Стандартизация деятельности медицинских организаций

703

Одной из приоритетных задач российского здравоохранения является стандартизация деятельности медицинских организаций. Медучреждения используют инструменты стандартизации с целью улучшения показателей качества медпомощи, повышения экономической эффективности своей деятельности, а также для обеспечения удовлетворенности и безопасности пациентов.

Стандарты медицинской помощи в отечественном здравоохранении

В России применяются разные стандарты медицинской помощи, среди которых можно выделить:

  • стандарты медпомощи, утвержденные федеральными органами государственной власти;
  • стандарты оснащения, входящие в порядки оказания медпомощи;
  • стандарты менеджмента качества серии ИСО 9000;
  • стандарты для самооценки медучреждения, принятые в соответствии с «Моделью совершенства» (EFQM);
  • стандарты оказания медпомощи JCI, принятые Объединенной международной комиссией.

Обеспечение надлежащего качества медпомощи при этом включает в себя комплекс мероприятий:

  • улучшение материально-технической базы медучреждений;
  • своевременное повышение квалификации медперсонала;
  • внедрение современных и качественных методов диагностики и лечения пациентов;
  • создание эффективной системы управления качеством медпомощи.

Согласно государственной программы РФ по развитию здравоохранения, внедрение новой системы управления качеством медицинских услуг планируется в 2015-2016 году в 90% всех медучреждений страны, в последующие годы – в 95%.

Стоит отметить, что исходя из положений закона «Об охране здоровья» и сложившейся в здравоохранении практике, объектом управления стоит рассматривать не только качества предоставления медицинских услуг или медицинской помощи, но и  медицинскую деятельность в целом.

Система менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) в медицинской организации представляет собой совокупность процессов, ресурсов, процедур и организации, которые необходимы для ведения менеджмента качества.

В мировой практике под качеством медпомощи понимается степень соответствия медпомощи принятым стандартам ее оказания, правилам и требованиям, потребностям и ожиданиям пациентов, а также степень, в которой она способствует улучшению критериев здоровья населения.

В законе «Об охране здоровья» качество медпомощи определено как совокупность определенных характеристик, которые отражают правильность выбора лечения, профилактики и диагностики пациентов при оказании медпомощи, а также степень достижения запланированных результатов.

Внедрение СМК в медучреждении направлено на улучшение отдельных направлений его деятельности, в частности:

  • обеспечивается взаимодействие между всеми подразделениями и службами медучреждения;
  • повышается ответственность всех сотрудников медучреждения  за качество работы, их заинтересованность в достижении определенных результатов и мотивация к профессиональному самосовершенствованию;
  • повышается конкурентоспособность медучреждения на рынке медицинских услуг;
  • повышается удовлетворенность деятельностью медучреждения, как со стороны пациентов, так и со стороны медперсонала.

Создание и внедрение эффективных систем управления качеством медицинской деятельности остается в нашей стране актуальной проблемой.

Инновационный характер СМК

Внедрение СМК рассматривается и как инновационная деятельность, которая направлена на реализацию политики государства в повышении эффективности системы здравоохранения в целом.

Под инновациями в здравоохранении следует понимать целенаправленные отраслевые преобразования, которые направлены на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, качество оказания медпомощи, а также повышение степени удовлетворенности пациентов от оказанных медицинских услуг.

В области здравоохранения выделяют следующие инновационные направления:

  • технологические;
  • медицинские;
  • экономические;
  •  организационные;
  • медико-фармацевтические;
  • медико-технические;
  • информационно-технологические.

Все инновационные процессы представляют собой разнообразный по содержанию объект управления, для эффективного развития которого требуется использование специфических форм и методов организационного воздействия

Читайте бесплатно в системе Главный врач:

.

Стандарты, порядки, клинические рекомендации  оказания медпомощи

В соответствии с законом «Об охране здоровья», с целью стандартизации оказания медпомощи применяются порядки и стандарты оказания медпомощи, а также клинические рекомендации (протоколы лечения).

В порядках медпомощи отражены организационные аспекты оказания медпомощи по определенным ее видам и профилям, которые являются обязательными для исполнения в медицинской деятельности.

Стандарты созданы для оценки стоимости отдельных нозологий по разным видам медпомощи. Они не являются строго обязательными.

Протоколы лечения и клинические рекомендации представляют собой краткие документы, в которых описаны современные представления медицинского сообщества о лечении, диагностике и профилактике различных видов заболеваний.

Таким образом, стандарты, порядки и протоколы медицинской помощи в меньшей степени отражают требования к системе управления качества медучреждения.

Стандарты ИСО в медицинской деятельности

Международные стандарты ИСО (ISO) обеспечивает систематизированный подход к менеджменту качестве медучреждений, а также поддержку различных типов поставщиков в сфере услуг здравоохранения. Кроме того, стандарты являются эффективным инструментов для проведения внутреннего аудита.

В соответствии со стандартами ИСО, медицинская организация должна:

  • определить перечень процессов, которые необходимы для системы менеджмента качества учреждения и их применение. Это могут быть процессы приема и госпитализации пациента, выполнение определенных медицинских манипуляций, экспертиз и т.д.;
  • определить взаимодействие и последовательность этих процессов. Это означает, что в медучреждении должны быть разработаны документы, определяющие порядки и последовательность этих процессов. Документы должны опираться на современные клинические рекомендации и протоколы лечения;
  • определить методы и критерии, которые необходимы для обеспечения достижения запланированного результата, как при проведении этих процессов, так и при управлении ими.   Кроме того, необходимо обеспечить обучение персонала новым требованиям, разработать планы улучшения по итогам обучения, регистрацию дефектов и ошибок медперсонала;
  • обеспечить наличие в медучреждении определенной информации и ресурсов, которые необходимы для поддержания этих процессов и наблюдения за ними;
  • осуществить мониторинг, измерение и анализ этих процессов. В связи с этим , в медучреждении должны быть разработаны целевые показатели деятельности, а также осуществляться их сравнение с примерами «лучшей практики»;
  • принимать меры, которые необходимы для улучшения процессов и достижения запланированных результатов.

Стандарты JCI

Стандарты аккредитации медучреждений Международной объединенной комиссии JCI представляют собой положения, в которых описано, каким образом должно происходить обеспечение кадровыми и материально-техническими ресурсами в медучреждении, как должны быть организованы медицинские и административные процессы, а также то, какие результаты должны быть достигнуты в процессе лечения пациентов.

Прохождение аккредитации по стандарту JCI повышает престиж медучреждения и предоставляет ему ряд преимуществ:

  • повышает доверие к учреждению со  стороны пациентов;
  • повышает удовлетворенность сотрудников за счет создания безопасной и эффективной производственной среды;
  • способствует уважению прав пациентов и более внимательному к ним отношения;
  • определяет приоритеты в целях обеспечения качества лечения и безопасности пациентов.

Таким образом, стандартизация медицинской деятельности проводится с целью улучшения основных показателей деятельности медучреждения, а также повышения удовлетворенности и безопасности пациентов.

Выбор модели стандартизации осуществляется с учетом текущих задач медучреждения и имеющихся для этого ресурсов.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×