Портал для медицинских работников

Анализ крови позволит выявить возраст человека

• 23 ноября 2010

Ученые разработали метод вычисления возраста человека с помощью анализа его крови, что может быть использовано в криминалистике, полагают авторы исследования, опубликованного в журнале Current Biology.

В настоящее время метод позволяет определить возраст с существенной погрешностью в девять лет, что, тем не менее, может оказаться достаточным для сужения круга подозреваемых лиц в каждом конкретном случае. Метод основан на анализе ДНК клеток иммунной системы человека, так называемых Т-клеток, циркулирующих в крови и выполняющих работу по уничтожению чужеродных объектов, проникших в организм. Для выполнения этой функции Т-клеткам необходимо постоянно обновлять и "разрабатывать" новые рецеторы на своей поверхности, чтобы точно определять угрозу организму. Достигается это за счет "отрезания" небольших фрагментов ДНК и "составления" из них новых последовательностей. В результате такого процесса образуются круговые фрагменты ДНК, не несущие никакой функции и являющиеся "отходами" процесса реорганизации этой молекулы. Авторы исследования, группа ученых во главе с Манфредом Кайзером (Manfred Kayser) из Университета Эразмус в Роттердаме, показали, что возможно определить количество таких круговых структур в ДНК Т-клеток. Более того, ученые продемонстрировали, что с возрастом их количество уменьшается, так как организм производит все меньше и меньше Т-клеток. Анализ крови 200 добровольцев в возрасте от нескольких недель до 80 лет показал, что метод позволяет определить возраст человека с погрешностью в 20 лет. Аналитическая методика подразумевает введение в образец крови специальной последовательности ДНК, обладающей способностью связываться с круговыми фрагментами. Эта последовательность снабжена флуоресцентной меткой, что позволяющего выявить количество круговых фрагментов по интенсивности свечения. "Современные методы ДНК анализа, используемые в криминалистике, позволяют выявить потенциальных преступников только при полном совпадении их образцов ДНК с имеющимися в базе данных.

Этот метод не может дать результат при отсутствии фрагмента ДНК, с которым необходимо сравнить генетический материал подозреваемых. В нашем случае сравнения не требуется, и определение примерного возраста преступника может значительно сузить круг подозреваемых", - прокомментировал исследование Кайзер, слова которого приводит пресс-служба издательства Cell Press, выпускающего журнал. Авторы методики намерены в будущем повысить ее точность за счет использования особенностей других клеток, содержащихся в крови людей и связанных с возрастом человека.

В настоящее время аналитическая методика проходит испытания с участием профессиональных криминалистов.