Аккредитация медицинских специалистов

252

— Уважаемая Татьяна Владимировна, по поручению Президента России Правительство РФ должно обеспечить принятие федерального закона, в соответствии с которым профессиональные стандарты станут обязательными для государственных и муниципальных организаций. Что это означает? Стандарты должны стать основой для внесения изменений в трудовые договоры и локальные нормативные акты? Или соответствие стандарту станет критерием допуска к работе?

тр

— Действительно, Указом Президента РФ от  07.05.2012 № 597, который определил основной вектор развития в социальной сфере, было предусмотрено разработать и утвердить до 2015 г. около 800 профессиональных стандартов. В настоящее время в большинстве отраслей социальной сферы, в т. ч. в здравоохранении, используются свои квалификационные справочники. Есть приказ Минздравсоцразвития России от  23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения“», где содержатся характеристики различных должностей работников, определены основные требования к квалификации. Единый квалификационный справочник является основой для разработки конкретных должностных инструкций. Указ Президента РФ направлен на стандартизацию: ставится задача создания единой национальной системы квалификации, чтобы не надо было объяснять особенности применения тех или иных нормативных документов в каждой отрасли. Это, без сомнения, большая и очень нужная задача. Но это и колоссальный труд, который взяло на себя Министерство труда и социальной защиты РФ.

Для решения задач, которые были поставлены Президентом РФ перед Правительством РФ и конкретными федеральными органами исполнительной власти, в Минздраве России была создана рабочая группа. В нее вошли представители работодателей, общественных организаций, других федеральных органов исполнительной власти. Нам повезло — есть достаточно много федеральных органов исполнительной власти, в организациях которых работают медицинские работники. Это позволяет оценивать определенную специфику их деятельности. В рамках межведомственной рабочей группы обсуждаются проекты профессиональных стандартов, необходимость их разработки. Сегодня ни один стандарт еще не принят, но разработаны проекты — для среднего и младшего медицинского персонала, для врачей. В самой высокой степени готовности находится проект базового стандарта специалиста по педиатрии, который определяет набор требований в виде трудовых функций. Он уже получил одобрение Национального совета по профессиональным квалификациям. Профессиональные стандарты, как и единые квалификационные справочники, больше ориентированы не на медицинскую организацию, а на конкретных работников. Однако, без сомнения, их внедрение потребует от медицинской организации определенных действий: может быть, пересмотра трудовых договоров и закрепления в них тех или иных трудовых функций.

— В каждом проекте профессионального стандарта перечисляется целый ряд должностей, которые может занимать специалист. Например, для специалиста в области организации здравоохранения это и главный врач, и заведующий отделением, и  врач-статистик. Понятно, что у них совершенно разные функции. Кто и как определяет, какой набор трудовых функций соответствует конкретной должности? Насколько вообще правомочно «вытаскивать» из стандарта отдельные блоки?

— Профессиональный стандарт не является макетом трудового договора, хотя и содержит трудовые функции специалиста. Он устроен таким образом, чтобы предусмотреть возможности для профессионального роста работника и расширения набора его трудовых функций. Конечно, нельзя поставить в один ряд медицинского статистика и руководителя организации. Хотя, с другой стороны, руководитель организации не может не иметь компетенций, которыми обладает врач-статистик. Но путь от заведующего структурным подразделением до руководителя организации пройти можно. В то же время разным руководителям организаций требуется владение разными компетенциями — в зависимости от количества персонала, уровня медицинской организации и т. д.

