Программа производственного контроля в стоматологии

3714
Программа производственного контроля в стоматологии

Автор – Роман Ушаков, руководитель Отдела контроля качества Департамент Охраны труда и СОУТ (Москва).

Законодательным основанием для организации и проведения программы производственного контроля в стоматологии (далее – ПК) считается Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Для исполнение соответствующего закона были утверждены Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Правила актуальны и на нынешнее время, хотя у них уже нет статуса нормативного правового акта.

Санитарно-гигиенические требования к организациям клиник устанавливаются разделом V СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Проведение производственного контроля стоматологического кабинета – это долг директора клиники. Реализуется он в том числе в отношении технологического оборудования и процессов, рабочих мест, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также сырья, отходов производства и потребления путём составления и исполнения соответствующей программы (плана).

Программа (план) ПК (далее – ППК) создается юридическим лицом, ИП (далее также – организацией) самостоятельно и в произвольной форме. Согласовывать его с Роспотребнадзором необязательно, однако стоит поставить их в известность. Документ должен быть сформирован до того, как клиника начала свою деятельность, и не ограничивается сроком действия.

Ищите программу для управления стоматологией? Обратите внимание на удобный онлайн-сервис Дента – работать в нем могут и руководители, и доктора, и администратор.

Если возникает необходимость внести коррективы в документ, сделать это можно при смене вида деятельности и иных значительных изменениях, которые могут воздействовать на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (или) создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию людей. Разработанный документ должен быть утвержден директором клиники, ИП или уполномоченным в установленном порядке лицами.

Обычно ПК осуществляется клиникой своими усилиями.  Также можно привлекать сторонние компании, имеющие соответствующие полномочия и компетенции для выполнения необходимых  лабораторных исследований. Поскольку в отношении компаний, оказывающих стоматологические услуги, в силу указаний СП 1.1.1058-01 (пункт 4.1г), ПК проводится именно с применением лабораторных исследований, то, следовательно, привлечение для реализации в таких компаниях процедур ПК сторонних компаний (испытательных лабораторий) представляется практически неизбежным.

В общем случае ППК должна включать в себя:

  • перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания согласно осуществляемой деятельности;
  • перечень должностных лиц (сотрудников), на которых возложены обязанности по проведению  производственного контроля;
  • реестр химических веществ, биологических, физических и прочих факторов, а также объектов производственного контроля, которые могут стать потенциально опасными для человека и среды его обитания. И в отношении их необходимы лабораторные исследования и испытания, с указанием точек, где проводился отбор проб (проводятся лабораторные исследования), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований);
  • список должностей сотрудников, которые обязаны пройти медосмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
  • перечень проводимых клиникой работ и услуг, производимой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
  • данные о нормируемых параметрах рабочей среды и их значениях, параметрах безопасности процесса проведения работ, оказания услуг;
  • перечень форм учёта и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением ПК;
  • перечень потенциальных аварийных ситуаций, связанных с нарушениями технологических процессов и прочих создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых проводится информирование людей, органов местного самоуправления, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
  • прочие мероприятия, которые обязательны для проведения оптимального контроля соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Номенклатура данных мероприятий может определяться степенью потенциальной опасности для человека деятельности, проводимой в компании, потенциальными негативными последствиями нарушений санитарных правил и норм.

Вышеприведённый список – не исчерпывающий и корректируется клиникой при разработке ППК. Скажем, в силу указаний пункта 4.1г СП 1.1.1058-01, в компаниях, оказывающих стоматологические услуги, стоит предусматривать контроль соблюдения санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. Соответственно, в ППК необходимо отражать соответствующие требования, предъявляемые к данным предприятиям разделом V СанПиН 2.1.3.2630-10.

Ориентировочный список факторов производственной среды, контролируемых при реализации ППК, приведён в СП 1.1.1058-01 (пункт 4.1а), и подразумевает физические факторы (параметры микроклимата, света, неионизирующие и ионизирующие излучения, виброакустические факторы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия etc.), химические факторы (химические вещества различной природы), биологический фактор.

Точная номенклатура контролируемых факторов устанавливается клиникой при составлении ППК и зависит от указаний санитарных норм и правил для тех или иных выполняемых в компании рабочих операций.

Если рабочее место сотрудников, кроме прочего оборудования, оснащено ПЭВМ (не являющейся составной частью медицинского оборудования), то к данной ПЭВМ и помещению, в котором она расположена, помимо требований, устанавливаемых разделом V СанПиН 2.1.3.2630-10, дополнительно относятся требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» и СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений», и, следовательно, в перечень факторов, контролируемых при ПК, должны быть включены и факторы, нормируемые данными санитарными нормами (электромагнитные излучения от ПЭВМ, аэроионный состав воздуха etc.).

При указании в ППК списка должностей сотрудников, обязанных проходить медосмотры, стоит учитывать, что этот список перечень составляется клиникой на основании указаний Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. №302н, в соответствии с пунктом 19 Приложения 3 к которому медицинские осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов (Приложение 1 к Приказу №302н) и Перечнем работ (Приложение 2 к Приказу №302н). Указанные контингенты и поимённые списки составляются и утверждаются клиникой (работодателем) самостоятельно.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×