Предупреждение нарушений законодательства при строительстве перинатальных центров

132

«В тех субъектах Федерации, в которых есть перинатальные центры, показатели младенческой и материнской смертности ощутимо снизились.»

Д. А. Медведев, председатель Правительства России

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2007 № 1734-р в период 2008—2012 гг. осуществлялось финансирование проектирования, строительства и оснащения двух федеральных перинатальных центров1, а также софинансирование из федерального бюджета строительства и оснащения 19 региональных и оснащения трех перинатальных центров в 22 регионах.

Министерством здравоохранения Российской Федерации отмечается эффективность работы перинатальных центров. В регионах, где есть перинатальные центры, показатель младенческой смертности на 4, 9% ниже среднероссийского и на 9, 4% ниже аналогичного показателя в субъектах РФ, в которых такие центры отсутствуют. Кроме того, материнская смертность в регионах, имеющих перинатальные центры, на 9-16% ниже среднероссийского показателя и на 18-30% ниже, чем в субъектах РФ, где центров нет.

Введение в эксплуатацию вновь построенных перинатальных центров позволило:

своевременно направлять беременных женщин с различной патологией под наблюдение квалифицированных специалистов перинатальных центров, для оказания необходимой медицинской помощи; создать условия для неотложной помощи новорожденным с низкой и экстремально низкой массой тела; снизить количество перинатальных потерь при осложненных родах за счет наличия отделений реанимации, оснащенных всем необходимым оборудованием.

Программа развития перинатальных центров

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 № 2302-р «Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации»2, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17.03.2013 № Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 г., предусматривается строительство в течение 2013—2016 гг. 32 региональных перинатальных центров в 30 наиболее остро нуждающихся субъектах РФ3.

Важно! Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации предусматривает создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям, снижение материнской, младенческой и детской смертности, а также мероприятия, направленные на подготовку медицинских специалистов для работы в перинатальных центрах, совершенствование территориальной модели оказания акушерской и неонатологической помощи, повышение эффективности перинатальной помощи

Участниками Программы являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и органы государственной власти субъектов РФ (в сфере охраны здоровья граждан, строительства). Кроме того, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 04.03.2014 № 46-рп Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» уполномочена осуществлять функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных перинатальных центров, а также по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию этих центров в 14 регионах (республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия и Саха (Якутия); Архангельской, Брянской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Тамбовской и Ульяновской областях).

Функционирование с 2017 г. дополнительно построенных 32 региональных перинатальных центров позволит реализовать демографическую политику государства:

показатель материнской смертности в 2016 г. составит не более 15, 9 на 100 тыс. детей, родившихся живыми, в 2018 г. — не более 15, 7 на 100 тыс. детей, родившихся живыми; показатель младенческой смертности снизится до 7, 8 на 1000 детей, родившихся живыми в 2016 г. и до 7, 5 на 1000 детей, родившихся живыми в 2018 г.; показатель ранней неонатальной смертности снизится до 3, 2 на 1000 детей, родившихся живыми в 2016 г., и до 2, 9 на 1000 детей, родившихся живыми в 2018 г.; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами возрастет до 60% в 2016 г. и до 70% в 2018 г.; выживаемость в акушерском стационаре детей, имеющих при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, возрастет до 74, 5% в 2016 г. и до 75, 5% в 2018 г.

Реализация Программы осуществляется в период 2013—2016 гг. в три этапа:

I этап (ноябрь 2013 г. — июль 2014 г.) — организационный (разработка технического задания, проектной документации, выбор подрядчика, разработка программы подготовки и переподготовки медицинского персонала); II этап (август 2014 г. — май 2016 г.) — строительство перинатальных центров, реализация программы подготовки и переподготовки медицинских кадров; III этап (июнь — декабрь 2016 г.) — ввод в эксплуатацию перинатальных центров и получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в перинатальных центрах.

Данная программа, для субъектов РФ, участвующих в ее реализации, является продолжением начавшейся в 2011 г. региональной программы модернизации здравоохранения, в рамках которой до 2014 г. осуществлялись мероприятия по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. На эти цели было направлено 343, 9 млрд руб., из них субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 280, 9 млрд руб.

