Изменения в законодательстве об охране здоровья в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

94

Маргарита Ивановна Кучма, канд. юрид. наук, профессор кафедры трудового права Академии труда и социальных отношений, заслуженный юрист РФ

Изменения в законодательстве об охране здоровья в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидовКакие изменения произошли в законодательстве об охране здоровья в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов?

Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006; далее — Конвенция), подписанная от имени Российской Федерации в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г., ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ. За три года, прошедшие после ратификации Конвенции, внесены значительные изменения в федеральные законы, содержащие правовые нормы, устанавливающие и защищающие права российских инвалидов.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

В соответствии со ст. 1 Конвенции ее целью является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

Нельзя сказать, что до момента ратификации Конвенции Россия не признавала многообразные права инвалидов, а также игнорировала проявление дискриминации в отношении любого лица по признаку инвалидности. Уже в течение 20 лет в России действуют законодательные акты, определяющие права инвалидов. Среди них необходимо выделить Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов), в который более 40 раз вносились изменения и дополнения по мере необходимости и в результате изменения законодательства в других отраслях права. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует, что существующие в российском законодательстве нормы до последнего времени далеко не всегда обеспечивали реализацию прав инвалидов.

Ратификация Конвенции подтолкнула российских законодателей к введению новых понятий в законодательство РФ

Ратификация Конвенции подтолкнула российских законодателей не только к тому, чтобы конкретизировать пути реализации прав более чем 13 млн российских инвалидов в различных сферах жизни и деятельности, привести их в соответствие с формулировками, содержащимися в Конвенции, но и к введению некоторых новых понятий в законодательство РФ.

Для этого пришлось внести изменения в значительное количество нормативно-правовых актов. Наглядным примером может служить Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (далее — Закон № 419-ФЗ), которым были внесены изменения и дополнения в 25 законов. Сразу следует отметить, что положения Закона № 419-ФЗ вступят в силу только в 2016 г., поскольку для реализации его норм потребуется некоторое время (на подготовку новых форм документов, выделение средств из бюджетов различных уровней, проведение организационной работы).

Положения Закона № 419-ФЗ вступят в силу только в 2016 г.

Рассмотрим наиболее серьезные изменения в законодательстве по некоторым направлениям обеспечения жизнедеятельности инвалидов. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, запрещаются любые формы ограничений прав граждан по любым обстоятельствам. В данной статье Конституции РФ, как и в ст. 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» ТК РФ, нет указания на защиту граждан от дискриминации по признаку инвалидности, хотя, конечно, она подразумевается при изложении более общих положений о запрете дискриминации. Теперь такое указание включено в ст. 3.1 Закона о защите инвалидов (изменения внесены Законом № 419-ФЗ). По сути, повторена формулировка, содержащаяся в ст. 2 Конвенции, с некоторыми редакционными уточнениями.

В Законе о защите инвалидов (ст. 1) есть определение инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Здесь же указывается, что ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Несколько иное определение инвалида содержится в ст. 1 Конвенции: это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Как видно, формулировки не вполне совпадают, но они не противоречат друг другу.

Государства — участники Конвенции организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы

В соответствии со ст. 26 Конвенции государства-участники, в частности, организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы. В российском законодательстве о реабилитации инвалидов упоминается довольно часто. Более того, в ст. 9 Закона о защите инвалидов определены понятие реабилитации и ее основные направления. Напомним, что реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности

Абилитация в нашем законодательстве ранее не упоминалась. Поскольку в Конвенции реабилитационные услуги и программы упоминаются в сочетании с абилитационными, потребовалось и в российское законодательство ввести понятие «абилитация» и производные от этого слова. Абилитация расшифровывается как система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В Законе о защите инвалидов абилитация теперь будет упоминаться не менее чем в половине правовых норм. Более того, для инвалидов будут составляться индивидуальные программы не только реабилитации, но и абилитации. Содержание таких индивидуальных программ должно будет соответствовать положениям ст. 11 Закона о защите инвалидов.

С 2016 г. федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) должны будут направлять выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой. В свою очередь, указанным органам и организациям необходимо будет предоставлять информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой мероприятий в федеральные учреждения МСЭ по форме и в порядке, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В Конвенции есть ст. 9 с названием «Доступность». Она носит весьма общий характер, поскольку в ней речь идет о предоставлении инвалидам возможности «участвовать во всех аспектах жизни» при обеспечении им доступа к физическому окружению (другим людям), транспорту, информации, связи, другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, как в городских, так и в сельских районах. Многое из того, что перечислено в ст. 9 Конвенции, предусмотрено и в российском Законе о защите инвалидов, однако потребовалось уточнить пути реализации ряда мероприятий.

Так, в ст. 14 Закона о защите инвалидов (изменения в статью были внесены Федеральным законом от 30.12.2012 № 296-ФЗ) уже предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации. С 2016 г. будут действовать в новой редакции ст. 15 и 16 Закона о защите инвалидов: «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур». Административную ответственность за уклонение от исполнения предусмотренных требований несут юридические и должностные лица. Медицинские организации и главные врачи — не исключение.

В Закон об охране здоровья также внесена небольшая правка, связанная с ратификацией Конвенции

По существу, вопросам, касающимся непосредственно медицинской помощи, в Законе о защите инвалидов посвящена всего одна статья — ст. 13 (если не считать ст. 7 и 8, в которых идет речь об МСЭ). Согласно ст. 13 квалифицированная медицинская помощь инвалидам оказывается в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Подобная лаконичность связана с тем, что отсутствует необходимость подробно излагать в этом Законе меры по оказанию медицинской помощи инвалидам. Все необходимые на этот счет сведения содержит Закон об охране здоровья. Однако в него также внесена небольшая правка, связанная с ратификацией Конвенции. В ст. 10 в перечне мер, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, теперь дополнительно будет указано «оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья» (поправка вступит в силу с 1 января 2016 г.).

Обращает на себя внимание введение в Закон о защите инвалидов статьи 5.1 — «Федеральный реестр инвалидов»

Обращает на себя внимание введение в Закон о защите инвалидов ст. 5.1 — «Федеральный реестр инвалидов». Помимо личных данных инвалида, в реестр будут вноситься сведения о группе инвалидности, ограничении жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах, предоставленных путевках на санаторно-курортное лечение, периодах трудовой и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и др. Сведения для включения в федеральный реестр инвалидов будут предоставляться не только федеральными учреждениями МСЭ, но и ФСС России, Пенсионным фондом РФ, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также иными организациями, предоставляющими государственные услуги инвалидам.

Отдельно проанализируем недавно принятые акты, которые имеют значение для деятельности учреждений МСЭ:

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н (далее — Классификации и критерии 2014 г.);Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденные приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 515 (далее — Методические рекомендации 2014 г.).

Несмотря на то что принятие этих документов не связано непосредственно с ратификацией Конвенции, мы считаем необходимым упомянуть о них, говоря о нормативной базе в области обеспечения прав инвалидов.

В постсоветский период классификации и критерии, используемые при установлении инвалидности в учреждениях МСЭ, менялись неоднократно. Существовавшие ранее Классификации и критерии (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н) не в полной мере обеспечивали объективность и достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов с учетом влияния на жизнедеятельность инвалида факторов окружающей среды, что не позволяло разрабатывать эффективные индивидуальные программы реабилитации инвалидов. В Классификациях и критериях 2014 г. классификации определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и (или) дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории деятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии же определяют основания установления групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид».

В Классификациях и критериях 2014 г. названы 6 видов стойких расстройств функций организма человека и выделены их 4 степени с использованием количественной системы оценки степени выраженности нарушений в процентах

В первом случае названы 6 видов стойких расстройств функций организма человека и выделены их 4 степени с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100 с шагом в 10%. К основным категориям жизнедеятельности человека отнесены способности: к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению, трудовой деятельности. Каждая из этих категорий имеет три степени. Степени ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяются исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

При определении группы инвалидности, как указано в 4-м разделе Классификаций и критериев 2014 г., имеет значение совокупность степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и степени выраженности ограничений определенных категорий жизнедеятельности человека, определяющих необходимость его социальной защиты.

При сравнении новых Классификаций и критериев с ранее действовавшими видно, что соблюдена преемственность многих положений. Однако не обошлось без уточнений медицинского характера. Если, например, при характеристике нарушений языковых и речевых функций повторен текст, имевший место в прежних Классификациях и критериях, то при описании нарушения психических функций человека в перечень нарушений добавлены нарушения ориентации, личных особенностей, волевых и побудительных функций, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений (п. 3).

Более объективному и достоверному определению группы инвалидности, по мнению разработчиков, должна служить количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, представленная как приложение к документу в виде таблицы с использованием кодов Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра ( МКБ-10). Насколько удобна эта оценка — предстоит оценивать практическим работникам.

Специалисты учреждений МСЭ при подборе освидетельствуемым лицам будущих видов деятельности могут воспользоваться специальным перечнем рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов

Специалисты учреждений МСЭ при подборе освидетельствуемым лицам будущих видов деятельности могут воспользоваться Перечнем рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Он дан в виде приложения к Методическим рекомендациям 2014 г. Данный Перечень содержит 207 профессий и 241 должность. Он носит рекомендательный характер, а значит, специалисты МСЭ могут определить для инвалида трудоустройство и в других профессиях и должностях.

При разработке Перечня учитывались не только Конвенция, но и большое количество нормативных правовых актов, в числе которых акты последних лет — Закон о СОУТ, а также документы, утвержденные приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. На последнее обращено внимание в связи с тем, что инвалидам не должны быть рекомендованы те виды деятельности, которые включают производственные операции, физические и сенсорные нагрузки, режимы и условия труда, способные привести к ухудшению их здоровья.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль