Пути формирования («дорожная карта») профессионального развития бакалавра сестринского дела

206

В 2009 г. в России официально был утвержден новый формат образовательной подготовки медицинских сестер в высшей школе: специальность «сестринское дело», существовавшая в системе высшего профессионального образования с 1991 г., была переведена в бакалавриат приказом Минобрнауки России от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» (в ред. от 12.09.2010 № 856). В 2011 г. приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 № 57 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) “бакалавр”)» был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки «Сестринское дело».

К настоящему моменту свыше 30 вузов России осуществляют подготовку по указанному направлению.

Однако перечисленные выше факты отнюдь не означают планомерное и поступательное развитие нового направления сестринского образования.

И в профессиональном (врачебном, сестринском) сообществе, и в образовательной среде пока существует больше вопросов, чем предлагается ответов относительно будущей профессиональной деятельности бакалавров сестринского дела.

Проблемы высшего сестринского образования

В медицинских организациях должность «медицинская сестра» традиционно ассоциируется с понятием среднего профессионального (медицинского) образования. Более того, привычным является термин «средний медицинский персонал», фигурирующий во многих нормативных документах и ассоциативно формирующий представление о медицинской сестре как специалисте, способном работать только под руководством врача.

Не сразу были приняты в профессиональной медицинской среде и первые выпускники программы специалитета по сестринскому делу, подготовленные для работы на руководящих сестринских должностях. Многие из закончивших обучение по данной программе так и не реализовали себя в качестве управленцев, а продолжают работу в должности медицинской сестры. Этот факт во многом определил отрицательную позицию профессионального сообщества по отношению к необходимости получения медицинскими сестрами высшего сестринского образования.

Читайте бесплатно в системе «Контроль в ЛПУ»:

Основные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр сестринского дела

Согласно федеральному образовательному стандарту по направлению подготовки «Сестринское дело» основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр сестринского дела, являются: лечебно-диагностическая, реабилитационная, медико-профилактическая, организационно-управленческая, исследовательская. В новой, пока не утвержденной, редакции ФГОС первые три вида деятельности объединены в один – медицинская деятельность.

Исследовательская деятельность является одной из важных составляющих системы профессиональной подготовки в высшей школе, позволяющей в наибольшей степени раскрыть творческий потенциал обучающихся. Освоение исследовательских компетенций позволяет выпускнику образовательной программы бакалавриата в дальнейшем выстраивать траекторию своего профессионального развития через обучение в магистратуре, защиту диссертации, работу в научно-исследовательских организациях и т. д.

Возможным уже сейчас (при отсутствии магистратуры по сестринскому делу) является поступление бакалавров сестринского дела в магистратуру по направлению подготовки «Общественное здравоохранение», предусматривающее создание (за счет вариативной части) соответствующего профиля (направленности) образовательной программы. Известен пока первый опыт создания программы магистратуры по общественному здравоохранению с профилем «Управление сестринской деятельностью» в ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (прием на данную программу начинается в 2015 г.), но вполне вероятно, что аналогичные программы откроются во многих вузах.

Востребованность таких программ будет высокой при условии внесения изменений в требования к уровню образования для занятия руководящих сестринских должностей. Например, для занятия должности главной медицинской сестры возможным становится наличие у претендента высшего образования по направлениям подготовки «Сестринское дело» (уровень бакалавриата), «Общественное здравоохранение» (уровень магистратуры, профиль – управление сестринской деятельностью) и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Имеющаяся в федеральном государственном образовательном стандарте организационно-управленческая деятельность и соответствующие ей компетенции, подкрепленные набором дисциплин и практики, также позволяют говорить о возможности использования выпускников программы бакалавриата на должностях старших медицинских сестер (без предъявления требований к стажу работы по специальности).

В настоящее время все эти предложения активно прорабатываются некоммерческим партнерством «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» и в ближайшее время будут представлены в Минздрав России в форме проекта профессионального стандарта. Реализация этих мероприятий на практике позволит восполнить нехватку специалистов с высшим сестринским образованием на руководящих сестринских должностях.

Клиническая направленность программы бакалавриата

Однако, возвращаясь к содержанию образовательной программы по направлению подготовки «Сестринское дело», необходимо обратить внимание на ее клиническую направленность, что существенно отличает данную программу от ее предшественника – программы специалитета, имевшей четко выраженные административно-управленческую и психолого-педагогическую направленности.

Заложенная как основная идея клиническая направленность программы бакалавриата полностью соответствует существующей мировой университетской практике обучения медицинских сестер. По мнению многих зарубежных экспертов в области сестринского дела, именно университетское сестринское образование позволяет медицинским сестрам успешно реализовывать себя в личностном плане, выстраивать свою профессиональную карьеру, продолжать обучение в системе послевузовского образования. В связи с этим в некоторых странах (Великобритании, США и др.) университетское сестринское образование эволюционно заменяет подготовку медицинской сестры в сестринских школах и колледжах.

Учитывая имеющийся значительный опыт использования медицинских сестер с университетским образованием в различных зарубежных системах здравоохранения, подкрепленный высоким качеством оказываемой сестринской помощи, на обсуждение профессиональному сообществу был вынесен вопрос об использовании бакалавров сестринского дела на тех же должностях, которые занимают медицинские сестры со средним медицинским образованием. Известно, что данное предложение не нашло соответствующей поддержки, в первую очередь, со стороны Минздрава России. Однако дальнейшее обсуждение этого вопроса, проходившее в формате конференций, круглых столов, рабочих встреч, продемонстрировало высокую заинтересованность отраслевого министерства в установлении сфер профессиональной деятельности бакалавров сестринского дела

Читайте также в журнале «Главная медицинская сестра»

.

Возможные должности выпускников программы бакалавриата

Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении были инициированы и проведены встречи с главными внештатными специалистами Минздрава России, в ходе которых обсуждались возможные должности выпускников программы бакалавриата в сфере медицинской профилактики, медицинской реабилитации, паллиативной помощи. Одним из результатов этой работы стало внесение изменений в проект Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения в медицинских организациях, касающихся возможности использования выпускников образовательных программ «Сестринское дело» (уровень специалитета и бакалавриата) на должностях заведующих отделениями медицинской профилактики, центрами здоровья. В дальнейшем планируется вести обсуждение вопроса об использовании бакалавров сестринского дела на должностях специалистов по медицинской профилактике в профильных медицинских организациях.

По мнению разработчиков образовательной программы бакалавриата ее выпускники обязательно должны найти свое место в системе оказания первичной медико-санитарной помощи, которая сегодня является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Сегодня это один из самых сложных вопросов, т. к. затрагивает общепринятую, устоявшуюся модель оказания медицинской помощи, ведущую роль в которой играет врач. Однако недостаток участковых врачей-терапевтов, значительное количество пациентов пожилого и старческого возраста, у которых преобладают хронические заболевания, позволяют предложить введение новой должности – медицинская сестра общей практики, основным направлением деятельности которой стала бы работа с пациентами, имеющими установленный диагноз длительно протекающего хронического заболевания.

Получение сертификата специалиста выпускниками образовательной программы

Для осуществления профессиональной деятельности встает вопрос о получении сертификата специалиста выпускниками образовательной программы по направлению подготовки «Сестринское дело». В настоящее время в Министерство здравоохранения РФ поступило предложение от Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием о выдаче сертификата по специальности «Сестринская практика» на основании результатов успешной сдачи итоговой государственной аттестации. Аналогичная практика получения сертификата сейчас применяется для выпускников программ среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение» (приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»).

Резюмируя все вышесказанное, можно считать, что профессиональная деятельность выпускника образовательной программы по направлению подготовки «Сестринское дело» может быть многогранной, привлекательной для абитуриентов и уже состоявшихся специалистов в области сестринского дела. Имеющаяся поддержка со стороны Минздрава России позволяет надеяться на положительное решение организационных вопросов, связанных с официальным закреплением статуса бакалавриата.

Список использованной литературы

1. Манерова О.А., Купеева И.А., Пьяных А.В., Гажева А.В. Обеспеченность практического здравоохранения специалистами с высшим медицинским образованием по специальности «Сестринское дело» // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2014. № 5–6. С. 22–25.

2. Fleming, V., Holmes, A. Basic Nursing and Midwifery Education Programmers in Europe. Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2005. 73 с. URL: http://www.euro.who.int/document/e86582.pdf (дата обращения – 18.03.2015).

3. Munich Declaration: Nurses and midwives: a force for health, 2000. Publication by WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, Denmark. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0019/114157/E93980.pdf (дата обращения – 18.03.2015).

4. Robinson, S., Griffiths, P. Nursing education and regulation: international profiles and perspectives. London, UK: National nursing research unit, King’s college. URL: www.kcl.ac.uk/schools/nursing/nru (дата обращения – 18.03.2015).

5. Zabalegui, A. et al. Changes in nursing education in the European Union. Journal of Nursing Scholarship, 2006, 38 (2): pp. 114–118.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль