Применение навыков убеждения в общении медицинских сестер с пациентами

434

Анкетирование среднего медицинского персонала, проведенное ФГБНУ Научный центр здоровья детей среди медицинских сестер из различных регионов РФ (n = 59) с целью определения перспективных направлений развития сестринского звена в педиатрии, показало, что медицинские сестры отводят навыкам убеждения первое ранговое место (68% медицинских сестер), менеджеры сестринского дела третье ранговое место (50% старших медицинских сестер) среди других необходимых навыков.

Таким образом, медицинские сестры считают  умение аргументировать свою позицию и убеждать пациента крайне важным для их работы.

Вместе с тем практика показывает, что убедительная позиция зависит не только от умения убеждать, но и от способности медицинской сестры эти умения реализовать в живом общении с пациентом, т. е. быть убедительной. Часто последний аспект упускается, что не приводит к желаемому результату.

Поэтому в статье мы рассмотрим оба эти аспекта.

Какое общение мы считаем эффективным?

Поскольку убедительная позиция медицинской сестры повышает мотивационную готовность пациента к участию в лечебно-восстановительном процессе, остановимся на том, какое общение мы считаем эффективным.

Среди способов воздействия на собеседника обычно выделяют влияние и манипуляцию [5].

Оба способа являются воздействием на состояние, мысли, чувства и действия другого человека для изменения его поведения, установок, намерений, убеждений, верований и т. д.

Различие между влиянием и манипуляцией заключается в том, что в первом случае медицинская сестра признает за пациентом право ивремя на принятие самостоятельного решения и взвешенный ответ; во втором случае нет.

Таким образом, эффективное общение между медицинской сестрой и пациентом это, прежде всего, общение конструктивное, при котором достигаются цели обеих сторон.

Эффективное общение это также общение позитивное (бесконфликтное), в ходе которого собеседникам эмоционально комфортно ибезопасно.

В общении часто используется убеждение.

Классификация стилей убеждения

Стили убеждения можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся на двух из них отношение кличности пациента и используемый канал убеждения.

Убеждение воздействие на сознание и логическое мышление с использованием вербального компонента, логики, эмоционального включения, вовлечения в деятельность.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ТОМУ, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПАЦИЕНТУ

При возможном отношении к личности пациента со стороны сестринского персонала как к партнеру или средству мы выделяем следующие стили убеждения: равноправный, доминантный, агрессивный и манипулятивный (рис.).

Если медицинская сестра воспринимает пациента как истинного партнера, она реализует равноправный стиль убеждения.

Когда она сомневается или не доверяет компетенции пациента, она склонна доминировать, предъявляя свою позицию, т. е. использует доминантный стиль убеждения.

Применение навыков убеждения  в общении медицинских сестер  с пациентами

Стили убеждения в зависимости от отношения к личности пациента

В ситуации своего статусного или психологического превосходства медицинская сестра может непроизвольно прибегать к агрессивному стилю убеждения.

Сильная заинтересованность медицинской сестры в достижении своей цели провоцирует ее манипулировать пациентом (применять манипулятивный стиль убеждения), видя в нем средство.

Охарактеризуем каждый стиль убеждения подробнее (таблица).

Характеристика стилей убеждения
Стили / Пациент Равноправный Доминантный Агрессивный Манипулятивный
Отношение медработника к пациенту Истинный партнер Некомпетентный Слабый Средство
Цель общения медработника с пациентом Что вы хотите? Я лучше знаю, что вы хотите! Делайте, как я хочу! Вы хотите того же, что и я?
Чувства, испытываемые пациентом Комфорт Дискомфорт Дискомфорт Сомнение
Поведение пациента Принятие Протест Избегание Напряжение

При использовании равноправного стиля убеждения медицинская сестра прислушивается к интересам пациента. Ее уважительное отношение к его личности вызывает у больного чувство эмоционального комфорта, что способствует принятию информации и рекомендаций медицинской сестры.

Доминантная позиция медицинской сестры в отношениях Я лучше знаю, что вы хотите! часто ассоциируется у пациента с образом родителя, может вызывать в его памяти детские комплексы, переживание дискомфорта и протестные реакции. Сам доминантный стиль убеждения базируется на изначальном недоверии опыту пациента, ставит его в позицию ребенка [2] и создает условия для отказа от ответственности за ход лечения. Впрочем, следует учитывать и личность пациентов, которые часто готовы переложить ответственность за лечение на медицинских работников.

Агрессивный стиль убеждения пациента в настоящее время, в связи с высокими требованиями к коммуникации сестринского персонала, встречается редко. Он возможен в случае острого стресса, переживаемого медицинской сестрой, или профессиональной деформации ее личности. Высокая эмоциональная напряженность и агрессия медицинской сестры как следствие ее психологического неблагополучия может перемещаться на пациента, который в ее восприятии является физически и психологически слабым, т. е. не может, неспособен по причине болезни и социального статуса (например, если пациент ребенок) защитить себя. Позиция медицинской сестры делай(те), как яхочу! не оставляет места для открытых протестных реакций пациента. Однако связанные с такой коммуникацией негативные эмоции пациента (раздражение, обида, злость) побуждают его к избеганию психологического дискомфорта и, отсюда, к непринятию рекомендаций.

Нежелание медицинской сестры в принципе рассматривать пациента как партнера, скорее всего, также связано с ее психологическим исоциальным неблагополучием или, если она прибегает к манипуляции осознанно, говорит о ее нравственном нездоровье. Полное игнорирование интересов, апелляция к чувству вины заставляют пациента сомневаться не только в себе, но и в предложениях, исходящих от медицинской сестры. Характеризуя манипуляцию как способ воздействия, мы отмечали, что она не дает пациенту выбора и времени на осмысленное принятие решения. Сомнения пациента, содной стороны, непредоставление медицинской сестрой ему выбора и времени на принятие самостоятельного решения, с другой стороны, создают у пациента психологическое напряжение, в результате которого он теряет контроль над ситуацией общения. Выигрыш медицинской сестры носит разовый характер, поскольку спустя некоторое время пациент осознает факт манипулятивного воздействия со стороны медицинской сестры ипрерывает всякие отношения с ней.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КАНАЛАМ УБЕЖДЕНИЯ

В зависимости от используемого медицинской сестрой канала убеждения (эмоции, логика, действия) можно выделить следующие стили воздействия на пациента эмоциональный, логический (когнитивный) и поведенческий.

Воздействие на эмоциональный канал пациента осуществляется благодаря эмоционально заразительной речи. Для эмоциональной убедительности речи медицинской сестре важно быть стеничной (активной), ей должно быть интересно то, о чем она говорит. Слова ифразы для обращения к пациенту отбираются медицинской сестрой таким образом, чтобы вызвать в его сознании положительные образы и ассоциации.

Однако речь медицинской сестры должна быть не только эмоциональна, но и убедительна с точки зрения логики. Особенно это важно помнить при общении с пациентами мужского пола и занимающимися умственным трудом. Убедительности речи способствуют структурированное и последовательное изложение материала, понятные и логически выверенные связи между блоками информации, четкие выводы.

Убеждать пациента могут также действия медицинской сестры. Бывает достаточно пациенту выполнить какое-то действие, чтобы он перестал сомневаться/бояться и сделал выбор в пользу данной активности. Медицинской сестре важно вовлечь пациента в выполнение необходимого действия (см. раздел Тактика убеждения).

Какие группы пациентов убеждать легче?

Существуют отдельные группы пациентов, убеждение которых дается медицинской сестре легче.

Пациенты со средним уровнем самооценки и конформными1 чертами личности быстрее соглашаются с мнением медицинской сестры.В отношении эмоционального состояния пациента нужно быть внимательным. С одной стороны, в состоянии сильного возбуждения, тревоги и взволнованности пациент может искать защиты и поддержки в лице медицинской сестры. Тогда для убедительности своей позиции ей необходимо быть авторитетной, т. е. обеспечить пациенту удовлетворение его базовой потребности в безопасности. С другой стороны, известна роль положительных эмоций ипсихологического комфорта пациента при общении с медицинской сестрой в принятии информации и рекомендаций, исходящих от нее. Основываясь на данном психологическом явлении, можно заключить, что исходно хорошее настроение пациента создает благоприятные условия для получения нужного эффекта от воздействия на него в виде убеждения.Пациенты женского пола легче поддаются убеждению, чем пациенты мужского пола. Последним в большей степени присущи такие особенности личности и поведения, препятствующие продуктивному общению, как отчужденность, агрессивность, подозрительность, низкая стрессоустойчивость, невысокий уровень собственного достоинства, острое переживание своей бесполезности, склонность кодиночеству.Пациенты пожилого возраста более консервативны в своих убеждениях по сравнению с пациентами молодого возраста.Пациенты с высоким интеллектуальным статусом чаще воспринимают информацию критически. Предлагаемое содержание рассматривается ими не более как точка зрения другого человека.

Этапы убеждения

Рассмотрим основные этапы убеждения, которые последовательно разворачиваются в ходе общения медицинской сестры с пациентом, информирование, разъяснение, аргументация, доказательство.

Убеждение пациента считают успешным, если он может самостоятельно обосновать принятое им решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны.

1. Информирование. Оно включает предоставление пациенту в необходимом объеме своевременной информации такими средствами иформами, которые обеспечивают ее принятие на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Важность информирования определяется тем, что пациенту при подготовке к обследованию, медицинской процедуре или операции необходимо контролировать лечебный процесс. Потеря пациентом контроля над ситуацией повышает его тревогу, порождает необоснованные страхи, затягивает или блокирует принятие им решения!

Чтобы обеспечить пациенту принятие информации, исходящей от медицинской сестры, на всех вышеуказанных уровнях требуется, чтобы эта информация соответствовала принципу трех А:

была Адаптирована с учетом возраста, уровня образования и интеллектуального развития пациента (была ему понятна);была Актуальна, т. е. своевременна и отвечала потребностям пациента (была ему нужна);имела Альтернативы варианты решений и действий, которые бы оставляли за пациентом право выбора.

Последующие этапы детализируют этап информирования и одновременно могут рассматриваться как самостоятельные этапы убеждения.

2. Разъяснение это уточнение и углубление информации, которая осуществляется с целью лучшего понимания пациентом ее содержания и смысла.

То есть этап разъяснения призван сделать позицию медицинской сестры понятной пациенту. Для достижения указанной цели ей важно опираться на личный опыт пациента, в ходе разъяснения использовать образы и модели (ситуаций, явлений).

3. Аргументация предполагает объяснение взаимосвязей между единицами информации с целью мотивации пациента.

Медицинской сестре на этом этапе убеждения важно понимать, что аргументом для пациента является значимая для него информация. Определить интерес пациента к беседе можно по его коммуникативному поведению: его взгляд и поза направлены в сторону медицинской сестры, он поддерживает контакт глаз, он задает вопросы.

Помогает аргументации логический стиль убеждения.

4. Доказательство основывается на демонстрации преимуществ одной-двух альтернатив по сравнению с другими с целью направления выбора пациента.

Этап доказательства нередко становится разрушительным для позиции медицинской сестры. Это происходит в тех случаях, когда она пытается убедить пациента в своей правоте.

Поэтому мы рассматриваем доказательство как обоснование возможных выборов пациента с делегированием ему части ответственности за принятое решение. Предложение поведенческих альтернатив укрепляет и делает более убедительной позицию медицинской сестры за счет наличия у пациента выбора и снижения по этой причине его сопротивления.

Приемы вербального убеждения

Изучим некоторые приемы вербального убеждения.

Замена слов. Слово/словосочетание с точным значением (а) заменяется в произносимой фразе на слово/словосочетание, которое придает ей позитивный (б) или негативный (в) оттенок.

Пример:

а) Инъекции инсулина вам важны для того, чтобы поддерживать уровень сахара в крови в норме.

б) Инъекции инсулина вам важны, чтобы жить полной жизнью.

в) Инъекции инсулина вам важны, чтобы не умереть.

Данный прием воздействует прежде всего на эмоциональную сферу пациента.

В своей речи медицинской сестре лучше использовать формулировки, создающие у пациента позитивные образы и ассоциации!

Объединение с пациентом (правило мы). Фраза формулируется таким образом, чтобы показать коалицию с пациентом.

Пример

Как мы себя сегодня чувствуем?

Сегодня нам нужно потрудиться.

Сегодня мы получим заряд бодрости от занятий.

Используя данный прием, медицинской сестре важно не терять эмпатическое (сопереживающее, сочувствующее) отношение к пациенту и не образовывать с ним симбиотическую (взаимозависимую) связь.

Получение позитивного отклика (правило трех “Да”, правило Сократа). Речь строится таким образом, чтобы получить от пациента три утвердительных ответа (не обязательно вслух).

Пример

Я вижу, вы хотите выздороветь?

Да.

Вы следуете всем рекомендациям врача.

Да.

Вы уже прошли много обследований.

Да.

Вы пройдете и колоноскопию.

Разделение проблем. Речь строится таким образом, чтобы пациент понял его проблемы вас волнуют, вы были в схожих ситуациях.

Пример

Я тоже боюсь, когда так делают…

Когда у меня берут кровь из вены, я отворачиваюсь и смотрю, что за окном.

Данный прием демонстрирует искренность медицинской сестры исоздает условия для открытости чувств пациента, тем самым дает ему возможность снизить эмоциональную напряженность.

Грамотное использование этого приема позволяет медицинской сестре делиться или как бы делиться своим опытом и предлагать пациенту в трудной для него ситуации варианты эффективного поведения.

Передача инициативы. Используются фразы, которые подчеркивают, что идея принадлежит пациенту.

Пример

Помните, вы проявили интерес к… Мне нравится ваша идея, что…

То, что вы говорите, привело меня к мысли…

Психологическое обоснование данного приема собственная идея не оспаривается. Кроме того, делегирование инициативы побуждает пациента к активности.

Тактики убеждения

Наряду с приемами убеждения существуют различные тактики убеждения. Познакомимся с ними.

Распределение ресурсов. Согласно данной тактике необходимо придерживаться следующего порядка аргументов: сильные средние один самый сильный.

Память человека устроена таким образом, что лучше всего он запоминает содержание, которое было в самом начале и в самом конце текста, речи, фильма и т. д. То, что было в середине, человек запоминает хуже всего (т. н. эффект края). Поэтому в начале и особенно в заключительной части речи медицинской сестре необходимо использовать сильные аргументы.

Слабых аргументов лучше избегать!

Учет типа характера собеседника. Как уже говорилось выше, одни люди больше реагируют на рациональные, другие на эмоциональные приемы убеждения.

В первом случае нужно использовать объективную информацию, быть сдержанным и сохранять дистанцию в ходе общения. Во втором прибегать к эмоциональной аргументации.

Пример

Вы будете чувствовать себя спокойнее, если сделаете так…

Этот вариант заставит вас нервничать.

Поиск общих позиций. Процесс убеждения важно начинать с того, что объединяет позиции медицинской сестры и пациента.

Эта тактика позволяет медицинской сестре заложить конструктивное начало в беседе с пациентом.

Отражение чувств. Важно подстраиваться под позу, жесты, дыхание пациента.

Использование данной тактики помогает медицинской сестре настроиться на пациента и лучше понимать его.

Ограничение возможностей. Полезно вводить ограничение по количеству и времени.

Когда пациент получает медицинские услуги легко и по системе медицинского страхования, он может не явиться на прием, не отменив записи, обесценить работу специалистов. Медицинской сестре всвоей речи бывает полезно отметить: На данное обследование большая запись, Это дорогая операция, Многие хотели бы получать лечение по квоте.

Подобные фразы важно включать в контекст беседы с пациентом. Идея ценности обследования и получаемого лечения должна доводиться до его сознания.

Данная коммуникативная техника добавляет убедительности позиции медицинской сестры и повышает ответственность пациента за лечение.

Вместе с тем сказанное выше не отменяет тактичного поведения медицинской сестры по отношению к пациенту!

Проявление заботы означает тактику предложений и уступок со стороны медицинской сестры как демонстрацию ценности пациента для нее (и далее, для отделения, медицинского учреждения), уважения его личности, при ожидании одновременно гибкости поведения от него самого.

Прибегая к данной тактике, медицинской сестре важно быть эмоционально готовой к тому, что ответных уступок со стороны пациента может не последовать. В этом случае возникновение у специалиста обиды, раздражения, агрессии говорит о его неготовности к подобным тактическим действиям.

Учет факторов, влияющих на ситуацию. Важно учитывать функциональное состояние пациента. Как правило, среди функциональных состояний внимание уделяют самочувствию, активности и настроению человека.

На функциональное состояние пациента влияют состояние его физического здоровья, факт ожидания медицинской процедуры (по причине ее возможной стрессогенности), большая продолжительность обследования, время суток (влияние биоритмов) и многое другое, что, безусловно, важно учитывать при беседе с ним.

Человек скорее соглашается и идет на уступки, когда он изнурен и чувствует усталость. Однако усталость нередко сопровождается снижением фона настроения, что может вызвать у пациента негативное отношение к предлагаемой медицинской сестрой информации.

Организация желаемого действия. Полезно организовать действие пациента прежде, чем он примет решение.

Тактика эффективна, когда человек проявляет нерешительность. Медсестра может побудить пациента к непроизвольному действию фразами типа: Подержите, пожалуйста…, Помогите мне в этом…, Пожалуйста, подойдите посмотрите…. Совершив необходимое действие один раз, пациент легче его повторит. Но повторное действие им будет выполнено уже осознанно.

Присоединение к группе. Хорошо обеспечить вхождение пациента в группу.

Принадлежность к группе является одной из важных потребностей человека [3]. Побудить пациента к активности может только психологически привлекательная для него группа. Самодостаточным, неконфликтным, конформным пациентам легче объединяться с людьми, принципом которых является тезис: Вместе легче!. Для пациентов, склонных к протестным и демонстративным формам поведения, будет привлекательной группа, члены которой живут по принципу Мы не ищем легких путей!.

Пациентам, готовым быть вместе, хорошо рекомендовать посещение групп здоровья, тематических лекций и др. Они открыты для положительного опыта других пациентов, о котором могут получить наглядную информацию в отделении (стенды, флаеры и пр.) или непосредственно в беседе с медицинской сестрой.

Пациентам с протестным и демонстративным поведением опыт других людей малоинтересен. Тактика медицинской сестры в этом случае иная. Она информирует таких пациентов, опираясь исключительно на факты, с периодическим указанием на то, что этот опыт им не подходит. Медицинская сестра неявно использует логический стиль убеждения и психологический прием от обратного (согласно реверсивной теории мотивации М. Аптера [6]).

Игнорирование факта. Аргумент пациента не комментируется медицинской сестрой, если она не знает, что ответить, и у нее нет контраргумента. Медицинская сестра короткой и безэмоциональной репликой да пропускает факт, приведенный пациентом, и спокойно ведет беседу дальше.

Акцентирование внимания на альтернативе. Внимание пациента акцентируется на нужной(ых) альтернативе(ах).

Остальные факты медицинской сестрой пропускаются (см. Игнорирование факта).

Закрепление аргумента. После аргументации важно дождаться согласия пациента.

Для этого медицинской сестре не обязательно дожидаться прямого признания пациентом ее правоты. Напротив, к такой реакции пациента надо быть внимательной. Она может быть не искренней и не отражать истинного отношения пациента к обсуждаемому вопросу.

Для согласия пациента достаточно, если он задает уточняющие вопросы и не дискутирует по теме.

Признание слабых мест. Важно излагать сначала преимущества, а затем и ограничения предлагаемого способа решения вопроса.

Такая позиция демонстрирует открытость медицинской сестры, что повышает доверие пациента к ее словам. Эта тактика хорошо показывает себя при убеждении пациентов с высоким образовательным и интеллектуальным уровнем.

Согласие с партнером. Эту тактику используют, когда собеседник приводит убедительные доказательства, и игнорировать их не представляется возможным.

Медицинской сестре важно сначала согласиться с пациентом, затем, для выравнивания своей позиции, привести и аргументировать свой взгляд на ситуацию.

Усиление позиции партнера. Приведение дополнительных аргументов в поддержку позиции пациента.

Тем самым медицинская сестра показывает свою осведомленность и компетентность в обсуждаемом вопросе. После этого она приводит свои контраргументы.

Повышение интереса к позиции партнера. Обсуждение только подхода пациента.

Медицинская сестра проявляет заинтересованность позицией пациента. Она задает как можно больше уточняющих вопросов, отвечая на которые, партнер может усомниться в своей правоте.

Тактика основывается на том, что не часто собственная позиция человека по тому или иному вопросу им осмысленна и четко понимается. Обычно она присваивается человеком и является стереотипной.

Большое количество вопросов медицинской сестры заставляет пациента размышлять. Он может испытывать затруднения в изложении иобъяснении своего подхода, в результате чего его позиция в собственных глазах становится менее убедительной.

Эта тактика сложна в исполнении, требует от медицинской сестры одновременно искренности и тактичного отношения к пациенту.

Как медицинской сестре быть убедительной?

Мы отмечали тот факт, что наличие навыков убеждения в поведенческом арсенале медицинской сестры не гарантирует их применения вживом общении с пациентом.

Остановимся на моделях поведения, которые отражают внутреннюю готовность медицинской сестры быть убедительной.

Уверенная речь. Речь специалиста воспринимается пациентом как уверенная, если ее темп размеренный, громкость достаточная для того, чтобы ее услышать (ни крик, ни шепот).

Заинтересованная речь. Она придает беседе неформальный характер, эмоционально окрашивает информацию, которую медицинская сестра доводит до пациента.

Поведенческая гибкость. На нее указывают: способность медицинской сестры признавать ошибочность своих суждений и неполноту своего знания; способность брать лидерство на себя и уступать инициативу пациенту. Все это подчеркивает ее уверенность в себе и сохранение контроля над ситуацией общения.

Наличие собственной позиции. Медицинской сестре важно не стесняться своего мнения. Стойкость позиции медицинской сестры проверяется в ситуации критики ее подхода со стороны других людей. Отказ от своих взглядов указывает на конформные черты личности медицинской сестры. Данный факт нельзя рассматривать однозначно вкатегориях правильно неправильно, хорошо плохо. Кроме того, собственная позиция медицинской сестры не статична и может меняться со временем.

Таким образом, способность открыто выразить свое мнение говорит о сильной стороне личности медицинской сестры.

Убежденность в представляемой позиции. Недостаточная убежденность медицинской сестры в собственной позиции может быть следствием неполного ее осмысления.

Сложность другого порядка возникает в ситуации, когда медицинской сестре нужно довести до пациента точку зрения другого лица (например, заведующего отделением), и она с ней не согласна.

Медицинская сестра может сомневаться в правильности официальной позиции отделения, медицинской организации. Однако ей важно помнить, что она выступает не от своего имени. Она продемонстрирует свой профессионализм, если будет готова поверить коллегам ибыть убедительной.

Этические нормы убеждения

Общение с пациентом будет эффективным и этичным, если медицинская сестра исключит из своей коммуникации следующие способы поведения:

Проявление превосходства (статусного или психологического). Недопустимы приказания, угрозы, иронические замечания, прямые насмешки, сарказм. Превосходство может транслироваться через употребляемую лексику: Как можно этого не знать?, Вам уже все объяснили, Вы образованный человек?, Я специалист в этой области и т. д. На доминирующую позицию медицинской сестры могут указывать интонация (менторский голос), взгляд (сверху вниз), положение стоя, когда пациент сидит, и др. Поэтому специалисту важно контролировать свое невербальное поведение.Категоричность. Жесткость собственной позиции и непринятие точки зрения партнера не продуктивны: пациент не будет поддерживать такую коммуникацию длительное время и выйдет из нее.Нарушение норм диалога. Например, медицинская сестра не должна перебивать речь пациента. Критика взглядов партнера также не способствует развитию диалога.Проявление эгоизма. Если медицинская сестра воздействует на пациента только для достижения личных интересов, убедительность ее позиции резко снижается.

Завершить тему эффективного общения с пациентом мы хотим цитатой из книги Дэйва Лахани Искусство убеждения, или Как получить то, что хочешь:

Самый простой рецепт: заставьте других убедить себя. Для этого задавайте им множество вопросов.

Результат вашей работы точка зрения, которую вам удалось изменить. Секрет успеха заключается в двух словах: никакой манипуляции. Процесс убеждения предполагает длительное сотрудничество.

Умение убеждать это искусство. Умение убеждать это наука. Умение убеждать это поиск компромиссов. Умение убеждать это умение общаться. Умение убеждать это умение задавать вопросы, проясняющие ситуацию. Умение убеждать это умение заставить другого человека убедить самого себя. Умение убеждать это рациональное использование принципов убеждения. Умение убеждать это достижение нужного результата. Умение убеждать это, наконец, победа [4].

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×