text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Ограничения закупок иностранных медицинских изделий: постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102

  • 30 июня 2016
  • 648

Проблема
Введение новых оснований для отклонения заявок с иностранными медицинскими изделиями

Чем грозит
Необоснованный допуск заявок с иностранными медицинскими изделиями, выбор победителя с нарушением требований закона, признание заключенных договоров недействительными

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Как избежать
Внимательно изучить принятое постановление Правительства РФ, руководствоваться рекомендациями, данными в статье

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от  05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — постановление № 102).


Пунктом 1 постановления № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень).

Сразу следует отметить, что постановление № 102 не устанавливает запрет на закупку медицинских изделий иностранного происхождения, а лишь предусматривает обязанность комиссии по осуществлению закупки отклонить заявки при наличии определенных условий, которые рассмотрены ниже.

Коротко суть постановления № 102 можно обозначить следующим образом: если в отношении медицинских изделий, указанных в Перечне, на отечественном рынке (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения) существует конкуренция как среди поставщиков, так и среди производителей, и это подтверждается поданными на закупку заявками, заявки с иностранными медицинскими изделиями отклоняются. Следовательно, их нельзя закупать для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В настоящей статье авторами даны ответы на основные и часто задаваемые вопросы заказчиков и поставщиков по применению постановления № 102.

Вопрос 1. На какие организации распространяется постановление № 102, с какой даты данное постановление вступает в силу? 

Постановление № 102 распространяется на всех заказчиков, которые при закупках медицинских изделий руководствуются Законом о контрактной системе. К таким заказчикам относятся органы власти (например, Минздрав России), казенные и бюджетные учреждения (например, ГБУЗ «Центральная городская больница») (п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе).

Постановление № 102 вступило в силу 14 февраля 2015 г., следовательно, во всех извещениях и документациях на закупку медицинских изделий, указанных в Перечне, начиная с 14 февраля 2015 г. обязательно должно содержаться указание на существующие ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (п. 8 ч. 3 ст. 49; п. 7 ч. 5 ст. 63; п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Вопрос 2. При закупке каких медицинских изделий действуют ограничения, предусмотренные постановлением № 102?

В Перечне указаны медицинские изделия, при закупке которых подлежат применению вышеуказанные ограничения. Они классифицированы по кодам классификатора «ОК 034–2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», принятого и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от  22.11.2007 №  329-ст (далее — ОКПД). При этом в Перечне имеется специальная оговорка о том, что при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД, так и указанным в Перечне наименованием вида медицинского изделия указанного кода. Оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем медицинским изделиям, относящимся к кодам ОКПД, указанным в Перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

Например, в Перечень включен код ОКПД 33.20.53.320. Соглас-но классификатору ОКПД этот код включает «приборы аналитические, имеющие встроенные автоматические средства дозирования проб и реагентов (автоматических анализаторов), предназначенные для диагностики in vitro и лабораторных in vitro исследований». Но в Перечне указано только одно конкретное наименование вида медицинских изделий — «глюкометры индивидуальные». Поэтому ко всем иным видам медицинских изделий, вошедшим в код ОКПД 33.20.53.320, ограничения по допуску не применяются.

Также следует отметить, что ограничения, предусмотренные постановлением № 102, применяются в случае, когда медицинские изделия, включенные в Перечень, закупаются путем проведения конкурентных способов закупок (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе). В случае закупки медицинских изделий у единственного поставщика, например, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, постановление № 102 не применяется.

Вопрос 3. Каков механизм действия ограничений, предусмотренных постановлением № 102?

Постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения. Предусматривается лишь, что комиссия по осуществлению закупки обязана отклонить заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий (по Перечню), происходящих из иностранных государств (кроме Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, входящих в Евроазиатский экономический союз (ЕАЭС)), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в Перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Для подтверждения страны происхождения товара к заявке на участие в закупке должен быть приложен сертификат, выданный Торгово-промышленной палатой.

Таким образом, заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, включенных в Перечень (кроме товаров из стран ЕАЭС), отклоняются только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) помимо заявки с иностранным медицинским изделием поданы не менее двух заявок с предложением медицинских изделий, происходящих из Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан (далее — отечественные медицинские изделия);
2) вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;
3) в заявках с предложением отечественных медицинских изделий указаны разные медицинские изделия разных производителей ( т. е. если помимо заявки с иностранными медицинскими изделиями поданы несколько заявок, в которых предложено одно и то же отечественное медицинское изделие, то заявка с иностранными медицинскими изделиями допускается к участию в закупке);
4) к заявкам с предложением отечественных медицинских изделий приложены сертификаты, подтверждающие страну происхождения товара.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Из статьи 4 Договора о Евразийском экономическом союзе следует, что основными целями союза являются:
— создание условий для стабильного развития экономик  государств-членов  в интересах повышения жизненного уровня их населения;
— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках союза;
— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Источник: www.eaeunion.org.

Если не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия.

Вопрос 4. Если закупка медицинского оборудования осуществляется путем проведения электронного аукциона, на каком этапе рассмотрения заявок заказчик отклоняет заявки участников, содержащих предложения о поставке иностранных медицинских изделий (кроме товаров из стран ЕАЭС): при рассмотрении первых частей заявок или при подведении итогов аукциона?

Требования к составу первой части заявки предусмотрены в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Согласно указанным требованиям участник закупки может не указывать в первой части заявки производителя медицинского изделия, но обязан указать сведения о стране происхождения товара. Однако согласно п. 3 постановления № 102 страна происхождения товара определяется не по сведениям о стране происхождения товара, указанным в первой части заявки, а по сертификату о происхождении товара. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе данный сертификат или его копию участник закупки обязан вложить во вторую часть заявки.

Кроме того, при закупке медицинских изделий во второй части заявки заказчик вправе затребовать у участника предоставить регистрационные удостоверения на все предлагаемые к поставке товары (п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе). В таких удостоверениях, помимо прочего, указан производитель медицинского изделия. Следовательно, решение об отклонении заявки в случаях, предусмотренных п. 2 постановления № 102, должно приниматься при рассмотрении вторых частей заявок, т. е. при подведении итогов аукциона.

Вопрос 5. Как закупать расходные материалы к иностранному медицинскому оборудованию, приобретенному заказчиком до вступления в силу постановления № 102?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке могут указываться товарные знаки без указания слов «или эквивалент» в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Кроме того, указание товарных знаков допускается, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

ВАЖНО

В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок

В случае если медицинское оборудование совместимо исключительно со специальными расходными материалами того же производителя, и между собой расходные материалы разных производителей не взаимозаменяемы, закупки данных расходных материалов должны осуществляться с указанием как минимум конкретного товарного знака медицинского оборудования, совместно с которым они будут использоваться.

Поэтому даже если расходные материалы вошли в Перечень, то при закупке таких расходных материалов к конкретному медицинскому оборудованию не будут применяться ограничения на допуск товаров иностранного происхождения, поскольку не будет соблюдаться требование о наличии не менее двух заявок с предложением разных медицинских изделий отечественного происхождения разных производителей. Например, при закупке расходных материалов для иностранного медицинского оборудования «товарный знак» указание на соответствующее медицинское оборудование, к которому закупаются расходные материалы, будет содержаться в документации.

Заявки с предложением расходных материалов, несовместимых с иностранным медицинским оборудованием «товарный знак», в том числе отечественного происхождения, подлежат отклонению как несоответствующие требованиям документации о закупке. Следовательно, в числе допущенных заявок, соответствующих требованиям документации, будут только расходные материалы, совместимые с иностранным медицинским оборудованием «товарный знак».


Закупка медицинских изделий, включенных в Перечень: порядок применения постановления № 102 (этап рассмотрения заявок на участие в конкурсе, запросе котировок, подведения итогов электронного аукциона)

Закупка медицинских изделий, включенных в Перечень: порядок применения постановления № 102

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.