Срочные закупки медицинских изделий, расходных материалов и комплектующих: что делать, когда лимит на прямые договоры исчерпан?

653

В процессе проведения аудита в сфере закупок проверяются, анализируются и оцениваются: своевременность расходов на закупки.

«Проведение аудита в сфере закупок», утверждено решением Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов, протокол заседания от 18.12.2014 г., п. 12.1.)

Текущие закупки на небольшую сумму (до 100 тыс. руб.) можно осуществлять у единственного поставщика с учетом ценовых ограничений, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Однако, что делать, если возникли обстоятельства, требующие незамедлительной закупки, а лимит на малые закупки до 100 тыс. руб. уже исчерпан? Для этого в законе имеется две возможности закупки без проведения конкурентных процедур:

1) закупка на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;

2) заключение дополнительного соглашения на основании подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Рассмотрим эти возможности подробнее.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Важно! Как правило, заказчики, учитывая срочность закупки, пытаются заключить договор без проведения конкурентных процедур. При этом важно понимать, что заказчик не всегда может осуществить закупку без проведения конкурентных процедур, даже если такая закупка является срочной

Все случаи закупки у единственного поставщика, в том числе ввиду срочности, предусмотрены в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Таких случаев в ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено 43 и каждый из них достаточно специфичен.

Если же говорить о срочных закупках, то из всех 43 оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) срочность упомянута только в одном случае — в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно указанной норме заказчик вправе осуществить закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Таким образом, законом установлены четкие основания, когда можно использовать п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе:

авария, под которой понимается опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде» (ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»); чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»); непреодолимая сила, которая в российском гражданском праве определяется как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 ГК РФ). К таким форс-мажорным обстоятельствам относятся, например, стихийные явления (землетрясение, наводнение и т. д.), а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т. д., также к форс-мажору относятся запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т. д. При принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по данному основанию заказчику необходимо расценивать непреодолимую силу, прежде всего с точки зрения невозможности осуществления закупок конкурентным способом при чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельствах, которые невозможно предотвратить и предвидеть; медицинская помощь в экстренной форме — это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»); медицинская помощь в неотложной форме — это медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента (ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Для принятия решения об осуществлении закупки по данному пункту заказчику необходимо учесть также следующие условия его применения:

другие способы закупки применять нецелесообразно в силу срочности осуществления закупки; закупить возможно лишь тот объем продукции, который необходим для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Важно! Кроме этого, при буквальном прочтении п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в экстренных ситуациях заказчик может приобрести товар (работу, услуг), но только при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее — Перечень)

Указанный Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р. Примечательно, что в этот Перечень вошли некоторые изделия медицинские (например, коды ОКДП 3311410, 3311430, 3311440, 3311470 и т. д.). Получается, что по букве закона приобретать некоторые медицинские изделия в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и/или наличия непреодолимой силы ( форс-мажорных обстоятельств) у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе нельзя. Вместо этого необходимо проводить запрос котировок с предварительным отбором поставщиков, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров (ст. 80-82 Закона о контрактной системе).

Ситуация неоднозначная, учитывая, что иной раз у медицинской организации нет времени проводить даже запрос котировок (пусть и с условием предварительного отбора поставщиков), например, медицинские изделия срочно потребовались ввиду пожара в больнице; непредвиденного выхода из строя ранее купленных изделий; затопления склада ввиду необычных погодных условий; поступления непредвиденного количества пациентов, пострадавших при взрыве, пожаре, ДТП и т. п., при условии, что соответствующие медицинские изделия в учреждении отсутствуют или имеются в недостаточном количестве и т. д.

Во всех этих ситуациях, не то что один день, а даже один час «закупочного простоя» может поставить пациентов под угрозу ухудшения состояния здоровья, парализовать деятельность учреждения.

По мнению автора, во всех этих случаях применение п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе ввиду срочности закупки будет являться единственно верным решение при одновременном соблюдении следующих условий:

1) возникла необходимость в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и/или ввиду непреодолимой силы ( форс-мажорных обстоятельств);

2) применение иных способов закупок (электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений), требующих затрат времени, нецелесообразно;

3) требуются конкретные медицинские изделия, которые отсутствуют на складе (акт) или имеются в недостаточном количестве;

4) у заказчика отсутствует возможность закупить эти медицинские изделия на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка малого объема);

5) закупка на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе будет осуществляться по формуле: ежедневная потребность, умноженная на количество дней, необходимых для проведения нового аукциона (запроса котировок или запроса предложений).

Соблюденные перечисленные обстоятельства должны быть подтверждены документально. Заказчику следует собрать комплект документов, отражающих цепочку событий.

О каждой своей «срочной» закупке, осуществленной на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан сообщить в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, приложив к уведомлению документы, подтверждающие срочность, и копию контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе). При приемке медицинских изделий заказчик обязан будет провести внешнюю экспертизу (ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе) и внести сведения о заключенном контракте в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе).

Важно! Закупка на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе может быть осуществлена у любого лица. Главным условием такой закупки является необходимость срочного медицинского вмешательства и/или наличие непреодолимой силы ( форс-мажорных обстоятельств), которые перечислены в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе

В целом закупки у единственного поставщика всегда носят исключительный характер. Не может быть, чтобы большое число закупок заказчика носило экстренный и срочный характер. Вместе с тем в законодательстве отсутствует какое-либо ограничение типа «заказчик может осуществить не более 20% „экстренных“ закупок». Таких ограничений нет, но это не означает, что заказчик может злоупотреблять своим правом и закупать медицинские изделия без проведения конкурентных процедур. Важно помнить, что о каждой своей «экстренной» закупке заказчик обязан сообщить в контрольный орган.

Если медицинское учреждение имело возможность провести, например, аукцион или запрос котировок на закупку медицинских изделий, но не провело конкурентную процедуру, то применение п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе может быть признано контрольным органом неправомерным. Ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Штрафуется лицо, подписавшее контракт (договор) на поставку товара, в размере 50 тыс. руб. Ответственность поставщика не предусмотрена.

Другая возможность срочной закупки медицинских изделий — заключение дополнительного соглашения к ранее заключенному контракту на основании подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно указанной норме заказчик по соглашению с поставщиком вправе изменить количество товара на стадии исполнения контракта. При этом следует помнить:

использовать данную возможность можно только в случаях, когда существует заключенный, но неисполненный контракт на поставку требуемых медицинских изделий; для заключения соответствующего дополнительного соглашения к контракту такая возможность должна быть изначально предусмотрена одновременно в документации о закупке и в самом контракте. Учитывая, что при проведении запроса котировок документация о закупке не составляется, буквальное толкование положений подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе дает основания полагать, что изменение условий контракта на ± 10% в запросе котировок неприменимо; изменение предусмотренного контрактом количества медицинских изделий возможно только в пределах ± 10%; изменение возможно либо в сторону увеличения количества поставляемых медицинских изделий, либо в сторону уменьшения такого количества; целесообразно, чтобы при изменении количества сохранялась изначальная пропорция медицинских изделий, определенная в контракте; единичные расценки на медицинские изделия, предусмотренные в контракте (договоре), не могут быть изменены в сторону увеличения; при увеличении количества медицинских изделий в пределах 10% заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально изменению количества (но не более чем на 10% такой цены контракта), а при уменьшении количества — обязан изменить цену контракта указанным образом. При этом важно помнить, что закон позволяет менять не цену контракта на ±10%, а количество предусмотренного контрактом товара. Цена меняется как следствие изменения количества предусмотренного контрактом товара. Следовательно, чтобы применить положения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, количество предусмотренного контрактом товара должно быть кратным 10. Нельзя, например, увеличить количество какого-то вида медицинского изделия с 1 до 2 шт, даже если при этом цена контракта не будет увеличена более чем на 10%; заказчик и поставщик заключают дополнительное соглашение к контракту об изменении количества медицинских изделий. Сведения о внесении изменений в контракт в течение 3 рабочих дней со дня заключения дополнительного соглашения направляются заказчиком в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе).

Например, заказчик заключил контракт (договор) на приобретение медицинского изделия в количестве 100 шт. по цене 3000 руб. Применяя подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик по согласованию с поставщиком вправе при исполнении контракта изменить количество закупаемых медицинских изделий в пределах ±10%. Таким образом, при исполнении контракта стороны вправе принять, например, решение об увеличении количества медицинских изделий на 7%. Такое решение оформляется дополнительным соглашением к контракту об изменении количества со 100 до 107 шт. При этом в указанном соглашении стороны вправе, но не обязаны ( т. к. количество изменено в сторону увеличения) изменить первоначальную цену контракта до 7%, предусмотрев, что она составляет не 3000 руб., а 3210 руб.

Отдельно хочется отметить случай, когда срочность закупки была вызвана тем, что поставщик, с которым ранее был заключен контракт, срывает поставку.

В этой ситуации закон дает право заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 9-14 ст. 95 Закона о контрактной системе, а недостающие медицинские изделия закупить путем проведения запроса предложений (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе) или запроса котировок независимо от цены контракта (п. 3 ч. 1 ст. 76 Закона о контрактной системе). Это, конечно, не совсем лучший вариант, когда речь идет о срочности закупки, но тем не менее позволит заказчику сэкономить несколько дней на проведение процедуры.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль