Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год*

28
По материалам доклада итоговой Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об итогах работы Министерства в 2014 году и задачах на 2015 год», размещенного на сайте http://www.rosminzdrav.ru.

Демографические показатели и показатели заболеваемости в Российской Федерации

На 1 января 2015 г. численность населения Российской Федерации составила 146, 3 млн чел. За январь — декабрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. коэффициент рождаемости вырос на 0, 8% и составил 13, 3 на 1 тыс. населения (за аналогичный период 2013 г. — 13, 2). В январе — декабре 2014 г. родилось 1947, 3 тыс. детей, что на 17, 6 тыс. детей больше, чем за аналогичный период 2013 г. (1929, 7 тыс. детей). В январе — декабре 2014 г. умерло 1913, 6 тыс. чел., что на 0, 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (1910, 6 тыс. чел.). Общий коэффициент смертности за январь — декабрь 2014 г. не изменился по сравнению с соответствующим периодом 2013 г. и составил 13, 1 на 1 тыс. населения.

Естественный прирост в январе — декабре 2014 г. составил 33, 7 тыс. чел., за аналогичный период 2013 г. — 19, 1 тыс. чел. Ожидаемая продолжительность жизни составила в 2014 г. 70, 97 года и по сравнению с 2013 г. выросла на 0, 2 года (в 2013 г. — 70, 76 года), у мужчин выросла на 0, 3 года и составила — 65, 41 года (в 2013 г. — 65, 13 года), у женщин — выросла на 0, 2 года — 76, 53 года (в 2013 г. — 76, 30 года).

В структуре причин смерти за январь — декабрь 2014 г. первое место, по-прежнему, занимают болезни системы кровообращения — 49, 9%, или 653, 7 на 100 тыс. населения (снижение на 6, 6%). На втором месте находятся новообразования — 15, 3%, или 201, 1 на 100 тыс. населения (снижение на 0, 2%). На третьем — внешние причины — 9, 1%, или 118, 8 на 100 тыс. населения (снижение на 0, 6%), в т. ч.дорожно-транспортные происшествия — 14, 0 на 100 тыс. населения (показатель не изменился).

Смертность от туберкулеза снизилась на 11, 7% и составила за январь — декабрь 2014 г. 9, 8 на 100 тыс. населения.

Показатель младенческой смертности за январь — декабрь 2014 г. снизился на 9, 8% и составил 7, 4 на 1 тыс. родившихся живыми, за аналогичный период 2013 г. — 8, 2. За данный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число детей, умерших в возрасте до 1 года, снизилось на 8, 6% (или на 1353 ребенка) и составило 14 366 детей (в январе — декабре 2013 г. — 15 719 детей).

Стабилизация показателя смертности населения в целом обусловлена снижением смертности по всем основным причинам смерти

Стабилизация показателя смертности населения в целом обусловлена снижением смертности по всем основным причинам смерти (болезни органов кровообращения, новообразования, внешние причины смерти).

Общая заболеваемость населения Российской Федерации. Общая заболеваемость населения Российской Федерации в 2014 г. по сравнению с 2013 г. практически не изменилась и составила 160 863, 2 на 100 тыс. населения (в 2013 г. — 161 241, 5, снижение — на 0, 2%). Структура общей заболеваемости населения не изменилась. На первом месте находятся болезни органов дыхания, удельный вес которых составил 23, 8%, на втором месте — болезни системы кровообращения (14, 5%), на третьем месте — болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8, 4%).

Первичная заболеваемость населения Российской Федерации. Заболеваемость населения с диагнозом, установленным впервые, составила в 2014 г. 78 710, 1 на 100 тыс. населения, что ниже уровня 2013 г. на 1, 6% (80 030, 3 на 100 тыс. населения). В структуре заболеваемости населения с диагнозом, установленным впервые, на первом месте остаются болезни органов дыхания, удельный вес которых составил 42, 4%. Второе место занимают травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин, доля которых составила — 11, 5%. На третьем месте — болезни моче- половой системы — 6, 2%.

Заболеваемость отдельными нозологическими формами. Болезни системы кровообращения занимают в Российской Федерации второе место в структуре общей заболеваемости населения (14, 5%) и первое место в структуре смертности (49, 9%). Уровень общей заболеваемости населения болезнями системы кровообращения в 2014 г. составил 23 275, 0 на 100 тыс. населения, что на 1, 6% выше, чем в 2013 г. (22 916, 1 на 100 тыс. населения).

Уровень заболеваемости болезнями системы кровообращения с диагнозом, установленным впервые, в 2014 г. составил 2878, 3 на 100 тыс. населения и по сравнению с 2013 г. снизился на 3, 7% (2989, 1 на 100 тыс. населения).

Новообразования занимают в Российской Федерации 13-е место в структуре общей и первичной заболеваемости. Показатель общей заболеваемости населения новообразованиями в 2014 г. равен 4430, 5 на 100 тыс. населения, что по сравнению с 2013 г. выше на 1, 8% (4350, 9). Доля ново- образований в структуре общей заболеваемости составила 2, 8%. Показатель заболеваемости новообразованиями с диагнозом, установленным впервые, в 2014 г. равен 1158, 9 на 100 тыс. населения (в 2013 г. — 1136, 3). Удельный вес новообразований в структуре заболеваемости составил 1, 5%.

Травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин занимают 7-е место в структуре общей заболеваемости населения и 3-е место в структуре смертности. Показатель общей заболеваемости населения травмами и отравлениями в 2014 г. составил 9065, 2 на 100 тыс. населения (2013 г. — 9300, 2). Доля травм в структуре общей заболеваемости составила 5, 6% (в 2013 г. — 5, 8%). Обращаемость населения в медицинские организации по поводу травм и отравлений в 2014 г. снизилась по сравнению с 2013 г. и составила 9023, 7 случая на 100 тыс. населения (2013 г. — 9267, 9).

Реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее — Программа на 2014 г.). Средние подушевые нормативы финансирования, установленные Программой на 2014 г. (без учета расходов федерального бюджета), составили 10 094, 4 руб., что на 14% выше по сравнению с 2013 г. (9032, 5 руб.).

Средние подушевые нормативы финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования составили в 2014 г. 6962, 5 руб., что на 17, 2% выше по сравнению с 2013 г. (5942, 5 руб.). В Программе на 2014 г. изменились подходы к планированию специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях: вместо 1 койко-дня введена новая единица норматива объема медицинской помощи в стационарных условиях — 1 случай госпитализации (далее — стационарная медицинская помощь). Переход на новый норматив планирования объема стационарной медицинской помощи (1 случай госпитализации) осуществлен в целях формирования единого подхода к планированию и оплате стационарной медицинской помощи, ориентированного на результаты деятельности медицинской организации (законченный случай). Это позволило перейти от валового показателя ( койко-дни) к конечному результату деятельности медицинской организации (пролеченные пациенты). Данная мера направлена на ориентацию системы оказания медицинской помощи на более эффективное использование коечного фонда.

В целях развития медицинской реабилитации пациентов в рамках стационарной медицинской помощи установлен норматив объема (на 2014 г. — 0, 03 койко-дня на одно застрахованное лицо) и стоимости единицы объема медицинской реабилитации в стационарных условиях (1293, 8 руб.).

С целью повышения доступности медицинской помощи Программой на 2014 г. предусмотрена возможность для субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя и нормативы объема предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.

Расширен перечень критериев доступности и качества медицинской помощи, по которым в субъектах Российской Федерации проводится оценка эффективности реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальные программы). В первом квартале 2014 г. в соответствии с приказами Минздрава России от 18.11.2013 № 854 «Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» и от 13.01.2014 № 15 «О Межведомственной комиссии по мониторингу формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» осуществлялся мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ, утв. на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. (далее — мониторинг).

