Здравоохранение

Методика оценки качества медицинской помощи

  • 24 июня 2016
  • 1773

Многие руководители медучреждений затрудняются в определении методики оценки качества оказанной медицинской помощи, поскольку федеральное законодательство оставило определение этого вопроса именно на усмотрение правоприменителей.

Об этом сказано в ст. 90 ФЗ  «Об охране здоровья граждан».

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

В связи с этим, в статье приведены примерные выводы по данному вопросу, которые складываются на основе практики некоторых медучреждений.

Оценка качества медицинской помощи складывается из оценки соблюдения медучреждениями порядков и стандартов оказания медпомощи, сформулированных на законодательном уровне.

Проверка соблюдения порядков оказания медпомощи

В первую очередь, при проверке соблюдения порядков оказания медпомощи, подлежат оценке:

  • соблюдение выполнения условий, сроков и этапов при оказании медпомощи соответствующего профиля заболевания, вида или состояния;
  • соответствие медучреждений, его структурных подразделений и врачей требованиям положений, которые регламентированы порядками оказания медпомощи;
  • соблюдение требований стандартов, касающихся технического и материального оснащения медучреждений и их отделений;
  • соответствие штатных нормативов и штатного расписания, оснащения медучреждений кадровыми ресурсами;
  • соответствие деятельности медучреждений другим положений, которые сформированы, исходя из особенностей оказания того или иного вида медпомощи.

  Проверка соблюдения стандартов оказания медпомощи

При проверке соблюдения стандартов оказания медпомощи, подлежат оценке:

  • соблюдение выполнения медуслуг исходя из усредненных показателей частоты, а также кратности их применения, обоснованности назначения тех или иных медуслуг, которые имеют усредненную частоту менее 1,0 или услуг, имеющих усредненную частоту более 1,0;
  • полнота и обоснованность назначения лекарственных средств и препаратов, компонентов крови;
  • полнота и обоснованность назначения медицинских изделий, имплантируемых в человеческий организм;
  • полнота и обоснованность назначения тех или иных видов лечебного питания, а также специализированных продуктов питания;
  • иные показатели, которые могут быть применены, исходя из особенностей состояния или заболевания пациента.

Методы оценки

Методика оценки качества медицинской помощи в части соблюдения порядков и стандартов оказания медпомощи состоит  из ряда методов, основным из которых является проведение экспертизы качества медпомощи.

Для этого должны быть определены случаи, в которых является обязательным проведение экспертизы качества медпомощи, а также ее объемы.

Базой для проведения экспертизы качества медпомощи является имеющаяся в наличии первичная медицинская документация.

Для проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности предложена трехуровневая модель, которая состоит из контрольных  действий:

  • заведующего конкретным отделением – на первом уровне;
  • заместителем главного врача медучреждения – на втором уровне;
  • врачебной комиссией медучреждения – на третьем уровне.

В частности, заведующие отделениями, каждый месяц проводят анализ характера и количества выявленных дефектов, их структуры   и влияния на течение заболевания. Изучаются причины дефектов исходя из действий конкретных врачей и нозологических единиц.

Заместитель главного врача, изучив данные контроля первого уровня проводит ежеквартальный и годовой анализ, выявляя количество и характер выделенных дефектов, их структуру,  изучает их причины по конкретным врачам и отделениям. Проводится изучение динамики и структуры выявленных дефектов по отделениям.

В ходе контрольных действий, врачебная комиссия ежеквартально и ежегодно проводит анализ:

  • показателей деятельности медучреждения по сравнению со средними региональными показателями и показателями по стране, исходя из основных показателей здоровья населения и деятельности медучреждений;
  • влияния выявленных ранее дефектов на развитие медучреждения, выявляет неэффективное и нерациональное использование ресурсов.

Главный врач медучреждения ежегодно по итогам календарного года составляет и представляет в орган управления здравоохранения отчет и анализ проведенного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

В отчете указываются управленческие решения и мероприятия, которые направлены на устранение причин возникновения выявленных дефектов, а также повышение эффективности и качества при оказании медпомощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Заместитель главного врача»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.