text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Совершенствование профессиональных знаний медицинских сестер через переподготовку и обучение на рабочем месте

  • 28 июня 2016
  • 561

Одним из наиболее важных аспектов системы повышения профессионального мастерства медицинских работников является переподготовка медицинских сестер, которая должна способствовать формированию у них ясного понимания целей их деятельности, осознанной мотивации получения знаний, умений и способствовать развитию личностных качеств, которые в совокупности и определяют профессионализм среднего медицинского персонала [1, 4].

В настоящее время совершенствование переподготовки медицинских сестер невозможно без творческого поиска новых путей и методов проведения образовательного процесса, его оптимизации и интенсификации. Поэтому переподготовка этой категории медработников требует комплексного подхода к их обучению в формировании и повышении уровня профессионализма, что может обеспечить метод их обучения непосредственно в практической деятельности и на рабочем месте. Вместе с формированием специальных знаний возникает и проблема развития у них таких качеств, как воспитание потребности к творческой деятельности, самообразованию, умению находить индивидуальный подход к пациенту [2, 4].

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В системе современного здравоохранения в связи с его модернизацией и развитием высокотехнологической медицинской помощи населению возрастает роль сестринского персонала как важной кадровой составляющей медицинской организации. Функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением и обусловлены изменениями в объемах, технологиях, интенсивности лечения и уходе за больными [4].

Актуальность регулярного проведения переподготовки в области сестринского дела по новым образовательным программам обусловлена сегодня всевозрастающей потребностью сестринской практики в высококвалифицированных профессионалах, готовых и способных участвовать в развитии, выполнении и управлении медицинским обслуживанием населения во всех сферах российского здравоохранения [3, 4].

На базе Сибирского клинического центра (СКЦ) ФМБА России уже в течение трех лет проводится обучение медицинских сестер по различным циклам в зависимости от графика их переподготовки.

О центре

Сибирский клинический центр (СКЦ) ФМБА России г. Красноярска представляет собой многопрофильную медицинскую организацию, осуществляющую лечебную, диагностическую и реабилитационную деятельность. Центр располагает службами, оснащенными современной аппаратурой и техникой, в организации введена электронная история болезни, поэтому каждый сестринский пост оснащен компьютерами. Внедряется методика персонифицированного учета лекарственных средств и расходных материалов.

В СКЦ работают 482 медсестры, из них старших медсестер – 31 чел. Укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 96%. Сестринскую службу возглавляют специалисты с высшим сестринским образованием, которое имеют – 1, 6% сотрудников (8 чел.), повышенный уровень – 2, 9% (14 чел.).

Средний возраст работающих медсестер – 37 лет.


Организация обучения медсестер

Руководит организацией обучения медицинских сестер на циклах в СКЦ главная медсестра центра. Учебно-методическое обеспечение циклов осуществляется руководством Обнинского центра повышения квалификации среднего медицинского персонала ФМБА России. Контроль за уровнем полученного образования также проводится сотрудниками этого центра с обязательной проверкой содержания дневников по практике и рефератов.

Начинали обучение медсестер в СКЦ с 6 циклов в 2012 г., а уже в 2014 г. их стало 20, что указывает на востребованность и эффективность подобных образовательных программ, а также на накопленный опыт в проведении данного метода обучения.

Цель обучения и переподготовки медсестер – развитие и совершенствование профессиональных навыков без отрыва от основной работы и обучение практическим навыкам на рабочих местах, повышение уровня теоретических знаний.

Обучение медсестер по теоретическим вопросам проводится в учебных комнатах Кафедры сестринского дела и клинического ухода КрасГМУ (г. Красноярск), которая располагается на базе СКЦ. Обучение практическим навыкам осуществляется в фантомных классах и на рабочих местах.

К преподаванию на циклах привлечены врачи СКЦ, имеющие высшую квалификационную категорию, и доценты Кафедры сестринского дела и клинического ухода. Все преподаватели владеют профессиональными компетенциями и могут формировать у обучающихся медсестер требуемые производству компетенции. Для реализации компетентностного подхода в обучении предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, что обеспечивается решением ситуационных задач, методами деловой игры, дискуссий, мозгового штурма, моделированием конкретных ситуаций. Каждый цикл обеспечен учебно-методическим комплексом дисциплины (УМКД), который составляется и дистанционно пересылается руководителю циклов.

Пример

УМКД цикла «Сестринское дело в хирургии» включает следующие разделы:

лекционный курс (в мультимедийном оформлении), в который обязательно включались следующие темы: профессиональная этика и деонтология, безопасность медсестры на рабочем месте, современные дезинфицирующие средства, микроклимат в коллективе, улучшение качества сестринской помощи и др.;

тематические практические занятия (действия медсестер при этом фиксируются в дневниках по практике по специальной схеме);

написание тематических рефератов и их доклад на практических занятиях (развивает коммуникативную связь с членами коллектива);

контролирующие средства (тесты, тематические вопросы, ситуационные задачи).

Базовая часть учебного плана для специальности «Сестринское дело в хирургии» в объеме 144 ч, в т. ч. 52 ч лекций, 88 ч практических занятий и 4 ч экзамена.

Целевой установкой обучения на циклах является подготовка высококвалифицированных специалистов для отделений различного профиля, владеющих современными средствами и методами сестринских манипуляций. С учетом деятельностного подхода к обучению и ведущей роли самостоятельной работы в ходе обучения медсестер, в СКЦ используются учебно-методические рекомендации к практическим занятиям для преподавателей.

В учебно-методических рекомендациях определены основные цели и задачи занятия, с помощью которых формируется познавательный интерес к обучению и сформированы требования к уровню подготовленности медсестер по конкретным умениям.

Обучение на циклах обязательно включает в себя аспекты, наиболее актуальные для медсестер конкретного отделения. Единицей профессиональной подготовки является компетенция, поэтому образовательная ситуация должна быть значима при обучении медсестер конкретного отделения больницы, что повышает их мотивацию к совершенствованию профессионализма при обучении на рабочем месте.

Для самоподготовки медсестер к экзамену по окончании обучающего цикла (все медсестры сдают экзамен как итоговый оценочный уровень) предлагается перечень тестовых вопросов, вопросов по собеседованию, а также ситуационные задачи, с которыми обучающиеся знакомятся на практических занятиях. Задачи представляют собой модели клинических ситуаций, вопросы к ним соответствуют вопросам, возникающим в практике медицинского персонала на рабочих местах СКЦ ФМБА.

Таким образом, проведение обучающих циклов по специальностям медсестер на рабочих местах при правильной организации и содержательного УМКД способствует совершенствованию их профессиональной деятельности, оптимизации и интенсификации труда, а отсюда и повышению качества оказываемой медицинской помощи. Проведение занятий на рабочем месте позволяет удовлетворить актуальную потребность здравоохранения в современном сестринском персонале, обладающем как специальными профессиональными компетенциями, так и коммуникативными умениями, ориентированными на дальнейшее профессиональное самосовершенствование. Кроме того, такое обучение позволяет уменьшить экономические затраты больницы на этот процесс.

Список использованной литературы

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 384 с.

2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2004. 182 с.

3. Павленко Т.Н. Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров // Медицинская помощь. 2005. № 1. С. 46–48.

4. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010–2020 годы. URL: http://www.arhmedcolledg.ru/sites/arhmedcolledg.ru/files/cr-collections/2/programma_razvitiya_sd_2010-2020.pdf (дата обращения: 17.04.2015).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.