Есть очень важный момент: профессиональный стандарт — это набор требований, которые предъявляются к работнику и которым он должен соответствовать. Поэтому профессиональные стандарты являются основой для переработки образовательных стандартов. У нас очень хорошо представлена система дополнительного профессионального образования. Но здравоохранение динамично развивается, и при внедрении новых технологий и лекарственных препаратов необходимо, чтобы врачи получали знания оперативно. Поэтому с 1 января 2016 г. мы переходим на систему непрерывного профессионального образования — это создаст возможности для обновления имеющихся компетенций и для получения новых регулярно, в течение всей профессиональной деятельности, а не один раз в  три-пять лет. Образовательные стандарты становятся более гибкими. В системе Министерства образования РФ создается межведомственный Координационный совет, который позволит взаимодействовать на стыке различных отраслей. Например, появляются быстро развивающиеся направления, такие как радиобиология, которая находится на границе биологии и физики.

Еще одной особенностью является то, что здравоохранение — отрасль, которая традиционно предусматривает свои собственные процедуры допуска к специальности. Сегодня это процедура сертификации: каждый врач и средний медицинский работник сдают специальный экзамен в уполномоченной организации. А с 1 января 2016 г. мы переходим на поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов.

— В соответствии с приказом Минтруда России от  12.04.2013 № 148н в профессиональных стандартах будут указаны уровни квалификации - т. е., согласно определению Трудового кодекса РФ, уровни знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Есть ли здесь связь с профессиональными квалификационными группами, в соответствии с которыми устанавливаются базовые оклады?

— Оплата труда — это отдельная тема. Сегодня Минздрав России ставит цель выравнять уровень зарплат для специалистов с одинаковым уровнем квалификации, работающих в медицинских организациях одного уровня на одинаковых должностях, минимизировать несправедливые разрывы в заработной плате. Во многих регионах стимулирующие выплаты составляют 50% и больше, а прозрачность их назначения нередко ставится работниками под сомнение. Этот вопрос обсуждался с Центральным комитетом профсоюза медицинских работников, Национальной медицинской палатой и Минздравом России. Были разработаны и направлены в регионы рекомендации по изменению структуры заработной платы, предусматривающие увеличение доли оклада до 55–60% в структуре оплаты труда, 10% — компенсационные выплаты, а стимулирующие — не более 30%. Мы постараемся увязать квалификационные уровни, которые предусматриваются профессиональными стандартами, с тем, что используется в системе сегодня. Система оплаты труда, профессиональные стандарты и образовательные стандарты должны быть тесно взаимосвязаны. Это не так просто, есть ряд проблем: например, уровни квалификации, по которым распределены работники в нашей отрасли, не всегда можно сопоставить с распределением в других отраслях (при соотнесении нагрузки и ответственности). Надеемся, что это будет решено как раз в рамках межведомственного взаимодействия и создания Национальной системы квалификации.

— Трудовой кодекс РФ дает работодателю право уволить работника за недостаточную квалификацию, если это подтверждено результатами аттестации. В то же время право заниматься профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции дает квалификация, указываемая в документе, выданном образовательной организацией. Может ли комиссия медицинской организации проверять знания и умения работника? Можно ли делать вывод о недостаточной квалификации на основании документов о результатах деятельности работника, например актов экспертиз качества медицинской помощи, протоколов врачебной комиссии?

— Здесь тоже все неоднозначно: например, диплом о медицинском образовании еще не дает права на занятие медицинской деятельностью, и Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации устанавливает, что для допуска к медицинской деятельности специалист должен иметь соответствующий сертификат. При действующей системе право сертификации медицинских работников «привязано» к организации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность. И сложилось мнение, что сертификация является смысловым окончанием образования. Это неверно: по большому счету, сертификация не имеет прямого отношения к образованию — за исключением ряда случаев, когда сертификат получают в первый раз. Если же человек уже работает и подтверждает свой допуск к осуществлению медицинской деятельности, то это отдельная процедура, предусматривающая сдачу сертификационного экзамена. Главное требование к сертификационному экзамену — в экзаменационную комиссию должны входить работодатели и представители профессионального сообщества. К сожалению, эта норма не везде соблюдается. В рамках соглашения между Национальной медицинской палатой и Минздравом России сегодня поднимается вопрос о саморегулировании профессионального сообщества. Это очень важно — оценивать уровень квалификации и давать объективную оценку специалисту могут и должны, в т. ч. и коллеги. Исходя из собственной практики: если ты прооперировал тяжелого больного и знаешь, что на дежурство придет опытный высококвалифицированный врач, которому доверяешь, — можешь спокойно уйти домой. А если это доктор недостаточно высокой квалификации — предпочтешь остаться и лично наблюдать пациента. Поэтому в системе аккредитации, которая будет внедряться с 2016 г., мы хотим установить жесткое требование к составу комиссии — не просто рекомендацию, а требование: ответственность за допуск в профессию должен лежать на профессиональном сообществе, представителях работодателя и образовательной организации. Это первое. Второе: сегодня специалист может владеть каким-то методом, который предполагает его специальность, а может и не владеть. Например, сертификат общего хирурга не означает, что я владею всеми методами абдоминальной хирургии. Но если что-то не нужно в реальной практике, не страшно этого не уметь, при необходимости всегда можно научиться. Чтобы было понятно, о чем я говорю: например, регион отправляет учиться ординатора по хирургии в столичный вуз. Но сегодня в московском здравоохранении, наверное, уже нет стационара, в котором бы широко использовались открытые методики, везде лапароскопические — вот им и учат. Потом специалист возвращается в свою больницу, а там, например, нет лапароскопического хирургического оборудования. И качество подготовки ординатора ставится под сомнение, поскольку оперировать «открытым» доступом он не научился, а навык лапароскопических вмешательств в его реальной практике не нужен. А через какое-то время, когда оборудование появится в медицинской организации, окажется, что специалист уже разучился на нем работать, надо снова посылать на повышение квалификации — без практики приобретенные навыки быстро теряются. Потом, у нас в стране сложилась такая практика, что в рамках «своей» специальности нельзя использовать методы или технологии, отнесенные сегодня к другой специальности, без получения дополнительного системного образования и получения сертификата специалиста по другой специальности. Так, например, врач акушер-гинеколог, чтобы оценить с помощью УЗИ состояние плаценты беременной женщины, должен направить пациентку к соответствующему специалисту или пройти профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике и получить сертификат. При этом врач хочет получить компетенции только по УЗИ малого таза. Это порождает дефекты образовательной системы. Таких примеров много: эзофагогастродуоденоскопия — в практике гастроэнтеролога, бронхоскопия — в практике анестезиолога и т. д. Требуется пересмотр сложившейся системы и разработка принципиально новой системы допуска к профессиональной деятельности. Аккредитация, дающая возможность получить допуск к конкретным трудовым функциям, предусмотренным профессиональными стандартами, должна быть лишена таких недостатков.

— Но умение выполнять УЗИ пригодится не только врачам акушерам-гинекологам, но и кардиологам, и педиатрам, и даже стоматологам. Не означает ли данный подход «размывания» специальности «врач ультразвуковой диагностики»? Будет меняться номенклатура специальностей?

— Однозначно, используемая сегодня номенклатура специальностей требует пересмотра в сторону «укрупнения» специальностей. Именно поэтому мы остановились на базовых профессиональных стандартах, которые должны стать основой для перечней профессиональных компетенций «узких» специализаций и профилей. При внедрении системы аккредитации будет изменяться и система высшего медицинского образования на последипломном этапе — ординатура станет модульно-наборной. Так, например, в большинстве стран врач-уролог, торакальный хирург, кардиохирург начинают свою подготовку с общей хирургии, а потом уже специализируются. Поэтому мы пытаемся прийти к консенсусу с профессиональным сообществом в части базовых специальностей, специализации и «профилизации». Кстати, это позволит решить и проблему дополнительного заработка для ординаторов — на какие средства жить молодому доктору, который собирается учиться пять лет в ординатуре. Мы сложно решали проблему допуска студентов и ординаторов к медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала. Высшее медицинское образование не является продолжением среднего профессионального, поскольку мы формируем среднего медицинского работника как специалиста с собственными трудовыми функциями. Это не «недоучившийся врач», это — специалист, подготовленный по самостоятельному федеральному образовательному стандарту. Поэтому для допуска студентов к некоторым должностям среднего медицинского персонала им приходится осваивать дополнительные навыки. Учитывая все это, при модульной ординатуре будет предусмотрена возможность аккредитации по уже полученным знаниям и навыкам и допуск специалиста на определенные должности.

— То, о чем вы говорите, все же не оценка квалификации самой медицинской организацией. Оценка знаний — это отдельная технология, которой вряд ли владеет коллега-хирург. Как быть с этим? И кто даст оценку единственному в больнице экономисту?

— Здесь я оговорюсь, что весь персонал медицинской организации можно разделить на две части. Для медицинских работников существует особый порядок оценки уровня квалификации, и он определен законом. Главный врач не может просто так собрать заведующих отделениями, которые начнут оценивать знания медицинских работников. Данная процедура должна быть согласована со всем коллективом и закреплена в коллективном договоре. Если все согласятся, что будет дополнительная оценка, например, чтобы распределить стимулирующие выплаты, то это возможно. Но это комиссия, работающая в целях обеспечения прозрачности оплаты труда, а не в целях оценки квалификации. Лишать права на деятельность, которое предоставлено государством, медицинская организация не может. По поводу немедицинских специалистов, например бухгалтеров и экономистов. Сейчас Министерство труда РФ разрабатывает закон об оценке квалификации. Предположу, что если у организации будут достаточные возможности, то она сможет, по согласованию с работниками, создавать комиссии по оценке квалификации. Если нет — можно либо привлечь уполномоченную стороннюю организацию, либо включить в свою комиссию экспертов соответствующего уровня.

— Медицинские работники могут проходить аттестацию для присвоения квалификационной категории. Однако качество медицинской помощи должно быть надлежащим независимо от того, какой врач ее оказывает. А работодатель не обязан учитывать наличие квалификационной категории в своей системе оплаты труда. Какой смысл имеет такая аттестация, кроме того, что «так принято»?

— По моему мнению, переход на систему аккредитации со временем нивелирует ценность квалификационной категории специалиста для работодателя: чем большим количеством навыков владеет специалист, тем он более привлекателен для работодателя. Вероятно, в отдаленном будущем врач, предоставляя работодателю свой «лист аккредитации», получит персонально сформированный трудовой договор с обозначенной заработной платой, графиком работы и функционалом. В этом случае «категория» работников будет определяться широтой и качеством знаний и умений. Сегодня государственные медицинские организации платят специалисту стимулирующие выплаты за категорию. Все заинтересованы в качественной медицинской помощи. Без сомнения, получение категории, даже с учетом того, что работодатели этого не требуют, стимулирует специалиста к повышению уровня своих знаний. Мы ввели в систему аттестации на получение квалификационной категории независимые тесты, которые разрабатывают профессиональные сообщества: акушеры-гинекологи — свои, неврологи — свои, кардиологи — свои. Учитывается и стаж работы: какой бы перспективный ни был доктор, опыт есть опыт. Нужно написать отчет, проанализировать все случаи осложнений и летальных исходов, найти ошибки, которые ты сделал. Если у твоих пациентов из года в год повторяется одно и то же осложнение и ты ничего с этим не делаешь, комиссия никакой категории не даст. Сейчас это довольно жесткая система. А хорошее качество работы должно приводить к стимулирующим выплатам.

— На сегодняшний день закон сформулирован очень жестко: с 1 января 2016 г. для медицинской деятельности будет нужна аккредитация. Поскольку пока не очень понятно, как она будет проходить, многие эксперты говорят: коллеги, получайте сертификаты, успевайте, они пять лет еще будут действовать. Но  закон-то не содержит норму, что если есть сертификат, то не нужна аккредитация. Будет ли какой-то переходный период?

— Мы уже коснулись вопроса предстоящего перехода на систему аккредитации. Добавлю, что начата разработка законопроекта по внесению изменений в ст. 69 Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации, предусматривающего этапность внедрения этой системы, во избежание ее профанации или блокировки деятельности отрасли, и обеспечивающего комфортное внедрение новой системы для медицинских работников. С 2016 г. проходить процедуру аккредитации должны выпускники медицинских вузов, которые завершают обучение по федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, обучение по которым было начато в 2011–2012 учебном году (стоматологи и фармацевты). В 2017 г. к ним присоединятся выпускники вузов остальных специальностей группы «здравоохранение», лица, завершившие обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, выпускники ординатуры, а также лица, освоившие новую квалификацию, и лица, получившие новый навык в рамках своей квалификации (специальности) через профессиональную переподготовку.

В 2014 г. совместно с Национальной медицинской палатой в 12 регионах страны реализовывался пилотный проект по непрерывному профессиональному образованию, в котором принимали участие 16 образовательных и научных организаций, более 500 медицинских специалистов. Пилотный проект был ориентирован на врачей первичного звена, с максимальным использованием дистанционных интерактивных образовательных технологий. В этом году в систему регулярного самообразования уже включились более 400 врачей. И с 1 января 2016 г. планируется все дополнительное профессиональное образование врачей и средних медицинских работников перевести в систему непрерывного профессионального развития специалиста, с ежегодным накоплением определенной образовательной активности и аккредитацией один раз в пять лет. Таким образом, специалисты, у которых заканчивается срок действия сертификата с 1 января 2016 г., ближайшие пять лет будут проходить процедуру сертификации следующим образом: при окончании срока действия сертификата, после программы повышения квалификации, они в последний раз проходят процедуру сертификации и с этого момента включаются в систему непрерывного профессионального образования. Проходить обучение они будут не один раз — перед сертификацией, как это исторически сложилось, а постоянно, накапливая ежегодно образовательные кредиты. И не только на «классических» курсах повышения квалификации, но и с помощью инновационных образовательных технологий, тренингов, дистанционных программ и интерактивной самоподготовки.

Есть еще одна проблема, которую мы хотим преодолеть с помощью указанной системы. Врач участвует в  мастер-классе или тренинге (семинаре) в рамках конгрессов, съездов, форумов профессионалов, получая актуальные современные знания и навыки, но в зачет повышения его квалификации это не идет. А через пять лет, когда заканчивается действие его сертификата специалиста, он должен пройти курсы в объеме 144 часов, направленность которых иногда не соответствует его реальной профессиональной потребности. Образование должно успевать осуществлять трансферт тех технологий, которые нужны на рабочем месте. Зачем получать навык лапароскопической хирургии через пять лет, если есть оборудование и этот навык нужен именно сегодня; а если врач уже освоил этот метод, то почему не зачесть его в качестве «образовательной активности» специалиста?

Поддержание квалификации на должном уровне в течение всей профессиональной деятельности — это актуальное требование практического здравоохранения. Поэтому специалист должен будет в течение всей своей профессиональной деятельности повышать уровень квалификации, определяемый практической необходимостью на рабочем месте. Мы получили положительные отзывы врачей, использующих в процессе обучения дистанционные образовательные технологии в виде интерактивных модулей. Они позволяют быстро доносить до всего профессионального сообщества необходимую актуальную информацию, знакомить с разработанными и утвержденными клиническими протоколами.

— Я правильно понимаю, что стандартная технология — когда сначала учат, потом принимают экзамен, а сейчас планируется, что Национальный центр аккредитации будет осуществлять допуск к деятельности, тогда как собственно образование будет набираться модулями в других организациях?

— Это эталонный вариант. Но мы не можем более чем двухмиллионную армию работников здравоохранения со всей страны направлять в одно место на аккредитацию, это нереально. Как минимум, будут окружные центры. Национальный центр аккредитации будет проводить обучение экспертов и осуществлять методологическое и информационное обеспечение. Предусматриваются три вида аккредитации. Первичная аккредитация — когда мы выпускаем в отрасль молодых специалистов сразу после получения диплома о высшем образовании. В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов сегодня прорабатывается вопрос о проведении первичной аккредитации в рамках итоговой государственной аттестации выпускников на основе четко определенных критериев. Особенность в том, что решение о допуске к профессиональной деятельности (аккредитации) будет приниматься тремя экспертами, получившими специальную подготовку в Национальном центре аккредитации (или в окружных центрах). Один — представитель работодателей, второй — представитель профессионального сообщества, третий — представитель образовательной организации. Когда медицинский работник оканчивает ординатуру, приобретая узкую специальность, мы говорим о первичной специализированной аккредитации. Ее должны проводить окружные центры аккредитации, которые будут располагаться на базе организаций, оснащенных сегодня необходимым оборудованием, которое можно использовать для проведения этой процедуры. Принцип принятия решения тот же — три эксперта. Методологию определяют профильные организации ( научно-исследовательские или научно-практические центры): для урологов — урологические, для педиатров — педиатрические и т. д. И третий тип аккредитации — повторная, для специалистов, которые уже работают по специальности и один раз в пять лет проходят процедуру подтверждения права на занятие медицинской деятельностью.

— Почему нужны три вида аккредитации?

— Когда выпускник получает диплом, он должен продемонстрировать, что у него есть определенные знания и навыки: работа со стандартизированным пациентом, умение проводить опрос, основы конфликтологии, работа на симуляторах — то, чем должен владеть любой специалист. Мы планируем внедрить общеклинический экзамен, который позволит объективно оценивать знания, без возможности какого-то личностного влияния со стороны экзаменатора, а также проводить проверку достаточности знаний с использованием тестирования. Если говорить о первичной специализированной аккредитации, то здесь уже необходимо оценить узкопрофессиональные навыки и знания; принцип и средства оценки те же, но проводиться такая аттестация должна уже в окружных центрах.

А вот повторная аккредитация, на наш взгляд, должна быть принципиально иной, и инструменты проверки должны быть другими. Специалист может блестяще оперировать, иметь низкие показатели осложнений и летальности, но не суметь выполнить манипуляцию на симуляторе, если никогда на нем не работал. Важно оценить, что человек представляет собой как профессионал, а не степень владения симуляционным оборудованием. Поэтому в течение пяти лет медицинский работник формирует образовательное портфолио в системе непрерывного профессионального образования и профессиональное портфолио (отчет о практической работе). Профессиональное портфолио не просто заверяется руководителем — должно состояться его обсуждение профессиональным сообществом, чтобы коллеги подтвердили практическую компетентность специалиста. Может быть, с «разбором полетов» — мы же разбираем каждый летальный случай и случаи осложнений на клинических конференциях. Это то самое саморегулирование деятельности, та самая гарантия, что рядом работает человек, которому не страшно доверить больного. Просто сравниваются требования профессионального стандарта или критериев аккредитации с тем, что врач реально делает. Делает резекцию желудка? Делает. Есть необходимость проверять, как он это делает на симуляторе? Нет смысла учиться делать что-то на симуляторе, когда ты это блестяще делаешь в практической деятельности. А вот это не делает — значит, не делает. Но можно освоить дополнительную компетенцию и пройти конкретно по ней аккредитацию. И если врач получает дополнительную новую специальность и не имеет по ней опыта работы, то он проходит через процедуру первичной специализированной аккредитации, в т. ч. демонстрируя на симуляторе полученный навык.

Внедрение непрерывного профессионального образования и этапный переход на систему аккредитации специалиста должны изменить отношение медицинских работников к повышению квалификации, формируя мотивацию к постоянному профессиональному росту, обеспечивая высокое качество медицинской помощи в России.

Беседовал главный редактор объединенной редакции «Здравоохранение» ИД «МЦФЭР» А. В. Иванов



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×