Рассмотрение территориальных программ Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на предмет их соответствия утвержденной Правительством РФ Программе на 2014 г., осуществлялось методом балльной оценки по 14 критериям. По результатам балльной оценки территориальных программ составлен рейтинг регионов, на основе которого Межведомственной комиссией по мониторингу формирования, экономического обоснования территориальных программ (далее — Межведомственная комиссия) принималось решение о заслушивании руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителей территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальные программы которых имели наиболее существенные отклонения от Программы на 2014 г. (33 субъекта Российской Федерации). По результатам рассмотрения территориальных программ и заслушивания регионов на заседаниях Межведомственной комиссии высшим должностным лицам всех субъектов Российской Федерации направлены заключения Межведомственной комиссии, включающие рекомендации по корректировке территориальных программ.

Расходы на территориальные программы в 2014 г. выше соответствующих расходов 2013 г. на 14, 8%

Расходы на территориальные программы в 2014 г. составили 1889, 2 млрд руб., что выше соответствующих расходов 2013 г. (1646, 1 млрд руб.) на 14, 8%.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов, передаваемых в систему обязательного медицинского страхования) в 2014 г. составили 520, 6 млрд руб. (в 2013 г. — 478, 2 млрд руб.), средства обязательного медицинского страхования — 1368, 6 млрд руб. (в 2013 г. — 1167, 9 млрд руб.).

В 2014 г. в 57 субъектах Российской Федерации сохранялся дефицит финансового обеспечения территориальных программ, который составил 98, 7 млрд руб. (29% от потребности в бюджетных ассигнованиях бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2014 г. федеральными нормативами).

В 2014 г. министерством разработана Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 (далее — Программа на 2015 г.).

В Программу на 2015 г. включен в качестве приложения перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в т. ч. методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее — Перечень). Перечень включает два раздела:

раздел I содержит виды высокотехнологичной медицинской помощи, включенные в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; раздел II содержит виды высокотехнологичной медицинской помощи, не включенные в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Программа на 2015 г. содержит положения, позволяющие последовательно и взвешенно осуществлять структурные преобразования в отрасли здравоохранения, направленные на сокращение неэффективных затрат и повышение эффективности здравоохранения.

Средние нормативы объема медицинской помощи на 2014—2016 гг. установлены с учетом проводимой реструктуризации оказания медицинской помощи по формам и условиям ее оказания в соответствии с государственной программой, предусматривающей развитие стационарозамещающих технологий, первичной медико-санитарной помощи, в т. ч. профилактической помощи, медицинской помощи в неотложной форме, сокращение и перепрофилизацию коечного фонда медицинских организаций без снижения доступности медицинской помощи для граждан.

В рамках территориальной программы субъект Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания получает право устанавливать дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя и нормативы объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов. Данная мера позволит более эффективно планировать и расходовать средства региональных бюджетов и средства обязательного медицинского страхования.

Конкретизированы условия и формы оказания медицинской помощи, предоставляемой в рамках Программы на 2015 г., в т. ч. базовой программы обязательного медицинского страхования (условия размещения пациентов в палатах, порядок обеспечения лечебным питанием, предельные сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме и диагностических обследований).

В территориальных программах установлены сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме и проведения отдельных диагностических обследований

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в территориальных программах установлены сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме и проведения отдельных диагностических обследований.

Задачи на 2015 год:

мониторинг формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; заключение соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в т. ч. территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Развитие системы обязательного медицинского страхования

В 2014 г. министерством продолжалась работа по развитию системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, направленная на развитие страховых принципов, в т. ч. роли и ответственности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, совершенствование способов оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, а также повышение доступности и качества медицинских услуг.

Доля средств обязательного медицинского страхования в структуре источников финансового обеспечения территориальных программ в 2014 г. составила 71, 6%, что на 5, 1% выше уровня 2013 г. Это обусловлено прежде всего совершенствованием механизма финансового обеспечения медицинской, в т. ч. высокотехнологичной, помощи.

Программой на 2014 г. предусмотрено включение высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС

Впервые Программой на 2014 г. предусмотрено включение высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу обязательного медицинского страхования. Установлен перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по 21 профилю оказания медицинской помощи.

В 2014 г. средства нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования дополнительно направлялись на предоставление федеральному бюджету иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также высоко- технологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Минздраву России, ФМБА России, ФАНО, Минтруду России и Управлению делами Президента Российской Федерации. Реализованные меры исключили риски недофинансирования федеральных государственных бюджетных учреждений в 2014 г.

В 2014 г. Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования реализован пилотный проект, предусматривающий внедрение в систему обязательного медицинского страхования формы индивидуального информирования застрахованных лиц, содержащей перечень оказанных медицинских услуг и их стоимость.

Установлена обязанность страховых медицинских организаций осуществлять информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» установлена обязанность страховых медицинских организаций осуществлять информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи, предусматривающее также обеспечение мониторинга сопровождения застрахованных лиц, получивших направление на госпитализацию, и контроль своевременности госпитализации.

В 2014 г. информирование осуществлялось по всем случаям медицинской помощи, оказанной в условиях круглосуточного стационара, дневного стационара и в амбулаторно-поликлинических условиях в рамках программ обязательного медицинского страхования. При этом основная цель информирования застрахованных лиц — формирование у них объективного представления о затратах на оказанную им медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

В 2014 г. продолжена отработка единых принципов и механизмов финансирования стационаров за счет средств обязательного медицинского страхования на основе клинико-статистических групп (КСГ), начатая в 2013 г. в рамках мероприятий по совершенствованию системы оплаты медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях. Основным эффектом внедрения КСГ стало улучшение показателей работы койки, в т. ч. за счет снижения средней длительности пребывания в стационаре. Кроме того, дифференцированная оплата медицинской помощи способствует повышению доли сложных случаев лечения в структуре оказания медицинской помощи, в т. ч. доли оперативных хирургических вмешательств. Статистическая информация, формируемая в рамках системы КСГ, может выступать основой для принятия управленческих решений при распределении объемов медицинской помощи, а также оценки деятельности как соответствующих подразделений медицинских организаций, так и организаций в целом.

В целях реализации утвержденного 29 июля 2014 г. Правительством РФ Комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие системы обязатель-ного медицинского страхования, внесены изменения в ч. 6 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривающие начиная с 2015 г. заключение соглашений между Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в т. ч. территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Предметом соглашения является установление значений целевых показателей объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Реализация страховых принципов в системе обязательного медицинского страхования способствует дальнейшему развитию системы медицинского страхования по следующим направлениям:

участие в сфере обязательного медицинского страхования крупных, финансово устойчивых, конкурирующих страховых медицинских организаций; конкретизация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и развитие дополнительного медицинского страхования сверх обязательного медицинского страхования; унификация подходов к определению размеров санкций к медицинским организациям, применяемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, с направлением части средств, полученных при применении санкций, на устранение выявленных нарушений; мотивация пациентов на заботу о здоровье и рациональное потребление медицинских услуг; подготовка медицинских организаций к деятельности в конкурентных условиях; создание условий для привлечения частных инвестиций и развития государственно-частного партнерства.

Для реализации страховых принципов обязательного медицинского страхования министерством в 2014 г. подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект). Законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 26, 28 и 34 Федерального закона от 29.11.2010326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 326-ФЗ) в части формирования средств для финансирования мероприятий, связанных с устранением нарушений, выявленных при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

С целью совершенствования порядка расходования средств, полученных территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, законопроектом предлагается осуществить:

перераспределение средств, полученных в результате применения к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; расширение направлений расходования средств нормированного страхового запаса и формирование в составе средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования средств для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, законопроектом также предполагается увеличение размера минимального уставного капитала страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, с 60 млн до 120 млн руб.

Привлечение частной медицины к реализации территориальных программ — одна из новаций в сфере здравоохранения. Данное направление получило широкое развитие в г. Санкт-Петербурге.

В свою очередь, в г. Москве с 2014 г. реализуется проект «Доктор рядом», предусматривающий открытие частных медицинских кабинетов шаговой доступности.

