text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

ЕМИАС – инструмент эффективного управления медицинскими учреждениями

  • 1 июля 2016
  • 673

«Помимо удобства для пациентов, система позволяет постоянно контролировать ситуацию с обеспечением медицинской помощью населения города Москвы в амбулаторно-поликлиническом звене и принимать управленческие решения. Такой „сказки“ нет даже в Америке.»

Л. М. Рошаль, президент Национальной медицинской палаты

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Проект Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) был разработан Департаментом информационных технологий г. Москвы и в настоящее время поэтапно реализуется в рамках программы «Информационный город», на основании постановления Правительства г. Москвы от 07.04.2011 № 114-ПП «О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы».

По состоянию на 2009 г. в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического звена было компьютеризировано не более 5% рабочих мест. В 2011 г. насчитывалось всего 42 тыс. компьютеров, из которых 38 тыс. эксплуатировались более 5 лет. Наблюдался абсолютный дисбаланс между уровнем технического оснащения стационарного и амбулаторно-поликлинического звеньев, 85% средств вычислительной техники и информационных технологий приходилось на стационары. В амбулаторно-поликлиническом звене в течение 25 лет, за исключением 3-4 поликлиник, компьютеризация не проводилась.

Проект ЕМИАС стартовал в декабре 2011 г., и как любому глобальному проекту, этому предшествовала огромная подготовительная работа.

Начата эта работа была с систематизации и усовершенствования нормативной базы здравоохранения.

Затем последовала разработка программного обеспечения, подобраны и обучены консультанты, закуплено и установлено оборудование — инфоматы, компьютерная и оргтехника.

К разработке ЕМИАС были подключены британские и австралийские специалисты-разработчики и методологи стандартов медицинской информатики. Опыт стран-предшественниц помог предотвратить возможные проблемы, использовать лучшие мировые практики и единые стандарты работы с электронными медицинскими записями.

В предыдущие годы информатизация здравоохранения носила локальный характер — проекты реализовывались в конкретной поликлинике. Между собой учреждения не взаимодействовали. Мэром Москвы С. С. Собяниным было принято решение о единой информатизации во всем амбулаторно-поликлиническом звене.

Сегодня без информатизации поликлиник невозможно обеспечить преемственность оказания медицинской помощи на протяжении всей жизни человека, учитывая его перемещения и обращение в разные медицинские учреждения.

В 2012—2013 гг. московские поликлиники на 100% были обеспечены средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием. Потребовалось почти полностью обновить устаревшую инфраструктурную базу.

На момент внедрения проекта ни одна столичная поликлиника не была готова принять технику и начать работу на новом оборудовании и в новой системе: не было физической возможности обеспечить доступ к высокоскоростному интернету. При внедрении проекта ЕМИАС появилась возможность установить компьютерную технику со скоростным выходом в глобальную сеть каждому врачу.

На сегодняшний день в Москве 624 медицинских учреждения подключены к защищенным каналам передачи данных, формирующим единое информационное пространство системы здравоохранения. В поликлиниках установлено без малого полторы тысячи инфоматов для самозаписи.

По состоянию на июль 2014 г. услугой электронной записи на прием к врачу хотя бы однажды воспользовались свыше 6 млн москвичей. В общей сложности горожане записывались в учреждения здравоохранения 66 млн раз. При этом через интернет обратилось около 3, 7 млн пациентов, а через инфомат — более 24 млн.

Основные направления развития ЕМИАС:

«развернуть» систему здравоохранения в сторону пациента (как больного, так и здорового); поэтапно исключить из практики врача рутинные административные процессы; повысить информационную вооруженность врача; «перевести фокус» врача с документа на пациента.

Ведение документации на бумаге

В настоящий момент не подготовлена нормативно-правовая база, разрешающая полностью перейти на электронный документооборот, не дублируя документацию на бумаге.

По прогнозам Минздрава России, к 2020 г. переход на электронный документооборот должен быть полностью завершен. Это сделает систему здравоохранения более понятной и прозрачной как для пациентов, так и для врачей, и, в том числе позволит следить за тем, куда и как тратятся деньги.

За последние 20 лет объем отчетности, заполняемой медицинскими работниками, вырос примерно в четыре раза. Учетные и отчетные формы перегружены невостребованной информацией.

Медицинский персонал работает с 340 бумажными документами, журналами, справками и формами. За время приема пациента врач должен заполнить порядка 18 бумаг. Из 68 документов, которые врачу нужно заполнять ежедневно, 27 потеряли свою актуальность, многим из них 30-40, а иногда и 50 лет.

Сервисы ЕМИАС создают предпосылки для их замены на более удобные аналоги, соответствующие требованиям электронного документооборота. В ближайшее время в электронный вид будет переведено 30 документов. «Врач должен не писать, а лечить», — проводя это убеждение в жизнь, врачи и программисты решили общими усилиями свести к минимуму околомедицинскую бумажную волокиту.

В электронный вид можно будет перевести рецепты для льготников на обычные, ненаркотические препараты. Таких рецептов сейчас печатается 12, 5 млн штук, а талонов посещения врача более 100 млн штук в год.

Введение электронного рецепта позволит сэкономить до 30% времени врача, так как рецепт будет находиться в компьютерной базе и после истечения срока его действия пациент сможет получить повторный без обращения к врачу. Специалисты подсчитали: на то, чтобы вручную заполнить бланк льготного рецепта, доктору необходимо три минуты, а в электронном виде документ оформляется всего за 30 секунд.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Электронная медицинская карта

ЕМИАС стремительно развивается и предлагает новые возможности мирового уровня, например, электронную медицинскую карту (ЭМК), которая объединяет всю информацию о пациенте: витальные данные, результаты анализов, УЗИ и другие пройденные исследования, диагнозы, содержит информацию о лекарственных препаратах, назначенных врачом. Электронная медицинская карта обеспечивает скорость получения информации, стандартизацию работы врачебного персонала, автоматизацию контроля соблюдения медицинских стандартов.

На каждого пациента будет заведена своя ЭМК, в которую будут вливаться множество медицинских документов: история приемов, диагнозов, назначений и анализов, вне зависимости от того, где они делались. К этой карте по умолчанию будут иметь доступ специалисты поликлиники, к которой прикреплен пациент, врачи скорой помощи. Это поможет снизить риск несовместимости препаратов и врачебных ошибок.

ЕМИАС позволит сделать простым и удобным процесс планирования повторного визита пациента, выдачи рецептов и направлений к другим специалистам, на анализы, исследования.

ЕМИАС для пациентов

Пациент сегодня может, минуя регистратуру, самостоятельно записаться к врачу, даже не выходя из дома, пользуясь сервисами дистанционной записи: cайтом и мобильными приложениями. Обладая доступом к информации о расписании и свободных часах специалистов, пациенты сами выбирают время визита к врачу.

Уже сейчас можно подвести итоги: за последние 2 года среднее время ожидания врачей первичного звена в поликлиниках Москвы уменьшилось в 2, 5 раза: с 15 дней ожидания приема терапевта до 3-4 дней, а в целом по городу к узким специалистам — до 4-5 дней.

В будущем с помощью ЕМИАС у пациентов появится возможность обратной связи: они будут оценивать работу врачей в инфоматах. А из этих данных впоследствии сложится статистика и сводный рейтинг поликлиник.

>

ЕМИАС для врачей

С помощью ЕМИАС врачи избавились от избыточного документооборота, бумажной рутины и заполнения документов от руки, тем самым освободив дополнительное время на непосредственный прием пациентов. Кроме того, теперь врачи могут точно определить свою занятость на ближайшие дни и правильно распланировать свое время.

Сегодня в поликлиниках в системе ЕМИАС работает около 17-18 тыс. врачей ежедневно. В сутки совершается 1 млн транзакций (записи к врачам, фиксация фактов оказания медпомощи, и т. д.).

ЕМИАС для главных врачей и заведующих отделениями

Сегодня ЕМИАС на 100% поддерживает трехуровневую модель организации первичной медико-санитарной помощи. Система управления потоками пациентов (СУПП), позволяет главврачам амбулаторно-поликлинических центров (АПЦ) оптимизировать маршрутизацию потоков пациентов, переводя их с загруженных участков в менее загруженные поликлиники центра.

С помощью ЕМИАС заведующие отделениями могут формировать единое расписание с учетом потребностей АПЦ и каждого филиала, управлять доступностью ресурсов, отслеживать потоки пациентов, обеспечивать балансировку нагрузки между филиалами и ресурсами.

За счет организации приемов пациентов в любых учреждениях АПЦ повышается доступность медицинской помощи

СУПП позволяет адекватно оценить спрос на медицинское обслуживание: теперь известно, сколько именно пациентов хотят записаться на прием и к каким специалистам. Появляется возможность получать максимально подробную информацию, быстро принимать решения, упрощается управление АПЦ (главный врач видит «движение» пациентов практически в онлайн-режиме). ЕМИАС дает информацию о загруженности медучреждений, востребованности специалистов, а эффективность мониторинга состояния пациентов растет за счет унификации методов сбора, систематизации, хранения и анализа информации.

Для обеспечения максимальной безопасности данных в ЕМИАС используется двухфакторная система аутентификации пользователей. Таким образом система может определить, какой специалист работает и какие данные ему нужны.

ЕМИАС для департамента здравоохранения и правительства г. Москвы

ЕМИАС внедрен практически во все государственные медицинские учреждения г. Москвы. По мере своего распространения программа обновляет систему здравоохранения и трансформируется сама, ставя перед собой новые задачи.

С внедрением ЕМИАС департаменту здравоохранения Москвы удобно анализировать все, что происходит с потоками пациентов в любом АПЦ. Однако информационные технологии нужны не только для того, чтобы в очередной раз собрать от медицинских учреждений какую-то дополнительную информацию, дублировать и кому-то представить. Они нужны для оптимального взаимодействия всех трех сторон: пациента, врача и органов управления здравоохранением, задача которых обеспечить адекватные показатели доступности качественной медицинской помощи.

Ежедневно получая и обрабатывая новую информацию, система доносит до представителей органов управления здравоохранением реальные цифры: какое конкретно медицинское госучреждение в чем нуждается, будь то врач редкой специальности, принтер или финансирование.

Заключение

Нельзя утверждать, что информатизация здравоохранения шла гладко. Сказывались и недостаток методологии, и реформирование отрасли одновременно с внедрением ИТ, и нестабильность системы, которая строилась «на ходу», и необходимость сращивать программные продукты разных разработчиков, но уже сейчас можно утверждать, что Москва — один из немногих субъектов Российской Федерации, который не подменил информатизацию здравоохранения созданием учетной системы.

Забота о здоровье — это большая гражданская и профессиональная ответственность и ЕМИАС делает все, чтобы ответственность эта могла опереться на сильную и реально работающую, отлаженную систему. В целом же информатизация здравоохранения позволит сделать систему прозрачнее, работу врачей удобнее, а сервисы для пациентов — доступнее.

Список литературы

1. Интернет-ресурс. ria-ami.ru

2. Лазарева И.И. Где находится ЕМИАС. Московский вестник. № 30. 2014.

3. Интернет-ресурс. medioffice.ru

4. Макаров В.В. Информатизация здравоохранения — все еще впереди. Технологии и средства связи. № 6. 2012.

5. Макаров В.В., Шеян И. Операция ЕМИАС. Директор информационной службы. № 06. 2014.

6. Белостоцкий А.В., Винокуров В.Г., Алленов А.М., Дьячкова А.С., Аникин Г.С., Стрелкова С.Н., Кадышев В.В. Информатизация московского здравоохранения. Академический журнал Западной Сибири. № 5 (48), Т. 9. 2013.

7. Интернет-ресурс. osp.ru

8. Макаров В.В. В новый год с новыми целями. ЕМИАСинфо. № 3. 2013.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.