Барьеры общения с коллегами в медицинском коллективе

215

Психологические исследования показывают, что в большинстве случаев один человек слышит другого лишь на 25%, то есть большая часть услышанного остается им неуслышанной или неправильно понятой.

В профессиональной среде, особенно в среде медработников слышать друг друга просто необходимо, ведь без этого умения взаимодействие сотрудников будет неэффективным.

В учебниках по психологии выделяется три составных стороны общения: коммуникативная (отвечает за обмен информацией), интерактивная (обеспечивает взаимодействие между индивидами) и перцептивная (отвечает за процессы восприятия и познания).

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные виды слушания, зная особенности которых, возможно наладить благоприятный психологический климат в медицинском коллективе.

Пассивное слушание собеседника

В этом случае речь собеседника проходит для слушателя в фоновом режиме, когда он не принимает смысл ее во внимание.

Этот вид слушания – самый неэффективный. И если в случае общения со случайным собеседником можно не обращать особого внимания на такую реакцию слушателя, то во взаимодействии с коллегой, общение с которым происходит ежедневно, она не остается незамеченной.

Однако в некоторых случаях навык пассивного слушания может быть полезным и иногда применяется людьми в качестве средства психологической защиты.

Пример

В сестринском коллективе одного коллектива появилась новая медсестра. Старый коллектив состоял преимущественно из спокойных, флегматичных людей, однако новая коллега отличалась энергичным и веселым характером.

Спокойная обстановка стала нарушаться чрезмерно активным поведением новой медсестры. Она часто использовала в речи истории, анекдоты, истории из жизни, остальные коллеги реагировали на это недоуменно.

Поскольку разница в темпераментах не является основанием для перевода новой медсестры в другое отделение, то пассивное слушание для остального коллектива является единственным выходом из сложившейся ситуации.

Активное слушание собеседника

Отличается тем, что в процессе активного слушания сам слушатель понимает и адекватно воспринимает чувства, слова, интонации, выражение лица и жесты собеседника.

Эта техника обеспечивает обратную связь и эмоциональную вовлеченность индивидов.

Разновидностями активного слушания являются действия, направленные на поощрение и одобрение собеседника. Так, можно использовать:

  • Использование в речи уточняющих фраз, например, «Разъясните мне, пожалуйста, что…?»;
  • Контакт с глазами собеседника, кивание ему в ответ;
  • Перефразировка высказываний собеседника, т.е. пересказывание мыслей собеседника своими словами, например, «Иными словами, вы думаете, что…»;
  • Использование обобщения, подведения итогов. Это создает в конце диалога чувство завершенности, например, «Если обобщить сказанное нами, то в целом…».

Притворное слушание собеседника

В этом случае собеседник лишь делает вид, что слушает собеседника, то есть изображает активное слушание.

Является недостаточно эффективным, поскольку должного понимания обеспечить не может.

Большинство людей чувствуют, когда собеседники с ними неискренны, однако в некоторых случаях использование данного приема необходимо

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

.

Предвзятое слушание собеседника

В этом случае присутствует выборочное слушание, то есть когда слушатель воспринимает и принимает лишь ограниченный объем информации, полученной от собеседника. Однако происходит это не только потому, что он отвлечен, а еще и потому, что у него есть собственная точка зрения относительно предмета разговора.

В рабочих отношениях данный вид общения – не самый эффективный.

Субординация и моральный климат в медицинском коллективе – важный элемент плодотворной рабочей обстановки. В общении с коллегами необходимо выдерживать манеру общения, соответствующую ситуации, нужно уважать собеседника и внимательно его слушать, а также проявлять терпимость к его словам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль