Здравоохранение

Новые критерии при осуществлении медико-социальной экспертизы детей

  • 11 июня 2016
  • 482

Анализ практики применения новых критериев и классификаций для осуществления медико-социальной экспертизы государственными учреждениями, которые утверждены приказом Минтруда РФ № 664-н от 29.09.2014 года, показал, что существуют определенные проблемы их использования, когда дело касается освидетельствования пациентов детского возраста.

В частности, трудности возникают при определении категории «ребенок-инвалид» и количественное оценке выраженности стойких нарушений функций организма у детей.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

В связи с этим, необходимы разъяснения: как должна проводиться эта оценка при каждой патологии, которая указана в приложении.

Новые критерии для осуществления медико-социальной экспертизы

Разработка приказа № 664-н связана с потребностью в совершенствовании системы критериев и классификаций, которые используются при осуществлении медико-социальной экспертизы.

В первую очередь, критерии и классификации были приведены в соответствие с нормами Международной классификации функционирования ограничений здоровья и жизнедеятельности, а также разрабатывались с учетом требований единообразия, объективизации и прозрачности решений, выносимых учреждениями МСЭ и с целью минимизации коррупционной составляющей таких решений.

Главная цель нового документа – устранение или минимизация субъективизма при принятии решения экспертами МСЭ.

После принятия приказа 664-н департамент по делам инвалидов и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ совместно провели серию видеоконференций с участием региональных учреждений МСЭ, которые были посвящены обобщению и мониторингу практики применения новых критериев и классификаций.

Полученная информация позволила сделать вывод о том, что чаще всего у экспертов возникают трудности при освидетельствовании детей.

Категория «ребенок-инвалид»

Медико-социальная экспертиза детей-инвалидов проводится при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и при любой степени  их выраженности, и оцениваются они в соответствии с возрастными нормами. Определяется категория «ребенок-инвалид» в связи с необходимостью социальной защиты ребенка.

Главное отличие в том, что если для взрослых пациентов инвалидность может быть установлена при стойких нарушениях функций организма (II-IV степени), то для детей, в соответствии с приказом 664-н, учитывается лишь факт ограничения жизнедеятельности любой категории и любой выраженности этих ограничений.

При этом не принимаются во внимание стойкие нарушения функций организма.

Именно так понимают новые Критерии и классификации родители детей, проходивших освидетельствования, и которые обращаются с данным вопросом на консультацию к экспертам бюро МСЭ.

Однако, из смысла Приказа № 664-н следует, что значимым критериев для установления инвалидности является нарушение функций организма от 2 степени в диапазоне от 40-60% и более.

Поэтому, в связи с тем, что категория «ребенок-инвалид» не имеет разных групп, то необходимо применять количественную оценку нарушений функций организма от 40% до 100% включительно.

Не стоит забывать при этом Правила признания лица инвалидом, в п. 5 которых установлены условия признания гражданина инвалидом:

  • Наличие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, дефектами или последствиями травм;
  • Наличие ограничения жизнедеятельности;
  • Потребность в мерах социальной защиты, включая лечение и реабилитацию.

Для признания гражданина инвалидом необходимо наличие всех перечисленных условий.

Эксперты СМЭ в ходе видеоконференции также часто задавали вопрос об определении категории «ребенок-инвалид» в соответствии с новыми требованиями, т.к. с 1 января 2016 года изменились основания определения инвалидности. Теперь она устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма, поэтому целесообразным является закрепление в документе соответствующего определения.

ФГБУ ФБ МСЭ по данному вопросу в письме № 2720/2015 от 17.04.2015 пояснило следующее.

Категория «ребенок-инвалид» может быть установлена детям в основном V группы здоровья, у которые имеются врожденные или хронические заболевания, тяжелые последствия травм или дефектов в стадии декомпенсации, или рецидивирующие заболевания, если это приводит к стойким нарушениям функций организма 2-4 степени и ограничивает жизнь пациента  с учетом его возраста хотя бы по одной категории выраженности и требует мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Еще одним критерием является не просто нарушение здоровья определенной степени выраженности, нарушений функций организма, которые обусловлены последствиями травм, заболеваниями или дефектами, а только те нарушения, которые приводят к определенной степени выраженности ограничений.

Особенности медико-социальной экспертизы детей

Все методические подходы при осуществлении МСЭ детей учитывают особенности их развития, периоды интенсивного роста и определенный уровень психомоторного развитие, функциональное состояние систем и  органов.

Также важно учитывать биологический возраст ребенка, сравнивать его с с возрастом календарным. При всем этом необходимо помнить, что каждый период детства характеризуется дебютом (развитием) определенных патологических состояний:

  • до 3 лет у детей проявляются врожденные пороки развития;
  • от 4 до 7 лет проявляются соматические заболевания, например, бронхиальная астра и сахарный диабет;
  • от 8 до 14 лет выявляются психические расстройства личности и расстройства поведения;
  • от 15 лет и в более старшем возрасте проявляются последствия травм и отравлений.

При составлении экспертного решения важно учитывать и степень социальной недостаточности, которая всегда связана с возрастом ребенка.

При проведении экспертно-реабилитационной диагностики необходимо учитывать:

  • необратимость патологического процесса, а также степень и вероятность его прогрессирования;
  • несформированность у ребенка навыков социального взаимодействия, а также их наличие или отсутствие;
  • обученность ребенка контролю над заболеванием.

Для детей в возрасте до одного года ключевое значение имеют показатели психомоторного и физического развития.

В отношении взрослых людей стойким является такое нарушение функций организма, которое не может быть устранено разрешенными к применению лечебными методами в примерные сроки временной нетрудоспособности, которые устанавливаются при наиболее распространенных заболеваниях и травмах.

Показателями стойкости расстройств функций организма у ребенка считаются:

  • необратимость патологического процесса;
  • отставание, нарушение психомоторного развития на три и более эпикризных срока;
  • повреждения органов и систем организма ребенка;
  • нарушения физического развития.

Кроме того, при проведении МСЭ детей необходимо учитывать особенности заболеваний именно в детской возрасте.

Например, основными причинами почечной недостаточности  у детей, не достигших 5-летнего возраста, являются обструктивные и структурные аномалии, канальцевый некроз, кистозные дисплазии и др.

Однако опять возникает вопрос - как в соответствии с новыми Классификациями и критериями будет устанавливаться категория «ребенок-инвалид», учитывая новые основания определения инвалидности, которая устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма.

В письме ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ № 2720/2015 от 17.04.2015 года установлено, что определение степени ограничения способности к обучению в новых критериях  и Классификациях приводится в соответствии с Положениями закона «Об образовании».

В соответствии с законом «Об образовании», специальными условиями образования для людей с ограниченными возможностями здоровья являются такие условия воспитания, развития и обучения, которые предусматривают использование специальных программ, методик, учебных пособий, дидактических материалов, коллективных и индивидуальных технических приспособлений, проведение коррекционных и групповых занятий, а также обеспечение доступа в  такие учреждения и  иные условия.

Профессиональное образование детей с ограниченными способностями здоровья должно проводиться на основе специально разработанных образовательных программ, которые адаптированы для обучения таких категорий детей.

Таким образом, для правильного применения новых Критериев и классификаций при осуществлении медико-социальной экспертизы детей требует предварительной разъяснительной работы как со специалистами по МСЭ, так и с врачами-педиатрам и, которые направляют детей на освидетельствование.

Кроме того, необходимо разработать и выпустить методические пособия и рекомендации по применению приказа № 664-н, определить механизм взаимодействия  медучреждений и учреждений МСЭ для того , чтобы оперативно выявлять проблемы и решать вопросы, связанные с освидетельствованием детей на наличие признаков инвалидности.

В соответствии с приказом Минтруда РФ № 310-н от 11.10.2012 года, ФБ МСЭ  имеет право давать разъяснения по практическому применению положений новых документов и обеспечивать единообразное применение законодательства, т.е. оказывать методологическую помощь главным бюро МСЭ в России.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.