В 2014 г. медицинские организации негосударственной формы собственности составили 21, 5% от общего числа медицинских организаций, работающих в системе ОМС

В 2014 г. медицинские организации негосударственной формы собственности составили 1840, или 21, 5% от общего числа медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

На 2015 г. уведомления о включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, подали 1948 медицинских организаций негосударственной формы собственности, что на 6% больше, чем в 2014 г.

Минздравом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в 2014 г. прорабатывался вопрос о порядке, условиях и правилах дополнительного медицинского страхования (сверх базовой программы обязательного медицинского страхования) при оказании застрахованным лицам дополнительных медицинских или иных услуг. Программы дополнительного медицинского страхования — изначально более дешевый «страховой продукт», чем уже существующие программы добровольного медицинского страхования, в связи с тем, что в их стоимость повторно не закладываются услуги, входящие в программу обязательного медицинского страхования. Кроме того, свое- временное прохождение профилактических медицинских осмотров, соблюдение режима лечения (назначений врача), отсутствие вредных привычек в течение страхового года приведут к снижению стоимости полиса дополнительного медицинского страхования для конкретного застрахованного лица.

Основной целью введения программ дополнительного медицинского страхования является мотивация граждан к укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни, что в перспективе приведет к снижению финансовых расходов в сфере охраны здоровья. Превентивные профилактические мероприятия требуют меньших финансовых затрат, чем лечение запущенных тяжелых заболеваний, требующих применения специализированной, в т. ч. высокотехнологичной, медицинской помощи.

Указанные преобразования в сфере обязательного медицинского страхования будут способствовать:

повышению эффективности расходов благодаря стимулированию свое- временного и эффективного лечения пациентов; улучшению качества медицинского обслуживания за счет усиления конкуренции между медицинскими организациями и контроля со стороны страховых медицинских организаций; повышению уровня здоровья населения за счет распространения профилактики и здорового образа жизни; повышению удовлетворенности пациентов.

Задачи на 2015 год: реализация пилотного проекта по дополнительному медицинскому страхованию граждан (сверх базовой программы обязательного медицинского страхования) в 5 субъектах Российской Федерации: Белгородская, Липецкая, Кировская и Тюменская области, Республика Татарстан.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

Государственная программа является базовым документом отрасли здравоохранения, в котором отражены приоритеты и основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 294).

Распоряжением Правительства РФ от 04.09.20141727-р утвержден план реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов.

В целях мониторинга реализации мероприятий государственной программы изданы приказы Минздрава России «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации „Развитие здравоохранения“ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (от 24.09.2014 № 558 и от 12.11.2014 № 721).

Приказом Минздрава России от 14.10.2014 № 618 «Об организации работы по реализации государственной программы Российской Федерации „Развитие здравоохранения“» утвержден Порядок организации в министерстве работы по реализации государственной программы. Создана Межведомственная комиссия по реализации мероприятий государственной программы, в состав которой вошли представители всех участников государственной программы (приказы Минздрава России от 12.11.2014 № 722 и от 21.11.2014 № 760).

Во исполнение поручений Президента РФ и Правительства РФ министерством в 2014 г. подготовлена новая редакция государственной программы, дополненная подпрограммами: «Организация обеспечения обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации»; «Развитие скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме и специализированной медицинской помощи в экстренной форме»; мероприятиями: «Первичная профилактика стоматологических заболеваний среди населения Российской Федерации», «Диспансерное наблюдение больных с артериальной гипертонией», «Развитие системы донорства органов человека в целях трансплантации», «Медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации».

Особое внимание уделено мерам по развитию здравоохранения в субъектах Российской Федерации, находящихся на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, сформирован специальный раздел «Обеспечение приоритетов развития здравоохранения на Дальнем Востоке».

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи

Диспансеризация населения. Диспансеризация населения является одним из важнейших механизмов сохранения здоровья и снижения смертности населения. Повышение эффективности диспансеризации явилось одним из приоритетных направлений деятельности Минздрава России в 2014 г.

Диспансеризация взрослого населения проводилась в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минздрава России от 03.12.2012 № 1006н1. Диспансеризации не реже одного раза в три года подлежат как работающие, так и неработающие граждане, а также обучающиеся в образовательных организациях.

Диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации.

Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования.

Диспансеризация взрослого населения реализуется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Министерством осуществляется еженедельный мониторинг выполнения плана диспансеризации по каждому субъекту Российской Федерации, объемов, качества обследований и полноты их выполнения, удовлетворенности населения диспансеризацией.

Всего в 2014 г. прошли диспансеризацию 40, 1 млн чел., в т. ч. 22, 4 млн чел. взрослого населения (план — 24 млн чел.) и 17, 7 млн детей (план — 18 млн чел.), 15 субъектов Российской Федерации выполнили план по диспансеризации, 54 региона — выполнили план в среднем на 90% и 14 регионов — выполнили план менее чем на 80% (в среднем — 66, 6%).

В ходе диспансеризации в 2014 г. сердечно-сосудистые заболевания выявлены у каждого 12-го обследованного

В ходе обследования граждан в 2014 г. сердечно-сосудистые заболевания выявлены у 1, 6 млн чел. (у каждого 12-го гражданина).

Ежегодно в ходе диспансеризации выявляется около 200 тыс. больных с хроническими заболеваниями легких (у каждого сотого) и более 100 тыс. больных с сахарным диабетом (у каждого двухсотого).

В результате диспансеризации у граждан выявлены факторы риска развития неинфекционных заболеваний: нерациональное питание — 24, 3%, низкая физическая активность — 19, 6%, курение — 17, 3%, избыточная масса тела — 16, 7%, риск пагубного потребления алкоголя — 1, 8%.

По итогам диспансеризации 2014 г. 1-ю группу здоровья (лица, не имеющие заболеваний и с минимальным набором факторов риска их развития) имеют около 33% населения, 2-ю группу здоровья (лица с высоким риском смерти при скрытом течении болезни) имеют 21% (в основном мужчины в возрасте от 40 до 60 лет), 3-ю группу здоровья (лица, имеющие заболевания, требующие наблюдения врача) имеют 46% населения.

Всего в 2014 г. в ходе диспансеризации углубленное профилактическое консультирование по здоровому образу жизни получили на 200 тыс. чел. больше, чем в 2013 г. Всего за 2013—2014 гг. — около 7, 8 млн чел. Высокий охват диспансеризацией населения был обеспечен, в т. ч. за счет активного использования выездных форм работы. В 2014 г. в медицинских организациях субъектов Российской Федерации работало более 1400 передвижных медицинских комплексов, в т. ч.: мобильные комплексы для диспансеризации взрослых и детей, передвижные центры здоровья, передвижные врачебные амбулатории, передвижные фельдшерско-акушерские пункты, передвижные флюорографы и маммографы.

По итогам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ноябре 2014 г., готовность проходить диспансеризацию высказал 71% взрослых, а непосредственно проходят диспансеризацию или профилактические медицинские осмотры 58% граждан. В целях сохранения и укрепления здоровья граждан, раннего выявления факторов риска для здоровья граждан и их индивидуальной коррекции, формирования здорового образа жизни в 2014 г. продолжалась работа в 750 центрах здоровья ( в т. ч. 228 центрах здоровья для детей), организованных в 2009 г.

В 2014 г. в центры здоровья обратились 4, 71 млн чел., что на 600 тыс. чел. больше, чем в 2013 г. Из числа первично обратившихся признаны здоровыми 1, 3 млн чел., или 27, 7%. Индивидуальные планы по оздоровлению выданы 83% пациентов. Из 4, 71 млн чел., обратившихся в центры здоровья, направлены в амбулаторно-поликлинические учреждения 1, 44 млн чел. (30, 6%), в стационары — 1488 чел. (0, 03%).

(Продолжение следует)


1С 1 апреля 2015 г. вступил в силу новый Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утв. приказом Минздрава России от 03.02.2015 № 36ан. — Примеч. ред.>>вернуться в текст

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×