Мероприятия по укреплению материально-технической базы предусматривали завершение строительства ранее начатых отраслевых объектов, капитальный и текущий ремонты, а также оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием. К 2014 г. завершено строительство 101 учреждения здравоохранения в 32 субъектах РФ, в числе которых 4 региональных онкологических диспансера, 11 областных клинических больниц, в том числе 6 детских и 2 инфекционных, 29 центральных районных больниц, а также 2 региональных перинатальных центра в Иркутской и Тюменской областях. Ремонтные работы завершены почти в 4 тыс. медицинских организациях; закуплено и введено в эксплуатацию более 389 тыс. единиц оборудования, включая 700 магнитно-резонансных и компьютерных томографов, 6500 единиц рентгеновского и ангиографического оборудования в 5700 медицинских организациях.

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, на основании ч. 13 и 14 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлялись контрольные мероприятия, направленные на выявление нарушений при реализации программ модернизации в целях их своевременного и качественного завершения к 2014 г. и обеспечения целевого и эффективного использования средств всех источников (региональный, местный бюджеты, субсидии ФОМС). В 2011—2013 гг. Федеральным ФОМС проверки проведены во всех регионах, при этом в некоторых субъектах РФ повторно.

Читайте бесплатно в системе «Экономика ЛПУ»:

Результаты контрольных мероприятий

Результаты контрольных мероприятий выявили следующие группы наиболее типичных и распространенных нарушений законодательства Российской Федерации при реализации мер укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения:

I группа — нарушения законодательства о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд: отсутствие конкурсных процедур на проведение работ (оказание услуг), несоблюдение порядка обоснования начальной (максимальной) цены контрактов, изменение существенных условий контрактов в части сроков и стоимости работ; II группа — нарушения гражданского законодательства: неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательства по контрактам (как по качеству предмета контракта, так и по срокам выполнения контракта), отсутствие или ведение заказчиком не в полном объеме претензионной работы в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств исполнителем контракта; III группа — нарушения законодательства об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в части недостаточной или ненадлежащим образом реализации органами государственной власти субъектов РФ полномочий субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан: неэффективное использование и неиспользование медицинского оборудования в связи с неподготовленными в сроки, необходимые для монтажа медицинского оборудования и проведения пуско-наладочных работ помещениями, отсутствием специалистов для работы на данном оборудовании; IV группа — нарушения бюджетного законодательства: завышение стоимости выполненных работ, осуществление расходов, превышающих сметную стоимость работ, осуществление окончательного расчета по контракту при фактически невыполненных работах или выполненных не в полном объеме, а также нецелевое использование средств.

Выявленные Федеральным ФОМС нарушения и недостатки реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ корреспондируются с результатами контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной антимонопольной службой и органами прокурорского надзора. Проведенные этими органами проверки, в том числе и объектов, не относящихся к системе здравоохранения, подтверждают распространенность вышеуказанных нарушений. Следует подчеркнуть, что это не означает их неизбежность, системность и «узаконенность». Напротив, при выявлении таких нарушений наступают соответствующие меры административной и иной ответственности. Однако, поскольку это именно те нарушения, которые имеют высокий уровень распространения, меры по их недопущению должны приниматься в первую очередь. Как известно, предупрежден — значит вооружен.

В рамках контрольных мероприятий, направленных на оценку эффективности реализации мероприятий по строительству объектов различных сфер производства, в т. ч. федеральных центров специализированной медицинской помощи, за период 2013—2014 гг. выявлен ряд нарушений и недостатков.

Одним из наиболее часто выявляемых недостатков является ненадлежащее оформление документации:

наличие технических ошибок в документах, определяющих характеристики объекта капитального строительства (кадастровые номера и площади выделенных для строительства земельных участков, площади застройки, озеленения, строительный объем, структура объекта и др.), несоответствие сведений, содержащихся в различных документах (пояснительная записка (раздел 1) проектной документации, заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство, контракты, журнал работ и акты их приемки), отсутствие в договорах подряда (субподряда) сроков выполнения сторонами принятых обязательств, в актах приемки работ — дат подписания указанных актов, сведений об объемах неоплачиваемых работ в связи с их незавершением, доработкой, не оформление застройщиком обоснований для расторжения контракта по соглашению сторон до выполнения работ в полном объеме.

