельствуемого и жалобы (опрос детей производится в присутствии родителей или педагогов), следственные данные и содержание медицинских документов; при экспертизе вещественных доказательств-следственные данные и содержание медицинских документов.

3.4. Исследовательская часть должна содержать подробное описание процесса исследования и всех найденных при этом фактических данных. В ней излагаются примененные методы исследования и используется объективная регистрация (фотоснимки, контурные схемы с обозначением повреждений и др.). Структура исследовательской части определяется видом проводимой экспертизы.

Этот раздел, в частности, включает:

3.4.1. при экспертизе трупа - описание одежды и данных наружного осмотра трупа; внутреннего исследования полостей, органов и тканей; изъятых объектов, передаваемых следователю для проведения других видов экспертиз; перечень объектов, направленных на лабораторное исследование; перечень тканей и органов, изъятых для трансплантации, а также в научных и учебных целях, с описанием произведенного вмешательства и указанием, что изъято, кому и в какое учреждение передано; результаты проведенных лабораторных исследований, с указанием дат их проведения и получения экспертом актов исследований;

3.4.2. при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц-подробное описание всех выявленных в процессе экспертного обследования объективных медицинских данных, указание о направлении экспертом свидетельствуемого к врачам других специальностей, на рентгенологическое и другие исследования, а также результаты этих обследований и исследований; описание одежды, а также повреждений и наложений на ней, в случае, когда одежда исследовалась; перечень объектов (мазки и др.), направленных на лабораторное исследование, а также результаты этих исследований; должны быть отмечены даты проведения дополнительных обследований и исследований и получения их результатов экспертом;

3.4.3. при экспертизе вещественных доказательств-подробное описание вещественных доказательств и имеющихся на них следов, изложение примененных методов исследования и полученных результатов по каждому виду исследования, с указанием используемых реагентов, аппаратуры и оборудования, процесса анализа. В исследовательской части также описывается и исследование представленных образцов;

3.4.4. при экспертизе по материалам уголовных и гражданских дел-подробное изложение в виде "Обстоятельств дела" фактических данных, необходимых для экспертного анализа.

При экспертизе по делам о профессиональной деятельности медицинских работников в "Обстоятельства дела" включаются сведения, полученные при изучении подлинных медицинских и иных документов, имеющие значение для дела.

3.5. Вводная часть, обстоятельства дела и исследовательская часть составляют вместе протокол "Заключения эксперта" или "Акта судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы".

Протокол подписывается судебно-медицинским экспертом и лицами, упомянутыми в вводной части документа.

3.6. Выводы в "Заключении эксперта" и заключение в "Акте судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" являются научно-обоснованным мнением эксперта, сформулированным на основании результатов произведенной им экспертизы.

Выводы (заключение) составляются на основании объективных данных, установленных в процессе экспертизы, экспертного анализа обстоятельств дела и данных медицинской науки. Указанные объективные данные должны вытекать из вводной и исследовательской частей протокола.

Выводы (заключение) оформляются в соответствии с поставленными на разрешение эксперта вопросами. Они должны также содержать экспертную оценку объективных данных, выявленных в процессе экспертизы, которые, по мнению эксперта, имеют значение для дела. Их следует излагать ясно, конкретно, избегая, по возможности, специальных медицинских терминов. Экспертное суждение по каждому выводу должно быть мотивировано-обосновано фактическими данными.

3.7. Вводная часть, обстоятельства дела и исследовательская часть "Заключения эксперта" или "Акта судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" составляются непосредственно в процессе проведения экспертизы. Выводы "Заключения эксперта" и заключение "Акта судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" должны составляться, с указанием даты их составления, после окончания всех исследований (см. п. 3.9.).

3.8. "Заключение эксперта" или "Акт судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается органам дознания, следователю, прокурору или суду, а другой остается на хранении у заведующего районным, межрайонным, городским отделением бюро судебно-медицинской экспертизы или в бюро судебно-медицинской экспертизы.

Экспертиза вещественных доказательств оформляется в процессе производства экспертных, исследований записями в рабочем журнале, на основании которых после окончания экспертных исследований составляется соответствующий документ.

3.9. "Заключение эксперта" или "Акт судебно-медицинской судебно-химической) экспертизы" должно направляться органам дознания, следователю, прокурору, суду, назначившим судебно-медицинскую экспертизу, не позднее чем через три дня после окончания всех экспертных исследований.

Сроки проведения экспертиз определяются их видом, объемом и характером экспертных исследований. Наиболее длительными по сроку являются экспертизы вещественных доказательств и экспертизы трупов, что обусловлено проведением лабораторных исследований. Однако и эти экспертизы должны производиться в пределах не более одного месяца со дня получения от органов дознания, следователя, прокурора или суда всех необходимых материалов.

В случае превышения этого срока причина должна быть объяснена судебно-медицинским экспертом органам, назначившим экспертизу, и начальнику бюро судебно-медицинской экспертизы.

3.10. Запрещается подменять "Заключение эксперта" или "Акт судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" различными краткими справками и выписками, а также употреблять для составления вышеуказанных судебно-медицинских документов неутвержденные формы и бланки анкетного типа.

3.11. При осуществлении судебно-медицинской работы по письменному поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда (см. п. 2.1.) а также при производстве лабораторных исследований объектов, направляемых судебно-медицинскими экспертами (см. п. 2.19.), составляется "Акт судебно-медицинского (судебно-химического) исследования" или "Акт судебно-медицинского освидетельствования". Порядок оформления этих документов такой же, что и в отношении "Заключения эксперта" или "Акта судебно-медицинской (судебно-химической) экспертизы" (см. п.п. 3.1.-3.10.). Однако судебно-медицинский эксперт в этих случаях не дает подписки о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и об ответственности.

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
Министерства здравоохранения СССР
И.В.ШАТКИН

Главный судебно-медицинский эксперт
Министерства здравоохранения СССР,
Заслуженный деятель науки РСФСР,
профессор
В.И.ПРОЗОРОВСКИЙ

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 21 июля 1978 г. № 694

СОГЛАСОВАНО:
с Прокуратурой СССР,
Верховным Судом СССР,
Министерством юстиции
СССР, Министерством
внутренних дел СССР,
Комитетом Государственной
безопасности при Совете
Министров СССР

ПОЛОЖЕНИЕ О БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1. Бюро судебно-медицинской экспертизы являются учреждениями здравоохранения.

Основная деятельность бюро судебно-медицинской экспертизы направлена на производство экспертиз, служащих целям и задачам советского социалистического правосудия. В то же время бюро судебно-медицинской экспертизы всемерно содействуют органам здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению и проведении профилактических мероприятий.

2. Задачами бюро судебно-медицинской экспертизы являются:

2.1. обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов в целях установления или исключения признаков насильственной смерти, определения ее причин, характера телесных повреждений и механизма их причинения, времени наступления смерти, а также разрешения других вопросов, поставленных органом дознания, следователем, прокурором, судом;

2.2. обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских освидетельствований потерпевших, обвиняемых и других лиц для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста, по поводу половых преступлений и для разрешения других вопросов поставленных органом дознания, следователем, прокурором, судом;

2.3. обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств путем применения лабораторных методов исследования объектов;

2.4. обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел;

2.5. обеспечение участия судебно-медицинских экспертов в качестве специалистов в области судебной медицины в первоначальных и других следственных действиях: осмотре трупов на месте происшествия (обнаружения), эксгумациях, освидетельствованиях, изъятии образцов для сравнительного исследования и др.;

2.6. своевременное внедрение в судебно-медицинскую практику новых методов исследования в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР, и постоянное совершенствование работы с целью повышения качества экспертиз;

2.7. своевременная информация руководства органов здравоохранения о всех случаях, выявления грубых дефектов диагностики и лечения; проведение судебно-медицинских клинических и клинико-анатомических конференций по таким случаям;

2.8. анализ и регулярное обобщение судебно-медицинских материалов о скоропостижной смерти, промышленном, уличном и бытовом травматизме, отравлениях и других видах смерти с целью выявления факторов, имеющих значение для разработки органами здравоохранения профилактических мероприятий;

Примечание: Проведение научно-практической работы с материалами судебно-медицинских экспертиз (разбор случаев на врачебных конференциях, опубликование в печати и др.) допускается, если это не связано с разглашением следственных материалов, либо с разрешения следователя, прокурора, суда, либо после вступления приговора в законную силу.

2.9. проведение санитарно-просветительной работы по профилактике промышленного, уличного и бытового травматизма, отравлений, алкоголизма и по другим актуальным вопросам;

2.10. срочное извещение органов здравоохранения о выявленных случаях острозаразных, в том числе особо опасных, заболеваний в соответствии со специальными указаниями и приказами Министерства здравоохранения СССР;

2.11. систематическое проведение в установленном порядке подготовки и усовершенствования специалистов бюро судебно-медицинской экспертизы на кафедрах судебной медицины медицинских институтов, медицинских факультетов университетов, факультетов и институтов усовершенствования врачей, на кафедрах токсикологической химии медицинских и фармацевтических институтов и, при необходимости, на кафедрах другого профиля;

2.12. систематическое проведение работы по повышению деловой квалификации и идейно-политического уровня работников бюро.

3. Бюро судебно-медицинской экспертизы создается в установленном порядке в каждой области (крае), автономной, союзной республике без областного деления, гг. Москве и Ленинграде. В союзной республике, имеющей областное деление, помимо бюро судебно-медицинской экспертизы областного подчинения, организуется также бюро в непосредственном подчинении министерства здравоохранения республики.

Функции Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения СССР выполняет Научно-исследовательский институт судебной медицины Министерства здравоохранения СССР.

4. Бюро судебно-медицинской экспертизы в административно-хозяйственном отношении подчинены:

4.1. бюро судебно-медицинской экспертизы области, края-заведующему областным, краевым отделом здравоохранения; начальнику главного управления здравоохранения области;

4.2. бюро судебно-медицинской экспертизы автономной республики-министру здравоохранения АССР;

4.3. бюро городской судебно-медицинской экспертизы г.г. Москвы, Ленинграда-руководителю соответствующего главного управления здравоохранения;

4.4. бюро судебно-медицинской экспертизы союзной республики - министру здравоохранения союзной республики или заместителю министра.

5. Бюро судебно-медицинской экспертизы в практическом, организационном и методическом отношении подчинены:

5.1. бюро судебно-медицинской экспертизы области, края, автономной республики, г.г. Москвы и Ленинграда-руководителю бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики;

5.2. бюро судебно-медицинской экспертизы министерств здравоохранения союзных республик-главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР.

6. Бюро судебно-медицинской экспертизы являются самостоятельными учреждениями и имеют в своем распоряжении здания с определенной территорией, соответствующее медицинское оборудование и аппаратуру, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и другое имущество.

7. Бюро судебно-медицинской экспертизы находятся на бюджете соответствующего органа здравоохранения-областного отдела здравоохранения (главного управления здравоохранения области), краевого отдела здравоохранения, министерства, здравоохранения автономной республики, главного управления здравоохранения города, министерства здравоохранения союзной республики.

8. Штаты бюро судебно-медицинской экспертизы утверждаются в установленном порядке в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.

9. В бюро судебно-медицинской экспертизы должны иметься следующие структурные подразделения:

9.1. отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;

9.2. отдел судебно-медицинской экспертизы трупов с судебно-гистологическим отделением;

9.3. судебно-медицинская лаборатория, в состав которой входят следующие отделения:

-судебно-биологическое;

-физико-техническое;

-судебно-химическое.

9.4. районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы;

9.5. хозяйственная часть.

10. Районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы организуются на базе больниц, вне городов, где расположены бюро, с учетом фактического объема судебно-медицинской работы и отдаленности отделения от бюро.

В столицах союзных республик районные, межрайонные и городские отделения не организуются.

Заведующие районными, межрайонными и городскими отделениями бюро судебно-медицинской экспертизы в практическом, организационно-методическом и административно-хозяйственном отношении подчинены руководителю бюро судебно-медицинской экспертизы, в состав которого входят отделения.

11. Руководство деятельностью бюро судебно-медицинской экспертизы осуществляет на основе единоначалия начальник бюро, одновременно являющийся главным специалистом по судебной медицине соответствующего органа здравоохранения.

2. Начальники бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого отделов здравоохранения, министерства здравоохранения автономной республики, главного управления здравоохранения гг. Москвы, Ленинграда, Ташкента и Московской области назначаются и освобождаются от работы руководителем соответствующего органа здравоохранения, по согласованию с руководителем бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики.

Начальники бюро судебно-медицинской экспертизы министерств здравоохранения союзах республик назначаются и освобождаются от работы министром здравоохранения союзной республики по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения Союза ССР.

13. Бюро судебно-медицинской экспертизы пользуются правами юридического лица, имеют печати-гербовую, простые круглые мастичные и металлические и штамп с обозначением своего полного наименования.

Отделы бюро судебно-медицинской экспертизы, отделения судебно-медицинской лаборатории, районные, межрайонные и городские отделения бюро судебно-медицинской экспертизы имеют штампы и простые круглые мастичные и металлические печати.

14. Бюро судебно-медицинской экспертизы обязаны иметь правила внутреннего трудового распорядка для сотрудников.

15. Бюро судебно-медицинской экспертизы ведут документацию и представляют отчеты по форме и по принадлежности, в сроки, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

16. Бюро судебно-медицинской экспертизы могут быть учебными базами медицинских институтов (факультетов), институтов (факультетов) усовершенствования врачей, средних учебных заведений, курсов специализации и усовершенствования.

17. Бюро судебно-медицинской экспертизы, при проведении профессорско-преподавательским составом кафедр судебной медицины судебно-медицинских экспертиз, исследований трупов и судебно-медицинских освидетельствовании потерпевших, обвиняемых и других лиц в процессе учебных практических занятий, обеспечивают производство лабораторных исследований в объеме, необходимом для экспертного заключения.

18. Контроль за правильностью производства судебно-медицинской работы и составления судебно-медицинской документации педагогическим составом кафедр судебной медицины, выполняемых в ходе учебного процесса, возлагается непосредственно на заведующих кафедрами. Этот контроль также осуществляет начальник бюро судебно-медицинской экспертизы.

Судебно-медицинская документация по всем видам судебно-медицинской работы, выполненной преподавательским составом кафедр судебной медицины, хранится в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.

19. Бюро судебно-медицинской экспертизы извещают соответствующие органы здравоохранения о случаях возникновения в бюро каких-либо чрезвычайных происшествий.

20. При бюро судебно-медицинской экспертизы создаются методические советы, деятельность которых осуществляется в соответствии с Положением о них.

21. Органы здравоохранения обязаны обеспечить бюро судебно-медицинской экспертизы соответствующими помещениями, оборудованием, материально-техническим снабжением; предоставлять кабинеты в амбулаторно-поликлинических учреждениях и морги в больницах, автомобильный транспорт, при необходимости-санитарную авиацию; оказывать всемерное содействие судебно-медицинским экспертам при выполнении служебных обязанностей (предоставление медицинских документов, производство анализов, консультация специалистов, участие в комиссиях и т.д.).

22. Органы прокуратуры, МВД, КГБ и суды в целях повышения качества и сокращения сроков производства экспертиз содействуют бюро судебно-медицинской экспертизы в создании необходимых условий для работы.

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
Министерства здравоохранения СССР
И.В.ШАТКИН

Главный судебно-медицинский эксперт
Министерства здравоохранения СССР,
Заслуженный деятель науки РСФСР,
профессор
В.И.ПРОЗОРОВСКИЙ

Приложение № 3
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 21 июля 1978 г. № 694

ПОЛОЖЕНИЕ О НАЧАЛЬНИКЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Начальник бюро осуществляет руководство деятельностью бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики на основе единоначалия, опираясь на общественные организации; отвечает за всю судебно-медицинскую и идейно-воспитательную, организационно-методическую и финансовую деятельность бюро.

2. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики назначается из числа квалифицированных врачей, имеющих необходимый опыт судебно-медицинской и организационной работы; утверждается и увольняется министром здравоохранения союзной республики по согласованию с главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения СССР.

3. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики является в то же время главным специалистом по судебной медицине министерства-главным судебно-медицинским экспертом министерства здравоохранения союзной республики.

4. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики в административно-хозяйственном отношении подчинен министру или заместителю министра здравоохранения союзной республики; в практическом и организационно-методическом отношении он подчинен главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР.

5. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики организует судебно-медицинскую экспертизу в пределах союзной республики и работу руководимого им бюро; осуществляет организационно-методическое и практическое руководство и контроль за деятельностью бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского (АССР) подчинения, руководствуясь действующим законодательством, а также приказами, правилами, инструкциями, методическими указаниями, положением о бюро и другими нормативными актами и материалами, регламентирующими судебно-медицинскую работу, издаваемыми Министерством здравоохранения СССР и министерством здравоохранения союзной республики.

Примечания:

1. Указания в этом и последующих пунктах об организационно-методическом и практическом руководстве бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского подчинения, равно как и о других формах работы с ними, относятся только к тем союзным республикам, где имеется соответствующее административно-территориальное деление (области, края, автономные республики).

2. В ведении начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РСФСР состоят также бюро судебно-медицинской экспертизы главных управлений здравоохранения г.г. Москвы и Ленинграда.

6. В соответствии с основными задачами бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики начальник бюро:

6.1. разрабатывает и осуществляет проведение мероприятий, направленных на:

-повышение качества работы бюро по судебно-медицинскому обеспечению органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также населения союзной республики высококвалифицированной судебно-медицинской экспертизой и другими видами судебно-медицинской работы;

-повышение уровня организационно-методического руководства всеми отделами, городскими, межрайонными и районными отделениями бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики, а также бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого и республиканского подчинения;

-улучшение условий работы и укрепление материально-технической базы как бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики, так и других бюро, действующих на территории этой республики, путем постановки перед руководством соответствующих органов здравоохранения таких вопросов, как:

-выделение ассигнований;

-выделение или строительство необходимых производственных помещений;

-выделение автотранспорта;

-дополнительное оснащение и приобретение современной аппаратуры и оборудования:

-организация судебно-медицинских лабораторий, их отделений;

-выделение для бюро молодых специалистов;

- приведение штатов бюро в соответствие с действующими нормативами и типовыми штатами;

6.2. разрабатывает правила и инструкции по судебно-медицинской экспертизе, обусловленные действующим в союзной республике законодательством и демографическими особенностями; издает эти материалы после согласования со следственными органами и судом республики, главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения СССР и утверждения их руководством министерства здравоохранения союзной республики; участвует в составлении приказов и других ведомственных материалов министерства здравоохранения союзной республики, относящихся к деятельности судебно-медицинской экспертизы;

6.3. организует:

-проведение систематической проверки деятельности всех отделов бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики; плановых проверок районных, межрайонных и городских отделений этого бюро с составлением актов обследования, включающих выводы и предложения по улучшению работы, с последующим обсуждением результатов обследований;

-проведение плановых обследований деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского подчинения, принимая личное участие в этом; проведение в процессе обследования выборочной проверки районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы; представление руководству органов здравоохранения актов обследования с выводами и предложениями по улучшению работы, с последующим контролем принятых мер по устранению недостатков, выявленных при обследовании, и выполнению предложений по улучшению работы;

-осуществление систематического контроля за правильностью проведения судебно-медицинских экспертиз, производимых в бюро судебно-медицинской экспертизы областей, краев, автономных республик, путем проверки повторных судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел и по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения; периодической выборочной проверки актов первичных судебно-медицинских экспертиз, выполненных в указанном бюро; составления по результатам контрольной проверки судебно-медицинской документации обобщающих писем и отдельных методических указаний;

-немедленное доведение до сведения органов внутренних дел, прокуратуры и суда об экспертизах, по которым в процессе проверки судебно-медицинских документов выявлены существенные дефекты в экспертном исследовании, неправильность, необоснованность или сомнительность выводов (заключения) эксперта, с рекомендацией назначения повторной судебно-медицинской экспертизы;

-деятельность методического совета, который, помимо работы, выполняемой по бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики, направляет и координирует деятельность методических советов бюро судебно-медицинской экспертизы областей, краев, автономных республик;

-проведение судебно-медицинских клинических и клинико-анатомических конференций по судебно-медицинским случаям, по которым экспертизы проводились экспертами бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики; контроль за качеством проведения таких конференций в бюро судебно-медицинской экспертизы областей, краев, автономных республик;

-анализ и обобщение судебно-медицинских материалов бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики и бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого и республиканского подчинения с представлением руководству министерства здравоохранения союзной республики данных и рекомендаций, имеющих значение для улучшения диагностики заболеваний и лечебно-профилактической помощи населению;

6.4. обеспечивает:

-личное участие и привлечение специалистов бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики к организационно-методическому и практическому руководству работой бюро судебно-медицинской экспертизы областей, краев, автономных республик;

в союзных республиках, не имеющих областей, краев и автономных республик, главный судебно-медицинский эксперт осуществляет организационно-методическое и практическое руководство отделами (отделениями) бюро судебно-медицинской экспертизы;

-организацию и руководство работой бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики и производство судебно-медицинских экспертиз и других видов судебно-медицинской работы экспертами бюро;

-проведение особо сложных первичных (судебно-медицинских экспертиз, производство которых поручено ему лично, если он считает это необходимым в тех случаях, когда постановление о назначении экспертизы вынесено в адрес бюро, без персонального указания эксперта; возложение на бюро судебно-медицинской экспертизы областей, краев и автономных республик, либо на отдельных экспертов этих бюро производства судебно-медицинских экспертиз по требованию следственных органов и судов, обычно не обслуживаемых данным бюро судебно-медицинской экспертизы;

-проведение под своим председательством судебно-медицинских экспертиз, производство которых должно осуществляться несколькими экспертами, в том числе различных специальностей, либо возложение этих обязанностей на своего заместителя или заведующего отделом;

-сохранность вещественных доказательств, поступивших в бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики;

-внедрение в практику и контроль за применением новых методов экспертных исследований, рекомендованных главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения СССР; информация его о результативности применяемых новых методов исследования;

-материально-техническое снабжение всех структурных подразделений бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики;

-инструктаж и оказание консультативной помощи экспертам бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики, а также начальникам и экспертам бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского подчинения;

-организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации судебно-медицинских экспертов и врачей лечебно-профилактических учреждений, привлекаемых в качестве экспертов;

-организацию работы по повышению квалификации среднего и младшего медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики и инструктажа по технике безопасности;

-проведение санитарно-просветительной работы;

-оказание консультативной помощи органам внутренних дел, прокуратуры и суда и участие в совещаниях, проводимых этими органами.

7. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики обязан:

7.1. систематически доводить до сведения персонала непосредственно руководимого им бюро и начальников бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского подчинения:

-общесоюзные и республиканские законодательные акты; приказы и другие нормативные акты, издаваемые Министерством здравоохранения СССР, а также методические указания и иные материалы, направляемые главным судебно-медицинским экспертом Министерства здравоохранения СССР, осуществляя контроль за их выполнением;

-данные о новых методах исследований, а также об опыте работы передовых (лучших) отделов и отделений бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики и бюро судебно-медицинской экспертизы областного, краевого, республиканского подчинения;

7.2. систематически контролировать качество судебно-медицинских экспертиз, исследований и освидетельствований, а также действия всего персонала;

7.3. регулярно составлять планы работы бюро и обеспечивать их выполнение;

7.4. рассматривать и утверждать:

-планы работы структурных подразделений бюро;

-графики работы сотрудников бюро (по согласованию с профсоюзной организацией), правила внутреннего трудового распорядка;

-должностные инструкции и инструкции по технике безопасности для всех сотрудников;

7.5. представлять руководству министерства здравоохранения союзной республики:

-предложения по улучшению условий работы и укреплению судебно-медицинской экспертизы в союзной республике;

-годовые и перспективные планы работы бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики;

-предложения о выделении для судебно-медицинской экспертизы молодых специалистов; годовые и перспективные планы специализации и усовершенствования судебно-медицинских экспертов, направляя копии планов главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР;

7.6. организовывать и регулярно проводить:

-совещания и конференции экспертов бюро; республиканские, межобластные совещания и конференции экспертов республики с участием представителей органов внутренних дел, прокуратуры и суда, согласовывая этот вопрос с руководством органов здравоохранения и извещая главного судебно-медицинского эксперта Министерства здравоохранения СССР;

-плановые и внеочередные (в том числе и ночные) обходы отделов, отделений и других структурных подразделений бюро;

-заслушивание отчетов о проведенной работе своих заместителей и заведующих структурными подразделениями бюро;

7.7. составлять письма об улучшении организации и повышении качества судебно-медицинской работы;

7.8. обеспечивать:

-своевременное рассмотрение предложений, жалоб и заявлений трудящихся и других лиц; принятие по каждому из них конкретных решений и осуществление контроля исполнения;

-своевременную проверку чрезвычайных происшествий в бюро; о результатах проверки и принятых мерах в установленные сроки сообщать в вышестоящие организации;

-качественное составление и своевременное представление в вышестоящие органы:

годовых планов;

статистических, финансовых и хозяйственных отчетов о деятельности бюро; изменений в списочном составе;

7.9. систематически повышать свою деловую квалификацию и идейно-политический уровень.

8. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики имеет право в установленном порядке:

8.1. принимать на работу и увольнять сотрудников бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики и участвовать в рассмотрении кандидатур на должность начальника бюро судебно-медицинской экспертизы области, края, автономной республики и города (Москва, Ленинград);

8.2. поощрять и накладывать взыскания на персонал бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики; ставить вопрос перед соответствующими органами здравоохранения о поощрении или наложении взысканий на медицинский персонал бюро судебно-медицинской экспертизы областей, краев, автономных республик;

8.3. издавать приказы и распоряжения по непосредственно руководимому им бюро;

8.4. представлять бюро в государственных органах, судебных и арбитражных инстанциях, общественных и других организациях;

8.5. распоряжаться кредитами, заключать договоры, выдавать обязательства и осуществлять другие действия от имени бюро, в пределах, установленных действующими законоположениями;

8.6. направлять в необходимых случаях экспертов бюро в районы для производства судебно-медицинских экспертиз, а также для оказания практической помощи судебно-медицинским экспертам отделений в организации работы и освоении новых методов исследования;

8.7. направлять экспертов бюро на специализацию и усовершенствование в соответствии с полученными путевками и вызовами;

8.8. вызывать в бюро на инструктаж, по согласованию с соответствующими органами здравоохранения, врачей районных и центральных районных больниц, привлекаемых в качестве экспертов к судебно-медицинской работе;

8.9. затребовать любую судебно-медицинскую документацию, препараты и иные материалы из бюро судебно-медицинской экспертизы, функционирующих на территории республики;

8.10. затребовать из лечебно-профилактических учреждений республики медицинскую документацию, необходимую для производства экспертиз и рассмотрения жалоб граждан.

9. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики заслушивается один раз в два года на заседании коллегии министерства здравоохранения союзной республики (с приглашением представителей соответствующих следственных и судебных органов) по вопросу о состоянии судебно-медицинской экспертизы и мероприятиях по ее развитию. Копии доклада, решения и плана мероприятий представляются им главному судебно-медицинскому эксперту Министерства здравоохранения СССР.

10. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики несет ответственность за:

10.1. надлежащее качество проводимых в бюро судебно-медицинских экспертиз, исследований и освидетельствований в соответствии с современным уровнем развития медицинской науки и техники;

10.2. рациональное использование медицинских кадров, медицинской техники, зданий, оборудования;

10.3. своевременное выявление и целесообразное использование скрытых резервов, а также внедрение рационализаторских предложений, направленных на повышение качества работы персонала и культуры обслуживания населения;

10.4. выполнение требований гражданской обороны и других специальных указаний;

10.5. разработку и осуществление мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы бюро (своевременное проведение ремонтно-строительных работ, оснащение современным оборудованием и реактивами);

10.6. целесообразное и экономное расходование финансовых средств, материалов, реактивов и других материальных ценностей;

10.7. благоустройство, озеленение и санитарное содержание бюро и его территории;

10.8. надлежащий контроль за выполнением противопожарных мероприятий, разработку и утверждение плана эвакуации персонала, имущества и документов на случай пожара;

10.9. обеспечение сохранения в учреждении государственной тайны.

11. В отсутствие начальника бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения союзной республики его обязанности выполняет заместитель. Если в штате бюро нет заместителя, обязанности начальника возлагаются на заведующего одного из отделов.

Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
Министерства здравоохранения СССР
И.В.ШАТКИН

Главный судебно-медицинский эксперт
Министерства здравоохранения СССР,
Заслуженный деятель науки РСФСР,
профессор
В.И.ПРОЗОРОВСКИЙ

Приложение № 4
к приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 21 июля 1978 г. № 694

ПОЛОЖЕНИЕ О НАЧАЛЬНИКЕ БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ОБЛАСТНОГО (КРАЕВОГО), РЕСПУБЛИКАНСКОГО (АССР),
ГОРОДСКОГО (МОСКВА, ЛЕНИНГРАД) ПОДЧИНЕНИЯ

1. Начальник бюро осуществляет руководство деятельностью бюро судебно-медицинской экспертизы областного (краевого), республиканского (АССР), городского (Москва, Ленинград) подчинения на основе единоначалия, опираясь на общественные организации, отвечает за судебно-медицинскую, идейно-воспитательную работу; организационно-методическую и финансовую деятельность бюро.

2. Начальник бюро судебно-медицинской экспертизы областного (краевого), республикан



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×