Социальные риски и направления развития ГЧП

112

В первую очередь в идею ГЧП заложена следующая логика: инвестирование частных денег в проект, в приобретение оборудования, и уже потом, в процессе эксплуатации, возврат инвестиций и получение дохода. Но даже заикаться не нужно о том, чтобы купленный за бюджетные деньги томограф „арендовался“ каким-нибудь ООО, приближенным к управленцам.»

В. Басаргин, губернатор Пермского края

Инвестиционная привлекательность

Высокая заинтересованность бизнеса8 в ГЧП проявляется в значительных его предложениях по перспективам государственно-частного партнерства.

Опыт Санкт-Петербурга показывает, что инвестиционно привлекательными для бизнеса являются восстановительное лечение, родовспоможение, высокотехнологичная медицинская помощь, гемодиализ, техническое и хозяйственное обслуживание учреждений здравоохранения (аутсорсинг).

Негосударственный инвестор помимо высокой заинтересованности в развитии современных санаторно-оздоровительных комплексов проявляет повышенный интерес к особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа на отобранных для этих целей территориях (Республики Алтай, Бурятия, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край, Иркутская и Калининградская области).

Высок интерес бизнеса к участию в создании технопарков (например, в Обнинске — объект РМЦ — биотехнологии, радиомедицина; технопарк Новосибирского Академгородка). В качестве возможных форматов ГЧП для здравоохранения бизнес предлагает: соглашения на основе сервисных контрактов, контрактов на управление, договора аренды, договора лизинга, концессионные соглашения.

С позиции бизнеса дальнейшее взаимодействие его с государством выражается в расширении непосредственного участия частных медицинских организаций в оказании бесплатной для населения медицинской помощи.

Основными формами такого участия являются:

подключение частных медицинских организаций к реализации территориальных программ ОМС; оказание бесплатной для населения помощи в рамках государственного (муниципального) заказа; ГК «Медси» представила анализ возможных вариантов привлечения инвесторов в здравоохранение (см. таблицу).

Таблица

Варианты привлечения инвесторов в здравоохранение

Форма Плюсы Минусы
Продажа ЛПУ Повышение уровня услуг и обслуживания. Снижение государственных расходов Малая цена. Потеря контроля. Сокращение медицинского персонала
Сдача в аренду Повышение уровня услуг и обслуживания. Сохранение контроля Минимальная цена. Сохранение государственных расходов
Создание совместных предприятий Повышение уровня услуг и обслуживания. Возможность привлечения дополнительных инвестиций в здравоохранение Сохранение государственных расходов
Передача в управление/ концессия Повышение уровня услуг и обслуживания. Повышение эффективности использования государственных ЛПУ Сохранение государственных расходов

В соответствии с мнением авторов, государство может реализовывать эти варианты в зависимости от профиля региона и инвестиционной привлекательности проекта. Однако при всех вариантах важно сохранение государственного заказа, независимо от вида ЛПУ9.

Указывая на неэффективность и затратность действующей системы здравоохранения, Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с инициативой осуществить эксперименты по внедрению ГЧП в здравоохранение. Среди главных предложений РСПП: передача в концессию государственных клиник, создание больничных касс, передача в управление частным управляющим компаниям федеральных целевых программ в области здравоохранения. Предложенные механизмы предусматривают освобождение от налога на прибыль инвестиций в здравоохранение и фитнес, исключение взимания НДС с платежей на оказание медицинских и сервисных услуг, платежей за используемые расходные материалы, с лизинговых платежей за медицинское оборудование, платежей за аренду площадей для оказания медицинских услуг. Инициативу РСПП поддержали страховщики.

Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики предлагает в качестве наиболее оптимальной модель государственно-частного партнерства, заключающуюся в реализации государственных инвестиций в инфраструктуру вновь создаваемых больниц и поликлиник с последующей передачей их на конкурсной основе в управление или пользование частным медицинским организациям при гарантиях государственного заказа. Управление такими ЛПУ должно находиться не только под государственным, но и под общественным контролем со стороны общероссийских профессиональных медицинских ассоциаций10. По оценке Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья, такими направлениями, в частности, могут стать: развитие информационных технологий обеспечения лечебно-диагностического процесса, создание предприятий, обеспечивающих сбор, переработку и утилизацию медицинских отходов. Что касается направлений государственной политики в области ГЧП в здравоохранении, то их структура предложена Д. В. Пивенем, доктором медицинских наук, профессором, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИГМАПО, и включает следующие положения11:

партнерство в практическом здравоохранении; в развитии медицинских инноваций; в медицинском образовании; в развитии медицинской промышленности, фармацевтического производства и обеспечения.

Учитывая все выше сказанное, руководителям здравоохранения необходимо определиться с наиболее безопасными направлениями использования ГЧП в здравоохранении с целью снижения возможности социальных рисков.

Реальным воплощением идеи ГЧП становится кластерная модель интеграции, предусматривающая взаимодействие органов государственной власти, систем здравоохранения, образования и науки, высокотехнологичного производства, малого и среднего бизнеса. Функционирование кластера построено на взаимовыгодном сотрудничестве в целях эффективной реализации выбранной социальной цели. Кластер не является жесткой корпоративной структурой. В общем представлении кластер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Идея кластерной концепции управления зародилась в высшем российском менеджменте в 2001—2004 гг. и начала воплощаться после 2007 г. На первых этапах она касалась формирования территориальных производственных кластеров и начала использоваться в регионах с развитым промышленным потенциалом. Согласно оценкам М. Портера, кластер — это группа географически содействующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга12.

Выделяют два основных вида кластеров:

региональные (регионально ограниченные объединения вокруг научного или промышленного центра); вертикальные (объединения внутри одного производственного процесса, например, цепочки «поставщик — производитель — сбытовик — потребитель»).

Преимущества использования кластерного подхода в социальной и экономической сферах региона обусловлены рядом факторов:

универсальностью применения кластеров: изначально они формировались специально для промышленных и наукоемких отраслей, но в последнее время их присутствие стало заметным и в социально-ориентированных секторах, включая здравоохранение; широким спектром участников: в число участников кластера входят ведущие компании и их поставщики, органы государственной власти, общественные структуры, финансовый, образовательный и научный сектора и т. д., что позволяет обеспечить комплексность и единство хозяйственного процесса, построение завершенного цикла производства; высокой эффективностью кластера за счет синергетического эффекта территориальной локализации и концентрации и, как следствие, сокращения транзакционных издержек, а также расширения доступа на рынки труда и капитала, использования современных технологий и оборудования; сохранением хозяйственной самостоятельности участников, входящих в кластер, что позволяет им вести конкурентную борьбу за клиентов или поставщиков, но вместе с тем искать точки соприкосновения с целью совместного преодоления рыночных барьеров и усиления конкурентных преимуществ; долговременной координацией взаимодействия участников в рамках производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, что обеспечивает стратегическую ориентацию деятельности кластера и реализацию долгосрочных инвестиционных проектов; ориентацией на человека: деятельность кластеров социально-ориентирована и помимо ярко выраженной коммерческой составляющей имеет и гуманистическую направленность, выражающуюся, во-первых, в создании новых рабочих мест и повышении возможностей трудоустройства выпускников учебных заведений; во-вторых, во включении в структуру кластера общественных структур и представителей населения, проживающего на территории функционирования кластера.

Главная особенность большинства действующих кластеров — их инновационная направленность и региональная принадлежность13. Таким образом, кластер, создаваемый на территории, является уникальной структурой, отражающей специфику региона (муниципалитета), включает дифференцированный состав участников, определяемый направлением его деятельности и целью организации, чаще всего формируется вокруг специализированной организации — лидера, отличающейся высокой конкурентоспособностью на внутреннем или внешнем рынках.

На федеральном уровне разработан ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.

В настоящее время пилотными площадками создания медицинских кластеров выступают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Пермский и Алтайский края, Московская, Ульяновская и Калужская области. Мин-здрав России рассматривает возможность формирования кластеров по созданию такого отечественного медицинского оборудования, как магнитно-резонансные томографы, гамма-камеры, компьютерные томографы, циклотроны, линейные ускорители, которые должны формироваться в непосредственной связи с инфраструктурой Росатома. К сожалению, практика использования кластеров в области медицинского обеспечения населения развивается, но медленными темпами.

Реализация кластерной политики в области регионального здравоохранения требует наличия определенных условий. По мнению Банина А.С.14, они состоят в следующем:

формировании конкурентного рынка медицинских услуг с усилением хозяйственной самостоятельности медицинских организаций; развитии рыночных отношений в смежных секторах — образовании, науке, страховании и пр.; появлении у субъектов системы регионального здравоохранения объективной потребности и осознанной необходимости в объединении на принципах кластерного подхода; разработке методических материалов и указаний по формированию кластеров как в общем плане, так и в сфере здравоохранения в частности.

Бесспорно, учитывая множественность форм региональных кластеров, в любом из регионов можно найти «точки инновационного роста», представляющие интерес для развития медицины и проявляющиеся в наличии соответствующих научных центров, современных производств, образовательных учреждений для объединения вокруг них сети медицинских учреждений, готовых к технологическому совершенствованию. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что в состав многих производственных высокотехнологичных кластеров учреждения регионального здравоохранения не входят.

Из проблем здравоохранения, в наибольшей степени соответствующих потребности в интегральном решении, первенство, бесспорно, принадлежит охране здоровья населения, выходящей за пределы отрасли и нуждающейся в объединении усилий различных организаций, независимо от форм собственности, отраслевой и административно-территориальной принадлежности, масштабов и видов производства, систем управления и пр., но заинтересованных в повышении уровня здоровья проживающего населения и способных вносить посильный вклад в его оздоровление.

Решение проблемы состоит в поиске стратегических организационных решений, наиболее оптимальных как с позиции сложившейся ситуации в области организации профилактической работы, так и с позиции учета имеющихся региональных возможностей и современных представлений о формировании организационных структур интеграционного типа и их преимуществах в решении комплексных (межведомственных) задач.

В соответствии с вышесказанным, идея кластерного подхода к организации профилактики в регионах обусловлена наличием серьезных проблем, вызванных разобщенностью отдельных структурных звеньев единой системы, неиспользованием возможностей регионов по обеспечению оздоровительных мероприятий межведомственного уровня, связанных как с непосредственным предоставлением оздоровительных услуг, так и оздоровлением среды обитания (особенно в области водоснабжения, продуктов питания и пр.), а также широкого использования СМИ и привлечения имеющегося производственного потенциала регионов.

Основы проводимой в РФ кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Концепции Кластерной политики в Российской Федерации (2008 г.), Методических рекомендациях по реализации Кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации (2008 г.), Требованиях к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (2007 г.).

Разработка возможной кластерной модели профилактической медицины в субъекте Российской Федерации предполагает развитие комплекса взаимодействия, направленного на создание условий и предпосылок для формирования здорового образа жизни населения на региональном, муниципальном (городском, сельском), популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

Важно! В целях обеспечения такого взаимодействия целесообразно создание сетевой структуры, профессионально осуществляющей организацию, координацию и контроль работы на всех уровнях, во главе с региональным межведомственным координационным Советом

Роль пускового механизма в формировании профилактического кластера отводится региональному центру медицинской профилактики, функциональная насыщенность которого должна претерпеть существенные изменения.

Профилактический кластер может быть представлен в виде самоорганизующейся, поддерживаемой государством, целенаправленно интегрированной группы организаций медицинского и немедицинского профиля, географически соседствующих, технологически взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга и принимающих общую идеологическую установку на управление здоровьем населения. Кластер строится на принципах высокой технологичности, наукоемкости, структурно-организационной гибкости, информативности, субъектной равноправности, доверительности, социальной справедливости.

В кластер входят организации и предприятия, отражающие и обеспечивающие все этапы и стороны процесса охраны и укрепления здоровья.

Примером использования кластерного механизма в управлении профилактикой можно считать представленный Пермским краем проект «Долина здоровья»15, который предусматривает медицинскую оценку местного целебного потенциала, создание цехов по заготовке и переработке соответствующих ресурсов, организацию производства обогащенных продуктов питания, создание торговой сети «Здоровье» на базе магазинов, кафе, аптек, клубов, салонов, профилакториев, туристических фирм, организацию питания в образовательных учреждениях, офисах, организацию сети услуг на базе салонов здоровья, санаториев, профилакториев, организацию оздоровительного туризма, экологических поселений, организацию обучения применению медицинской техники в домашних условиях, организацию праздников здоровья, создание консультационной сети «Здоровье» на базе поликлиник, школ, детских садов. Проект предусматривает активное участие школ здоровья. Отличительная особенность проекта — объединение широкого круга участников, деятельность которых подчинена единой цели — охране и укреплению здоровья населения. В Красноярском крае функционируют кластеры: «Среда жизнедеятельности», «Здоровый образ жизни»16.

Следует отметить, что в настоящее время не сформировалось единство взглядов на то, как должна строиться кластерная политика в области охраны здоровья. Общим руководством к действию на региональном уровне являются рекомендации Министерства экономического развития РФ. Результаты анализа публикаций свидетельствуют, что высокой потребности формирования кластера профилактической медицины пока нет, отсутствует понимание его структурно-содержательной наполняемости.

Разрабатываемые на региональном уровне проекты в области здравоохранения, называемые кластерными, в большинстве случаев по существу таковыми не являются.

С целью изучения развития интеграционных форм взаимодействия в интересах повышения эффективности функционирования системы первичной профилактики в ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России» был проведен опрос руководителей региональных центров медицинской профилактики. Если судить по результатам анализа публикаций и материалам экспертного опроса о распространенности процессов кластеризации в здравоохранении, то можно сделать следующие выводы. Кластеры как форма интеграции государства и бизнеса в системе здравоохранения России широкого распространения не получили. Основной причиной этому является нормативно-правовая и методическая непроработанность вопросов формирования и функционирования кластерного проекта. Большое значение имеет также низкая восприимчивость медицинских организаций к инновациям и отсутствие должной мотивации профильных учреждений, организаций, предприятий к кооперации деятельности в решении проблем здравоохранения.

Заинтересованность в использовании кластерной модели в регионах имеется, особую активность проявляют субъекты Федерации, которые уже имеют практический опыт участия в проектах по типу государственно-частного партнерства, т. е. регионы, владеющие соответствующим управленческим потенциалом.

Отвечая на вопрос о наличии в регионе каких-либо особых возможностей для профилактики и укрепления здоровья населения, эксперты в большинстве случаев ссылались на территориальные природно-климатические преимущества.

Исследование показало крайне слабое владение руководителями центров профилактики информацией о возможном использовании имеющегося лекарственного сырья, биотехнологий, уникальных авторских методик оздоровления населения, что в целом свидетельствует об отсутствии инновационного подхода к развитию профилактики.

Важно! По мнению экспертов, существенным препятствием на пути создания кластерного объединения в области профилактики является кадровый дефицит, особенно остро ощущается нехватка кадров высокой квалификации. Участники опроса отметили, что формирование кластера сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами, среди которых основной является отсутствие должной мотивации учреждений, организаций, предприятий к кооперации деятельности в решении проблем сохранения здоровья

Другими не менее важными являются проблемы долгосрочного финансирования проекта, недостаток квалифицированных кадров, в т. ч. управленческого звена. Отмечена слабая инновационность научно-исследовательской деятельности, отсутствие лидеров, заинтересованных в инновационном развитии профилактической службы, информационная разобщенность потенциальных участников кластерного проекта.

Обобщая результаты проведенного исследования по использованию ГЧП в здравоохранении, следует отметить наличие в отрасли достаточно высокой заинтересованности в развитии разнообразных форм партнерства, среди которых особое место занимают региональные кластеры. Определенные надежды на развитие ГЧП для комплексного решения наиболее острых и значимых для здравоохранения проблем связываются с усилением роли Минзрава России и региональных департаментов здравоохранения в привлечении негосударственных структур к решению проблем охраны здоровья населения, о чем можно судить на основании создания в Министерстве Координационного совета по развитию ГЧП в сфере здравоохранения и Департамента инфраструктурного и государственно-частного партнерства.

8Окончание. Начало. 2015. № 5. С. 50-56. >> вернуться в статью 9Государственно-частное партнерство и реформа здравоохранения в России: Доклад ГК «Медси» от 28.05.2008 на заседании Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по здравоохранению и медицинской промышленности. >> вернуться в статью 10Самошкин А.А.Государственно-частное партнерство в здравоохранении. anoufriev.ru (дата обращения 04.03.2015). >> вернуться в статью 11Пивень Д.В. О развитии частно-государственного партнерства в здравоохранении. Вопросы и ответы // Менеджер здравоохранения: ежемесячный научно-практический журнал. 2008. № 6. С. 8-13. >> вернуться в статью 12Портер М. Международная конкуренция. М., Международные отношения. 1993. >> вернуться в статью 13Анисимов В.Ф. Субфедеральный уровень промышленной политики: опыт, проблемы, пути совершенствования. М.: Изд-во НОУ «ИСОМ», 2005. С. 101-102. >> вернуться в статью 14Банин А.С. О формировании кластеров в системе здравоохранения региона. Журнал: «Управление общественным и экономическими системами», 2007. № 1. >> вернуться в статью 15Уральский инвестиционный форум. «Пермский край — Долина здоровья». >> вернуться в статью 16Кластерные перспективы Красноярского края. >> вернуться в статью



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×