Важно! Указанные недостатки обусловливают возникновение трудностей при отстаивании интересов в судах, а кроме того, могут привести к затягиванию сроков строительства

Особое внимание в период контрольных мероприятий уделяется вопросам внесения изменений в проектную документацию во время строительства, в т. ч., не требующих проведения повторной государственной экспертизы проектов (при модификации проектной документации, получившей ранее положительное заключение государственной экспертизы, если такая модификация не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства), что может свидетельствовать о некачественном проектировании и, как следствие, о неэффективном использовании бюджетных средств.

Вопросы выделения земельных участков под строительство объектов также являются предметом проводимых проверок: анализ выбора земельных участков, проведение заказчиком оценки эффективности указанного выбора, в т. ч. в части зависимости планируемого строительства от развития инженерной и транспортной доступности территории, соответствие площади земельного участка сведениям, отраженным в проектной документации и в положительном заключении на нее государственной экспертизы, наличие правоустанавливающих документов на земельные участки, анализ юридической завершенности процесса оформления участков (наличие правоудостоверяющих документов, в т. ч. регистрации долгосрочных договоров аренды, внесение соответствующих изменений в кадастровые паспорта земельных участков, их своевременная передача застройщику для осуществления строительно-монтажных работ и др.).

В рамках контрольных мероприятий проводится оценка эффективности контроля и надзора за ходом строительства объектов. В соответствии с ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.

В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Затраты на осуществление строительного контроля включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства, что установлено п. 31 раздела I постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Незаконная передача застройщиком своих функций подрядчику (организация взаимодействия, оптимизация строительства, консультирование по вопросам соответствия работ нормативам, освидетельствование оборудования и материалов, оценка качества технологических процессов и работ и др.), отсутствие или ненадлежащий контроль со стороны заказчика, особенно при участии в строительстве значительного числа субподрядных организаций, отсутствие документов, необходимых для своевременного и качественного контроля выполнения работ у застройщика, а также отсутствие расчетов на осуществление строительного контроля в сметной документации (в рамках непредвиденных расходов и затрат) являются типичными нарушениями, выявляемыми в ходе строительства объектов различных сфер.

Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ч. 3 и ч. 4 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством объектов капитального строительства, если при их строительстве предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. В рамках строительного надзора характерными видами нарушений, оформленных соответствующими предписаниями, являлось наличие исправлений в журналах входного контроля применяемых материалов, отсутствие документов, подтверждающих качество материалов и изделий (сертификаты и прочее) в актах освидетельствования скрытых работ, отступления от технологии производства работ.

Важно! Отдельной группой выявляемых нарушений является несоблюдение законодательства о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд: отсутствие обоснования начальной (максимальной) цены контракта на проектирование, строительство, поставку технологического и медицинского оборудования, несоответствие размера авансирования работ действующему законодательству в сфере размещения заказа для государственных нужд и (или) условиям заключенного контракта

Контрольно-надзорными органами отмечается ряд финансовых нарушений (отсутствие средств в бюджетах субъектов РФ, пересчета сметной стоимости объекта капитального строительства в текущие цены, оплата работ без их приемки), а также нарушения ведения бухгалтерского учета (установление на баланс учреждения (организации) оборудования, зданий, не принятых по актам приемки, отсутствие отражения в бухгалтерском учете отдельных видов расходов и др.).

Важно! Несвоевременное ресурсное обеспечение построенного объекта, в т. ч. в связи с ненадлежащим взаимодействием органов государственной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления, (отсутствие транспортной доступности, неподготовленные инженерные коммуникации, отсутствие кадров, простой оборудования) наряду с вышеперечисленными нарушениями, приводят к затягиванию сроков строительства объектов, некачественному выполнению строительно-монтажных работ и неэффективному использованию бюджетных средств

Федеральным ФОМС в рамках проверок хода реализации мероприятий Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации рассмотренным в настоящей статье «узким местам» будет уделяться особое внимание.


1На основе результатов контрольно-надзорных мероприятий при реализации государственных программ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту инфраструктурных объектов. >> вернуться в статью 2В ред. распоряжения Правительства РФ от 18.10.2014 № 2077-р. >> вернуться в статью 3Список субъектов приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 № 2302-р «Об утверждении Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации». >> вернуться в статью



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль