text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Социальные риски и направления развития ГЧП

  • 1 июля 2016
  • 112

В первую очередь в идею ГЧП заложена следующая логика: инвестирование частных денег в проект, в приобретение оборудования, и уже потом, в процессе эксплуатации, возврат инвестиций и получение дохода. Но даже заикаться не нужно о том, чтобы купленный за бюджетные деньги томограф „арендовался“ каким-нибудь ООО, приближенным к управленцам.»

В. Басаргин, губернатор Пермского края

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Инвестиционная привлекательность

Высокая заинтересованность бизнеса8 в ГЧП проявляется в значительных его предложениях по перспективам государственно-частного партнерства.

Опыт Санкт-Петербурга показывает, что инвестиционно привлекательными для бизнеса являются восстановительное лечение, родовспоможение, высокотехнологичная медицинская помощь, гемодиализ, техническое и хозяйственное обслуживание учреждений здравоохранения (аутсорсинг).

Негосударственный инвестор помимо высокой заинтересованности в развитии современных санаторно-оздоровительных комплексов проявляет повышенный интерес к особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа на отобранных для этих целей территориях (Республики Алтай, Бурятия, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край, Иркутская и Калининградская области).

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Высок интерес бизнеса к участию в создании технопарков (например, в Обнинске — объект РМЦ — биотехнологии, радиомедицина; технопарк Новосибирского Академгородка). В качестве возможных форматов ГЧП для здравоохранения бизнес предлагает: соглашения на основе сервисных контрактов, контрактов на управление, договора аренды, договора лизинга, концессионные соглашения.

С позиции бизнеса дальнейшее взаимодействие его с государством выражается в расширении непосредственного участия частных медицинских организаций в оказании бесплатной для населения медицинской помощи.

Основными формами такого участия являются:

подключение частных медицинских организаций к реализации территориальных программ ОМС; оказание бесплатной для населения помощи в рамках государственного (муниципального) заказа; ГК «Медси» представила анализ возможных вариантов привлечения инвесторов в здравоохранение (см. таблицу).

Таблица

Варианты привлечения инвесторов в здравоохранение

Форма Плюсы Минусы
Продажа ЛПУ Повышение уровня услуг и обслуживания. Снижение государственных расходов Малая цена. Потеря контроля. Сокращение медицинского персонала
Сдача в аренду Повышение уровня услуг и обслуживания. Сохранение контроля Минимальная цена. Сохранение государственных расходов
Создание совместных предприятий Повышение уровня услуг и обслуживания. Возможность привлечения дополнительных инвестиций в здравоохранение Сохранение государственных расходов
Передача в управление/ концессия Повышение уровня услуг и обслуживания. Повышение эффективности использования государственных ЛПУ Сохранение государственных расходов

В соответствии с мнением авторов, государство может реализовывать эти варианты в зависимости от профиля региона и инвестиционной привлекательности проекта. Однако при всех вариантах важно сохранение государственного заказа, независимо от вида ЛПУ9.

Указывая на неэффективность и затратность действующей системы здравоохранения, Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с инициативой осуществить эксперименты по внедрению ГЧП в здравоохранение. Среди главных предложений РСПП: передача в концессию государственных клиник, создание больничных касс, передача в управление частным управляющим компаниям федеральных целевых программ в области здравоохранения. Предложенные механизмы предусматривают освобождение от налога на прибыль инвестиций в здравоохранение и фитнес, исключение взимания НДС с платежей на оказание медицинских и сервисных услуг, платежей за используемые расходные материалы, с лизинговых платежей за медицинское оборудование, платежей за аренду площадей для оказания медицинских услуг. Инициативу РСПП поддержали страховщики.

Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики предлагает в качестве наиболее оптимальной модель государственно-частного партнерства, заключающуюся в реализации государственных инвестиций в инфраструктуру вновь создаваемых больниц и поликлиник с последующей передачей их на конкурсной основе в управление или пользование частным медицинским организациям при гарантиях государственного заказа. Управление такими ЛПУ должно находиться не только под государственным, но и под общественным контролем со стороны общероссийских профессиональных медицинских ассоциаций10. По оценке Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья, такими направлениями, в частности, могут стать: развитие информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса, создание предприятий, обеспечивающих сбор, переработку и утилизацию медицинских отходов. Что касается направлений государственной политики в области ГЧП в здравоохранении, то их структура предложена Д. В. Пивенем, доктором медицинских наук, профессором, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМАПО, и включает следующие положения11:

партнерство в практическом здравоохранении; в развитии медицинских инноваций; в медицинском образовании; в развитии медицинской промышленности, фармацевтического производства и обеспечения.

Учитывая все выше сказанное, руководителям здравоохранения необходимо определиться с наиболее безопасными направлениями использования ГЧП в здравоохранении с целью снижения возможности социальных рисков.

Реальным воплощением идеи ГЧП становится кластерная модель интеграции, предусматривающая взаимодействие органов государственной власти, систем здравоохранения, образования и науки, высокотехнологичного производства, малого и среднего бизнеса. Функционирование кластера построено на взаимовыгодном сотрудничестве в целях эффективной реализации выбранной социальной цели. Кластер не является жесткой корпоративной структурой. В общем представлении кластер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Идея кластерной концепции управления зародилась в высшем российском менеджменте в 2001—2004 гг. и начала воплощаться после 2007 г. На первых этапах она касалась формирования территориальных производственных кластеров и начала использоваться в регионах с развитым промышленным потенциалом. Согласно оценкам М. Портера, кластер — это группа географически содействующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга12.

Выделяют два основных вида кластеров:

региональные (регионально ограниченные объединения вокруг научного или промышленного центра); вертикальные (объединения внутри одного производственного процесса, например, цепочки «поставщик — производитель — сбытовик — потребитель»).

Преимущества использования кластерного подхода в социальной и экономической сферах региона обусловлены рядом факторов:

универсальностью применения кластеров: изначально они формировались специально для промышленных и наукоемких отраслей, но в последнее время их присутствие стало заметным и в социально-ориентированных секторах, включая здравоохранение; широким спектром участников: в число участников кластера входят ведущие компании и их поставщики, органы государственной власти, общественные структуры, финансовый, образовательный и научный сектора и т. д., что позволяет обеспечить комплексность и единство хозяйственного процесса, построение завершенного цикла производства; высокой эффективностью кластера за счет синергетического эффекта территориальной локализации и концентрации и, как следствие, сокращения транзакционных издержек, а также расширения доступа на рынки труда и капитала, использования современных технологий и оборудования; сохранением хозяйственной самостоятельности участников, входящих в кластер, что позволяет им вести конкурентную борьбу за клиентов или поставщиков, но вместе с тем искать точки соприкосновения с целью совместного преодоления рыночных барьеров и усиления конкурентных преимуществ; долговременной координацией взаимодействия участников в рамках производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, что обеспечивает стратегическую ориентацию деятельности кластера и реализацию долгосрочных инвестиционных проектов; ориентацией на человека: деятельность кластеров социально-ориентирована и помимо ярко выраженной коммерческой составляющей имеет и гуманистическую направленность, выражающуюся, во-первых, в создании новых рабочих мест и повышении возможностей трудоустройства выпускников учебных заведений; во-вторых, во включении в структуру кластера общественных структур и представителей населения, проживающего на территории функционирования кластера.

Главная особенность большинства действующих кластеров — их инновационная направленность и региональная принадлежность13. Таким образом, кластер, создаваемый на территории, является уникальной структурой, отражающей специфику региона (муниципалитета), включает дифференцированный состав участников, определяемый направлением его деятельности и целью организации, чаще всего формируется вокруг специализированной организации — лидера, отличающейся высокой конкурентоспособностью на внутреннем или внешнем рынках.

На федеральном уровне разработан ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.

В настоящее время пилотными площадками создания медицинских кластеров выступают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Пермский и Алтайский края, Московская, Ульяновская и Калужская области. Мин-здрав России рассматривает возможность формирования кластеров по созданию такого отечественного медицинского оборудования, как магнитно-резонансные томографы, гамма-камеры, компьютерные томографы, циклотроны, линейные ускорители, которые должны формироваться в непосредственной связи с инфраструктурой Росатома. К сожалению, практика использования кластеров в области медицинского обеспечения населения развивается, но медленными темпами.

Реализация кластерной политики в области регионального здравоохранения требует наличия определенных условий. По мнению Банина А.С.14, они состоят в следующем:

формировании конкурентного рынка медицинских услуг с усилением хозяйственной самостоятельности медицинских организаций; развитии рыночных отношений в смежных секторах — образовании, науке, страховании и пр.; появлении у субъектов системы регионального здравоохранения объективной потребности и осознанной необходимости в объединении на принципах кластерного подхода; разработке методических материалов и указаний по формированию кластеров как в общем плане, так и в сфере здравоохранения в частности.

Бесспорно, учитывая множественность форм региональных кластеров, в любом из регионов можно найти «точки инновационного роста», представляющие интерес для развития медицины и проявляющиеся в наличии соответствующих научных центров, современных производств, образовательных учреждений для объединения вокруг них сети медицинских учреждений, готовых к технологическому совершенствованию. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что в состав многих производственных высокотехнологичных кластеров учреждения регионального здравоохранения не входят.

Из проблем здравоохранения, в наибольшей степени соответствующих потребности в интегральном решении, первенство, бесспорно, принадлежит охране здоровья населения, выходящей за пределы отрасли и нуждающейся в объединении усилий различных организаций, независимо от форм собственности, отраслевой и административно-территориальной принадлежности, масштабов и видов производства, систем управления и пр., но заинтересованных в повышении уровня здоровья проживающего населения и способных вносить посильный вклад в его оздоровление.

Решение проблемы состоит в поиске стратегических организационных решений, наиболее оптимальных как с позиции сложившейся ситуации в области организации профилактической работы, так и с позиции учета имеющихся региональных возможностей и современных представлений о формировании организационных структур интеграционного типа и их преимуществах в решении комплексных (межведомственных) задач.

В соответствии с вышесказанным, идея кластерного подхода к организации профилактики в регионах обусловлена наличием серьезных проблем, вызванных разобщенностью отдельных структурных звеньев единой системы, неиспользованием возможностей регионов по обеспечению оздоровительных мероприятий межведомственного уровня, связанных как с непосредственным предоставлением оздоровительных услуг, так и оздоровлением среды обитания (особенно в области водоснабжения, продуктов питания и пр.), а также широкого использования СМИ и привлечения имеющегося производственного потенциала регионов.

Основы проводимой в РФ кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Концепции Кластерной политики в Российской Федерации (2008 г.), Методических рекомендациях по реализации Кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации (2008 г.), Требованиях к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (2007 г.).

Разработка возможной кластерной модели профилактической медицины в субъекте Российской Федерации предполагает развитие комплекса взаимодействия, направленного на создание условий и предпосылок для формирования здорового образа жизни населения на региональном, муниципальном (городском, сельском), популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

Важно! В целях обеспечения такого взаимодействия целесообразно создание сетевой структуры, профессионально осуществляющей организацию, координацию и контроль работы на всех уровнях, во главе с региональным межведомственным координационным Советом

Роль пускового механизма в формировании профилактического кластера отводится региональному центру медицинской профилактики, функциональная насыщенность которого должна претерпеть существенные изменения.

Профилактический кластер может быть представлен в виде самоорганизующейся, поддерживаемой государством, целенаправленно интегрированной группы организаций медицинского и немедицинского профиля, географически соседствующих, технологически взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга и принимающих общую идеологическую установку на управление здоровьем населения. Кластер строится на принципах высокой технологичности, наукоемкости, структурно-организационной гибкости, информативности, субъектной равноправности, доверительности, социальной справедливости.

В кластер входят организации и предприятия, отражающие и обеспечивающие все этапы и стороны процесса охраны и укрепления здоровья.

Примером использования кластерного механизма в управлении профилактикой можно считать представленный Пермским краем проект «Долина здоровья»15, который предусматривает медицинскую оценку местного целебного потенциала, создание цехов по заготовке и переработке соответствующих ресурсов, организацию производства обогащенных продуктов питания, создание торговой сети «Здоровье» на базе магазинов, кафе, аптек, клубов, салонов, профилакториев, туристических фирм, организацию питания в образовательных учреждениях, офисах, организацию сети услуг на базе салонов здоровья, санаториев, профилакториев, организацию оздоровительного туризма, экологических поселений, организацию обучения применению медицинской техники в домашних условиях, организацию праздников здоровья, создание консультационной сети «Здоровье» на базе поликлиник, школ, детских садов. Проект предусматривает активное участие школ здоровья. Отличительная особенность проекта — объединение широкого круга участников, деятельность которых подчинена единой цели — охране и укреплению здоровья населения. В Красноярском крае функционируют кластеры: «Среда жизнедеятельности», «Здоровый образ жизни»16.

Следует отметить, что в настоящее время не сформировалось единство взглядов на то, как должна строиться кластерная политика в области охраны здоровья. Общим руководством к действию на региональном уровне являются рекомендации Министерства экономического развития РФ. Результаты анализа публикаций свидетельствуют, что высокой потребности формирования кластера профилактической медицины пока нет, отсутствует понимание его структурно-содержательной наполняемости.

Разрабатываемые на региональном уровне проекты в области здравоохранения, называемые кластерными, в большинстве случаев по существу таковыми не являются.

С целью изучения развития интеграционных форм взаимодействия в интересах повышения эффективности функционирования системы первичной профилактики в ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России» был проведен опрос руководителей региональных центров медицинской профилактики. Если судить по результатам анализа публикаций и материалам экспертного опроса о распространенности процессов кластеризации в здравоохранении, то можно сделать следующие выводы. Кластеры как форма интеграции государства и бизнеса в системе здравоохранения России широкого распространения не получили. Основной причиной этому является нормативно-правовая и методическая непроработанность вопросов формирования и функционирования кластерного проекта. Большое значение имеет также низкая восприимчивость медицинских организаций к инновациям и отсутствие должной мотивации профильных учреждений, организаций, предприятий к кооперации деятельности в решении проблем здравоохранения.

Заинтересованность в использовании кластерной модели в регионах имеется, особую активность проявляют субъекты Федерации, которые уже имеют практический опыт участия в проектах по типу государственно-частного партнерства, т. е. регионы, владеющие соответствующим управленческим потенциалом.

Отвечая на вопрос о наличии в регионе каких-либо особых возможностей для профилактики и укрепления здоровья населения, эксперты в большинстве случаев ссылались на территориальные природно-климатические преимущества.

Исследование показало крайне слабое владение руководителями центров профилактики информацией о возможном использовании имеющегося лекарственного сырья, биотехнологий, уникальных авторских методик оздоровления населения, что в целом свидетельствует об отсутствии инновационного подхода к развитию профилактики.

Важно! По мнению экспертов, существенным препятствием на пути создания кластерного объединения в области профилактики является кадровый дефицит, особенно остро ощущается нехватка кадров высокой квалификации. Участники опроса отметили, что формирование кластера сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами, среди которых основной является отсутствие должной мотивации учреждений, организаций, предприятий к кооперации деятельности в решении проблем сохранения здоровья

Другими не менее важными являются проблемы долгосрочного финансирования проекта, недостаток квалифицированных кадров, в т. ч. управленческого звена. Отмечена слабая инновационность научно-исследовательской деятельности, отсутствие лидеров, заинтересованных в инновационном развитии профилактической службы, информационная разобщенность потенциальных участников кластерного проекта.

Обобщая результаты проведенного исследования по использованию ГЧП в здравоохранении, следует отметить наличие в отрасли достаточно высокой заинтересованности в развитии разнообразных форм партнерства, среди которых особое место занимают региональные кластеры. Определенные надежды на развитие ГЧП для комплексного решения наиболее острых и значимых для здравоохранения проблем связываются с усилением роли Минзрава России и региональных департаментов здравоохранения в привлечении негосударственных структур к решению проблем охраны здоровья населения, о чем можно судить на основании создания в Министерстве Координационного совета по развитию ГЧП в сфере здравоохранения и Департамента инфраструктурного и государственно-частного партнерства.

8Окончание. Начало. 2015. № 5. С. 50-56. >> вернуться в статью 9Государственно-частное партнерство и реформа здравоохранения в России: Доклад ГК «Медси» от 28.05.2008 на заседании Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по здравоохранению и медицинской промышленности. >> вернуться в статью 10Самошкин А.А.Государственно-частное партнерство в здравоохранении. anoufriev.ru (дата обращения 04.03.2015). >> вернуться в статью 11Пивень Д.В. О развитии частно-государственного партнерства в здравоохранении. Вопросы и ответы // Менеджер здравоохранения: ежемесячный научно-практический журнал. 2008. № 6. С. 8-13. >> вернуться в статью 12Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения. 1993. >> вернуться в статью 13Анисимов В.Ф. Субфедеральный уровень промышленной политики: опыт, проблемы, пути совершенствования. М.: Изд-во НОУ «ИСОМ», 2005. С. 101-102. >> вернуться в статью 14Банин А.С. О формировании кластеров в системе здравоохранения региона. Журнал: «Управление общественным и экономическими системами», 2007. № 1. >> вернуться в статью 15Уральский инвестиционный форум. «Пермский край — Долина здоровья». >> вернуться в статью 16Кластерные перспективы Красноярского края. >> вернуться в статью

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.