text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Стандартизация деятельности медицинских организаций

  • 15 мая 2016
  • 724

Одной из приоритетных задач российского здравоохранения является стандартизация деятельности медицинских организаций. Медучреждения используют инструменты стандартизации с целью улучшения показателей качества медпомощи, повышения экономической эффективности своей деятельности, а также для обеспечения удовлетворенности и безопасности пациентов.

Стандарты медицинской помощи в отечественном здравоохранении

В России применяются разные стандарты медицинской помощи, среди которых можно выделить:

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

  • стандарты медпомощи, утвержденные федеральными органами государственной власти;
  • стандарты оснащения, входящие в порядки оказания медпомощи;
  • стандарты менеджмента качества серии ИСО 9000;
  • стандарты для самооценки медучреждения, принятые в соответствии с «Моделью совершенства» (EFQM);
  • стандарты оказания медпомощи JCI, принятые Объединенной международной комиссией.

Обеспечение надлежащего качества медпомощи при этом включает в себя комплекс мероприятий:

  • улучшение материально-технической базы медучреждений;
  • своевременное повышение квалификации медперсонала;
  • внедрение современных и качественных методов диагностики и лечения пациентов;
  • создание эффективной системы управления качеством медпомощи.

Согласно государственной программы РФ по развитию здравоохранения, внедрение новой системы управления качеством медицинских услуг планируется в 2015-2016 году в 90% всех медучреждений страны, в последующие годы – в 95%.

Стоит отметить, что исходя из положений закона «Об охране здоровья» и сложившейся в здравоохранении практике, объектом управления стоит рассматривать не только качества предоставления медицинских услуг или медицинской помощи, но и  медицинскую деятельность в целом.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Система менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) в медицинской организации представляет собой совокупность процессов, ресурсов, процедур и организации, которые необходимы для ведения менеджмента качества.

В мировой практике под качеством медпомощи понимается степень соответствия медпомощи принятым стандартам ее оказания, правилам и требованиям, потребностям и ожиданиям пациентов, а также степень, в которой она способствует улучшению критериев здоровья населения.

В законе «Об охране здоровья» качество медпомощи определено как совокупность определенных характеристик, которые отражают правильность выбора лечения, профилактики и диагностики пациентов при оказании медпомощи, а также степень достижения запланированных результатов.

Внедрение СМК в медучреждении направлено на улучшение отдельных направлений его деятельности, в частности:

  • обеспечивается взаимодействие между всеми подразделениями и службами медучреждения;
  • повышается ответственность всех сотрудников медучреждения  за качество работы, их заинтересованность в достижении определенных результатов и мотивация к профессиональному самосовершенствованию;
  • повышается конкурентоспособность медучреждения на рынке медицинских услуг;
  • повышается удовлетворенность деятельностью медучреждения, как со стороны пациентов, так и со стороны медперсонала.

Создание и внедрение эффективных систем управления качеством медицинской деятельности остается в нашей стране актуальной проблемой.

Инновационный характер СМК

Внедрение СМК рассматривается и как инновационная деятельность, которая направлена на реализацию политики государства в повышении эффективности системы здравоохранения в целом.

Под инновациями в здравоохранении следует понимать целенаправленные отраслевые преобразования, которые направлены на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, качество оказания медпомощи, а также повышение степени удовлетворенности пациентов от оказанных медицинских услуг.

В области здравоохранения выделяют следующие инновационные направления:

  • технологические;
  • медицинские;
  • экономические;
  •  организационные;
  • медико-фармацевтические;
  • медико-технические;
  • информационно-технологические.

Все инновационные процессы представляют собой разнообразный по содержанию объект управления, для эффективного развития которого требуется использование специфических форм и методов организационного воздействия


.

Стандарты, порядки, клинические рекомендации  оказания медпомощи

В соответствии с законом «Об охране здоровья», с целью стандартизации оказания медпомощи применяются порядки и стандарты оказания медпомощи, а также клинические рекомендации (протоколы лечения).

В порядках медпомощи отражены организационные аспекты оказания медпомощи по определенным ее видам и профилям, которые являются обязательными для исполнения в медицинской деятельности.

Стандарты созданы для оценки стоимости отдельных нозологий по разным видам медпомощи. Они не являются строго обязательными.

Протоколы лечения и клинические рекомендации представляют собой краткие документы, в которых описаны современные представления медицинского сообщества о лечении, диагностике и профилактике различных видов заболеваний.

Таким образом, стандарты, порядки и протоколы медицинской помощи в меньшей степени отражают требования к системе управления качества медучреждения.

Стандарты ИСО в медицинской деятельности

Международные стандарты ИСО (ISO) обеспечивает систематизированный подход к менеджменту качестве медучреждений, а также поддержку различных типов поставщиков в сфере услуг здравоохранения. Кроме того, стандарты являются эффективным инструментов для проведения внутреннего аудита.

В соответствии со стандартами ИСО, медицинская организация должна:

  • определить перечень процессов, которые необходимы для системы менеджмента качества учреждения и их применение. Это могут быть процессы приема и госпитализации пациента, выполнение определенных медицинских манипуляций, экспертиз и т.д.;
  • определить взаимодействие и последовательность этих процессов. Это означает, что в медучреждении должны быть разработаны документы, определяющие порядки и последовательность этих процессов. Документы должны опираться на современные клинические рекомендации и протоколы лечения;
  • определить методы и критерии, которые необходимы для обеспечения достижения запланированного результата, как при проведении этих процессов, так и при управлении ими.   Кроме того, необходимо обеспечить обучение персонала новым требованиям, разработать планы улучшения по итогам обучения, регистрацию дефектов и ошибок медперсонала;
  • обеспечить наличие в медучреждении определенной информации и ресурсов, которые необходимы для поддержания этих процессов и наблюдения за ними;
  • осуществить мониторинг, измерение и анализ этих процессов. В связи с этим , в медучреждении должны быть разработаны целевые показатели деятельности, а также осуществляться их сравнение с примерами «лучшей практики»;
  • принимать меры, которые необходимы для улучшения процессов и достижения запланированных результатов.

Стандарты JCI

Стандарты аккредитации медучреждений Международной объединенной комиссии JCI представляют собой положения, в которых описано, каким образом должно происходить обеспечение кадровыми и материально-техническими ресурсами в медучреждении, как должны быть организованы медицинские и административные процессы, а также то, какие результаты должны быть достигнуты в процессе лечения пациентов.

Прохождение аккредитации по стандарту JCI повышает престиж медучреждения и предоставляет ему ряд преимуществ:

  • повышает доверие к учреждению со  стороны пациентов;
  • повышает удовлетворенность сотрудников за счет создания безопасной и эффективной производственной среды;
  • способствует уважению прав пациентов и более внимательному к ним отношения;
  • определяет приоритеты в целях обеспечения качества лечения и безопасности пациентов.

Таким образом, стандартизация медицинской деятельности проводится с целью улучшения основных показателей деятельности медучреждения, а также повышения удовлетворенности и безопасности пациентов.

Выбор модели стандартизации осуществляется с учетом текущих задач медучреждения и имеющихся для этого ресурсов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.