text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Примеры критериев качества медицинской помощи

  • 12 апреля 2016
  • 8375

Действующим законодательством на руководителей медицинских учреждений возложена ответственность за разработку и внедрение в медучреждении системы контроля качества безопасности медицинской деятельности.

В основе этой системы лежат показатели и критерии качества медицинской деятельности .

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В статье приведены примеры этих показателей, которые будут полезны руководителям медучреждений и их заместителям в практической деятельности.

Правовые основы

Государственная программа по развитию здравоохранения, утвержденная постановлением Правительства РФ № 294 от 15.04.2014 года, говорит о необходимости создания эффективной системы управления здравоохранением, включающей в себя контроль качества и безопасность медицинской деятельности в каждом конкретном медицинском учрждении.

Эти положения предусматривают внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 90% медучреждений страны к 2016 году, а в последующие годы – в 95% медучреждений.

Важной составляющей качества медпомощи является ее безопасность для пациентов, что зависит от организации всей работы медучреждения, а также от качества оказания медицинской помощи.

Одной из задач создания системы контроля качества и безопасности медпомощи является информационное обеспечение процессов управления в медицинских организациях. Для создания таких систем необходимо выбрать соответствующие   показатели и критерии для оценки рассматриваемых параметров.

Об этом говорится в статье 87 Закона «Об охране здоровья граждан».

Кроме качества и безопасности медицинской деятельности,  выделяются и другие критерии, отражающие качество деятельности медучреждения. В качестве таких критериев используются на практике  такие   показатели, как безопасность, своевременность, доступность, преемственность и непрерывность, удовлетворенность пациентов,  а также научно-технический уровень процессов оказания медпомощи и их экономичность.

Сущность выделенных критериев

Выражаются выделенные критерии оценки качества деятельности медицинского учреждения в следующих определениях:

  • Доступность медпомощи  – выражается в свободном доступе к учреждениям здравоохранения, независимо от различных барьеров (экономических, социальных, географических, культурных, языковых и других).
  • Безопасность медицинской помощи  - является критерием выраженности безопасности здоровья и жизни пациентов, отсутствия вредных воздействий на врача и больного в  медучреждении.
  • Своевременность медпомощи – гарантия оказания медпомощи по мере необходимости, то есть быстро, при отсутствии очередности и по всем медицинским показаниям.
  • Непрерывность и преемственность медпомощи – критерий, отражающий координацию деятельности разных специалистов и медучреждений, оказывающих больному профессиональную помощь в разное время.
  • Удовлетворенность пациента – отражает удовлетворенность больного условиями оказаниями медпомощи, ее результатами, а также соответствие данной помощи ожиданиям и надеждам больных и их родственников.
  • Результативность медпомощи – критерий, отражающий соответствие реального результата, который получен в процессе оказания больному медицинской помощи в конкретных условиях, и ожидаемого результата.
  • Критерий экономичности – отражает рациональность использования ресурсов при оказании медпомощи.
  • Критерий качества документооборота – отражает доступность необходимых нормативных документов, а также правильность ведения всей медицинской документации.

Большая часть этих критериев и показателей нашла свое отражение в приказе Минздрава РФ № 422-ан от 07.07.2015 года «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Примеры конкретных критериев и их индикаторы

На основе критериев, перечисленных в приказе № 422-ан, руководители медучреждений должны выбрать наиболее значимые из них и разработать конкретные показатели и индикаторы оценки качества медпомощи.

Это позволит структурировать программу повышения качества медпомощи по приоритетным для конкретной больницы направлениям, а также проводить регулярный мониторинг работы по этим направлениям.

Далее мы подробно рассмотрим примеры таких критериев.

1. Критерий доступности медпомощи.

Показатели критерия:

  • Объем медпомощи на одного человека (включает число койко-дней – объем стационарной помощи; число посещений пациента – объем помощи амбулаторно-поликлинической;  число пациенто-дней – для стационарозамещающих направлений; число вызовов – для СМП).
  • Число штатных должностей медперсонала на 10 тысяч человек.
  • Нагрузки конкретных врачей на приеме населения.
  • Сроки ожидания: госпитализации - в днях, ожидания приема у врача – в днях, часах.
  • Количество пациентов, которые записались на прием при первом обращении в больницу.
  • Количество респондентов по данным соцопросов, которые удовлетворены временной, информационной, транспортной и иной доступностью данного медучреждения.

2. Критерий безопасности медпомощи.

Показатели критерия (отражают удельный вес выявленных нарушений):

  • Нарушение санитарно-эпидемиологических требований.
  • Нарушение правил техники безопасности во время эксплуатации медицинского оборудования и инструментария.
  • Нарушение требований этики и деонтологии.
  • Случаи и частота случаев возникновения внутрибольничных инфекций.
  • Случаи и частота случаев падений пациентов, возникновения у них травм.

3. Критерий своевременности медпомощи.

Показатели критерия:

  • Средние сроки ожидания пациентами госпитализации.
  • Количество своевременно выполненных вызовов СМП.
  • Среднее время ожидания врача перед приемом.
  • Своевременность осуществления наблюдения за состоянием пациента.

4. Критерий непрерывности и преемственности медпомощи.

Показатели критерия:

  • Количество пациентов, полностью обследованных перед госпитализацией, осуществляемой планово.
  • Наличие случаев необоснованного дублирования обследования пациентов в стационаре после их полного обследования в поликлинике.
  • Количество дней, проведенных пациентом на предоперационном периоде, в случае госпитализации для проведения плановых операций;
  • Случаи ненадлежащим образом оформленных рекомендаций при выписке пациентов.
  • Переданные в поликлинику пациенты после вызовов СМП.

5. Критерий результативности  медпомощи.

Показатели критерия:

  • Частота случаев снятия больных с диспансерного учета в связи с их излечением.
  • Частота своевременно выявленных заболеваний при целевых осмотрах пациентов.
  • Количество случаев (процент)  при соответствии результата, который получен в процессе оказания медпомощи, и ожидаемого результата.

6. Критерий удовлетворенности пациентов, ориентированность медучрждения на пациентов.

Показатели критерия:

  • Количество пациентов, которые по данным социологических или специальных опросов удовлетворены качеством оказанной в данном медицинском учреждении медпомощи.
  • Число случаев нарушения  прав пациентов на выбор лечащего врача и медицинской организации.
  • Число выявленных случаев отказов руководством медучреждения в допуске адвоката, законного представителя и иных лиц для защиты пациентами своих прав, а также частота обоснованности этих жалоб.

7.  Критерий научно-технического уровня медучреждения.

Показатели критерия:

  • Обеспеченность прикрепленного к медучреждению населения высокотехнологичной и современной медпомощью.
  • Число случаев отказа от медицинского вмешательства вследствие отсутствия необходимого оборудования, расходных материалов, медикаментов.
  • Число случаев  внедрения новых, современных технологий.
  • Своевременное повышение квалификации сотрудников медучреждения.

8. Критерий экономичности.

Показатели критерия:

  • Показатели нагрузки на одну должность.
  • Использование коечного фонда.
  • Соотношение доходов и расходов медучреждения.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.