Новые критерии при осуществлении медико-социальной экспертизы детей

388

Анализ практики применения новых критериев и классификаций для осуществления медико-социальной экспертизы государственными учреждениями, которые утверждены приказом Минтруда РФ № 664-н от 29.09.2014 года, показал, что существуют определенные проблемы их использования, когда дело касается освидетельствования пациентов детского возраста.

В частности, трудности возникают при определении категории «ребенок-инвалид» и количественное оценке выраженности стойких нарушений функций организма у детей.

В связи с этим, необходимы разъяснения: как должна проводиться эта оценка при каждой патологии, которая указана в приложении.

Новые критерии для осуществления медико-социальной экспертизы

Разработка приказа № 664-н связана с потребностью в совершенствовании системы критериев и классификаций, которые используются при осуществлении медико-социальной экспертизы.

В первую очередь, критерии и классификации были приведены в соответствие с нормами Международной классификации функционирования ограничений здоровья и жизнедеятельности, а также разрабатывались с учетом требований единообразия, объективизации и прозрачности решений, выносимых учреждениями МСЭ и с целью минимизации коррупционной составляющей таких решений.

Главная цель нового документа – устранение или минимизация субъективизма при принятии решения экспертами МСЭ.

После принятия приказа 664-н департамент по делам инвалидов и ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ совместно провели серию видеоконференций с участием региональных учреждений МСЭ, которые были посвящены обобщению и мониторингу практики применения новых критериев и классификаций.

Полученная информация позволила сделать вывод о том, что чаще всего у экспертов возникают трудности при освидетельствовании детей.

Читайте также в журнале «Заместитель главного врача»

Категория «ребенок-инвалид»

Медико-социальная экспертиза детей-инвалидов проводится при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и при любой степени  их выраженности, и оцениваются они в соответствии с возрастными нормами. Определяется категория «ребенок-инвалид» в связи с необходимостью социальной защиты ребенка.

Главное отличие в том, что если для взрослых пациентов инвалидность может быть установлена при стойких нарушениях функций организма (II-IV степени), то для детей, в соответствии с приказом 664-н, учитывается лишь факт ограничения жизнедеятельности любой категории и любой выраженности этих ограничений.

При этом не принимаются во внимание стойкие нарушения функций организма.

Именно так понимают новые Критерии и классификации родители детей, проходивших освидетельствования, и которые обращаются с данным вопросом на консультацию к экспертам бюро МСЭ.

Однако, из смысла Приказа № 664-н следует, что значимым критериев для установления инвалидности является нарушение функций организма от 2 степени в диапазоне от 40-60% и более.

Поэтому, в связи с тем, что категория «ребенок-инвалид» не имеет разных групп, то необходимо применять количественную оценку нарушений функций организма от 40% до 100% включительно.

Не стоит забывать при этом Правила признания лица инвалидом, в п. 5 которых установлены условия признания гражданина инвалидом:

  • Наличие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, дефектами или последствиями травм;
  • Наличие ограничения жизнедеятельности;
  • Потребность в мерах социальной защиты, включая лечение и реабилитацию.

Для признания гражданина инвалидом необходимо наличие всех перечисленных условий.

Эксперты СМЭ в ходе видеоконференции также часто задавали вопрос об определении категории «ребенок-инвалид» в соответствии с новыми требованиями, т.к. с 1 января 2016 года изменились основания определения инвалидности. Теперь она устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма, поэтому целесообразным является закрепление в документе соответствующего определения.

ФГБУ ФБ МСЭ по данному вопросу в письме № 2720/2015 от 17.04.2015 пояснило следующее.

Категория «ребенок-инвалид» может быть установлена детям в основном V группы здоровья, у которые имеются врожденные или хронические заболевания, тяжелые последствия травм или дефектов в стадии декомпенсации, или рецидивирующие заболевания, если это приводит к стойким нарушениям функций организма 2-4 степени и ограничивает жизнь пациента  с учетом его возраста хотя бы по одной категории выраженности и требует мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Еще одним критерием является не просто нарушение здоровья определенной степени выраженности, нарушений функций организма, которые обусловлены последствиями травм, заболеваниями или дефектами, а только те нарушения, которые приводят к определенной степени выраженности ограничений.

Особенности медико-социальной экспертизы детей

Все методические подходы при осуществлении МСЭ детей учитывают особенности их развития, периоды интенсивного роста и определенный уровень психомоторного развитие, функциональное состояние систем и  органов.

Также важно учитывать биологический возраст ребенка, сравнивать его с с возрастом календарным. При всем этом необходимо помнить, что каждый период детства характеризуется дебютом (развитием) определенных патологических состояний:

  • до 3 лет у детей проявляются врожденные пороки развития;
  • от 4 до 7 лет проявляются соматические заболевания, например, бронхиальная астра и сахарный диабет;
  • от 8 до 14 лет выявляются психические расстройства личности и расстройства поведения;
  • от 15 лет и в более старшем возрасте проявляются последствия травм и отравлений.

При составлении экспертного решения важно учитывать и степень социальной недостаточности, которая всегда связана с возрастом ребенка.

При проведении экспертно-реабилитационной диагностики необходимо учитывать:

  • необратимость патологического процесса, а также степень и вероятность его прогрессирования;
  • несформированность у ребенка навыков социального взаимодействия, а также их наличие или отсутствие;
  • обученность ребенка контролю над заболеванием.

Для детей в возрасте до одного года ключевое значение имеют показатели психомоторного и физического развития.

В отношении взрослых людей стойким является такое нарушение функций организма, которое не может быть устранено разрешенными к применению лечебными методами в примерные сроки временной нетрудоспособности, которые устанавливаются при наиболее распространенных заболеваниях и травмах.

Показателями стойкости расстройств функций организма у ребенка считаются:

  • необратимость патологического процесса;
  • отставание, нарушение психомоторного развития на три и более эпикризных срока;
  • повреждения органов и систем организма ребенка;
  • нарушения физического развития.

Кроме того, при проведении МСЭ детей необходимо учитывать особенности заболеваний именно в детской возрасте.

Например, основными причинами почечной недостаточности  у детей, не достигших 5-летнего возраста, являются обструктивные и структурные аномалии, канальцевый некроз, кистозные дисплазии и др.

Однако опять возникает вопрос - как в соответствии с новыми Классификациями и критериями будет устанавливаться категория «ребенок-инвалид», учитывая новые основания определения инвалидности, которая устанавливается в зависимости от степени расстройства функций организма.

В письме ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ № 2720/2015 от 17.04.2015 года установлено, что определение степени ограничения способности к обучению в новых критериях  и Классификациях приводится в соответствии с Положениями закона «Об образовании».

В соответствии с законом «Об образовании», специальными условиями образования для людей с ограниченными возможностями здоровья являются такие условия воспитания, развития и обучения, которые предусматривают использование специальных программ, методик, учебных пособий, дидактических материалов, коллективных и индивидуальных технических приспособлений, проведение коррекционных и групповых занятий, а также обеспечение доступа в  такие учреждения и  иные условия.

Профессиональное образование детей с ограниченными способностями здоровья должно проводиться на основе специально разработанных образовательных программ, которые адаптированы для обучения таких категорий детей.

Таким образом, для правильного применения новых Критериев и классификаций при осуществлении медико-социальной экспертизы детей требует предварительной разъяснительной работы как со специалистами по МСЭ, так и с врачами-педиатрам и, которые направляют детей на освидетельствование.

Кроме того, необходимо разработать и выпустить методические пособия и рекомендации по применению приказа № 664-н, определить механизм взаимодействия  медучреждений и учреждений МСЭ для того , чтобы оперативно выявлять проблемы и решать вопросы, связанные с освидетельствованием детей на наличие признаков инвалидности.

В соответствии с приказом Минтруда РФ № 310-н от 11.10.2012 года, ФБ МСЭ  имеет право давать разъяснения по практическому применению положений новых документов и обеспечивать единообразное применение законодательства, т.е. оказывать методологическую помощь главным бюро МСЭ в России.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль