text
Портал для медицинских работников

Барьеры общения с коллегами в медицинском коллективе

  • 29 апреля 2016
  • 235

Психологические исследования показывают, что в большинстве случаев один человек слышит другого лишь на 25%, то есть большая часть услышанного остается им неуслышанной или неправильно понятой.

В профессиональной среде, особенно в среде медработников слышать друг друга просто необходимо, ведь без этого умения взаимодействие сотрудников будет неэффективным.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В учебниках по психологии выделяется три составных стороны общения: коммуникативная (отвечает за обмен информацией), интерактивная (обеспечивает взаимодействие между индивидами) и перцептивная (отвечает за процессы восприятия и познания).

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные виды слушания, зная особенности которых, возможно наладить благоприятный психологический климат в медицинском коллективе.

Пассивное слушание собеседника

В этом случае речь собеседника проходит для слушателя в фоновом режиме, когда он не принимает смысл ее во внимание.

Этот вид слушания – самый неэффективный. И если в случае общения со случайным собеседником можно не обращать особого внимания на такую реакцию слушателя, то во взаимодействии с коллегой, общение с которым происходит ежедневно, она не остается незамеченной.

Однако в некоторых случаях навык пассивного слушания может быть полезным и иногда применяется людьми в качестве средства психологической защиты.

Пример

В сестринском коллективе одного коллектива появилась новая медсестра. Старый коллектив состоял преимущественно из спокойных, флегматичных людей, однако новая коллега отличалась энергичным и веселым характером.

Спокойная обстановка стала нарушаться чрезмерно активным поведением новой медсестры. Она часто использовала в речи истории, анекдоты, истории из жизни, остальные коллеги реагировали на это недоуменно.

Поскольку разница в темпераментах не является основанием для перевода новой медсестры в другое отделение, то пассивное слушание для остального коллектива является единственным выходом из сложившейся ситуации.

Активное слушание собеседника

Отличается тем, что в процессе активного слушания сам слушатель понимает и адекватно воспринимает чувства, слова, интонации, выражение лица и жесты собеседника.

Эта техника обеспечивает обратную связь и эмоциональную вовлеченность индивидов.

Разновидностями активного слушания являются действия, направленные на поощрение и одобрение собеседника. Так, можно использовать:

  • Использование в речи уточняющих фраз, например, «Разъясните мне, пожалуйста, что…?»;
  • Контакт с глазами собеседника, кивание ему в ответ;
  • Перефразировка высказываний собеседника, т.е. пересказывание мыслей собеседника своими словами, например, «Иными словами, вы думаете, что…»;
  • Использование обобщения, подведения итогов. Это создает в конце диалога чувство завершенности, например, «Если обобщить сказанное нами, то в целом…».

Притворное слушание собеседника

В этом случае собеседник лишь делает вид, что слушает собеседника, то есть изображает активное слушание.

Является недостаточно эффективным, поскольку должного понимания обеспечить не может.

Большинство людей чувствуют, когда собеседники с ними неискренны, однако в некоторых случаях использование данного приема необходимо


.

Предвзятое слушание собеседника

В этом случае присутствует выборочное слушание, то есть когда слушатель воспринимает и принимает лишь ограниченный объем информации, полученной от собеседника. Однако происходит это не только потому, что он отвлечен, а еще и потому, что у него есть собственная точка зрения относительно предмета разговора.

В рабочих отношениях данный вид общения – не самый эффективный.

Субординация и моральный климат в медицинском коллективе – важный элемент плодотворной рабочей обстановки. В общении с коллегами необходимо выдерживать манеру общения, соответствующую ситуации, нужно уважать собеседника и внимательно его слушать, а также проявлять терпимость к его словам.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.