text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Программа производственного контроля в стоматологии

  • 5 июня 2016
  • 5095
Программа производственного контроля в стоматологии

Автор – Роман Ушаков, руководитель Отдела контроля качества Департамент Охраны труда и СОУТ (Москва).

Законодательным основанием для организации и проведения программы производственного контроля в стоматологии (далее – ПК) считается Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для исполнение соответствующего закона были утверждены Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Правила актуальны и на нынешнее время, хотя у них уже нет статуса нормативного правового акта.

Санитарно-гигиенические требования к организациям клиник устанавливаются разделом V СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Проведение производственного контроля стоматологического кабинета – это долг директора клиники. Реализуется он в том числе в отношении технологического оборудования и процессов, рабочих мест, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также сырья, отходов производства и потребления путём составления и исполнения соответствующей программы (плана).

Программа (план) ПК (далее – ППК) создается юридическим лицом, ИП (далее также – организацией) самостоятельно и в произвольной форме. Согласовывать его с Роспотребнадзором необязательно, однако стоит поставить их в известность. Документ должен быть сформирован до того, как клиника начала свою деятельность, и не ограничивается сроком действия.

Ищите программу для управления стоматологией? Обратите внимание на удобный онлайн-сервис Дента – работать в нем могут и руководители, и доктора, и администратор.

Если возникает необходимость внести коррективы в документ, сделать это можно при смене вида деятельности и иных значительных изменениях, которые могут воздействовать на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (или) создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию людей. Разработанный документ должен быть утвержден директором клиники, ИП или уполномоченным в установленном порядке лицами.

Обычно ПК осуществляется клиникой своими усилиями.  Также можно привлекать сторонние компании, имеющие соответствующие полномочия и компетенции для выполнения необходимых  лабораторных исследований. Поскольку в отношении компаний, оказывающих стоматологические услуги, в силу указаний СП 1.1.1058-01 (пункт 4.1г), ПК проводится именно с применением лабораторных исследований, то, следовательно, привлечение для реализации в таких компаниях процедур ПК сторонних компаний (испытательных лабораторий) представляется практически неизбежным.

В общем случае ППК должна включать в себя:

  • перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания согласно осуществляемой деятельности;
  • перечень должностных лиц (сотрудников), на которых возложены обязанности по проведению  производственного контроля;
  • реестр химических веществ, биологических, физических и прочих факторов, а также объектов производственного контроля, которые могут стать потенциально опасными для человека и среды его обитания. И в отношении их необходимы лабораторные исследования и испытания, с указанием точек, где проводился отбор проб (проводятся лабораторные исследования), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований);
  • список должностей сотрудников, которые обязаны пройти медосмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
  • перечень проводимых клиникой работ и услуг, производимой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
  • данные о нормируемых параметрах рабочей среды и их значениях, параметрах безопасности процесса проведения работ, оказания услуг;
  • перечень форм учёта и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением ПК;
  • перечень потенциальных аварийных ситуаций, связанных с нарушениями технологических процессов и прочих создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых проводится информирование людей, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • прочие мероприятия, которые обязательны для проведения оптимального контроля соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Номенклатура данных мероприятий может определяться степенью потенциальной опасности для человека деятельности, проводимой в компании, потенциальными негативными последствиями нарушений санитарных правил и норм.

Вышеприведённый список – не исчерпывающий и корректируется клиникой при разработке ППК. Скажем, в силу указаний пункта 4.1г СП 1.1.1058-01, в компаниях, оказывающих стоматологические услуги, стоит предусматривать контроль соблюдения санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. Соответственно, в ППК необходимо отражать соответствующие требования, предъявляемые к данным предприятиям разделом V СанПиН 2.1.3.2630-10.

Ориентировочный список факторов производственной среды, контролируемых при реализации ППК, приведён в СП 1.1.1058-01 (пункт 4.1а), и подразумевает физические факторы (параметры микроклимата, света, неионизирующие и ионизирующие излучения, виброакустические факторы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия etc.), химические факторы (химические вещества различной природы), биологический фактор.

Точная номенклатура контролируемых факторов устанавливается клиникой при составлении ППК и зависит от указаний санитарных норм и правил для тех или иных выполняемых в компании рабочих операций.

Если рабочее место сотрудников, кроме прочего оборудования, оснащено ПЭВМ (не являющейся составной частью медицинского оборудования), то к данной ПЭВМ и помещению, в котором она расположена, помимо требований, устанавливаемых разделом V СанПиН 2.1.3.2630-10, дополнительно относятся требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» и СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», и, следовательно, в перечень факторов, контролируемых при ПК, должны быть включены и факторы, нормируемые данными санитарными нормами (электромагнитные излучения от ПЭВМ, аэроионный состав воздуха etc.).

При указании в ППК списка должностей сотрудников, обязанных проходить медосмотры, стоит учитывать, что этот список перечень составляется клиникой на основании указаний Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. №302н, в соответствии с пунктом 19 Приложения 3 к которому медицинские осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов (Приложение 1 к Приказу №302н) и Перечнем работ (Приложение 2 к Приказу №302н). Указанные контингенты и поимённые списки составляются и утверждаются клиникой (работодателем) самостоятельно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.