Здравоохранение

Специализированные аптеки. Зачем нужен альянс?

  • 3 июля 2016
  • 347

На фармрынке России необходимо увеличивать долю специализированных аптек госпитального (т. е. льготного) сегмента. С таким призывом обратились к участникам ежегодного конгресса «Человек и лекарство» создатели АСА — Ассоциации специализированных аптек. Это некоммерческое партнерство оформилось чуть меньше года назад с подачи компании «Самсон-Фарма», но уже сейчас в нем, по словам председателя наблюдательного совета Ларисы Валентиновны Желтковой, порядка 200 аптек. Для России этого мало: по расчетам АСА, госпитальная аптека должна быть в каждом городе — из расчета 1 аптека на 300 тысяч населения.

Госпитальная аптека гарантирует высокий уровень подготовки персонала

Что же такое «специализированная аптека», и почему они сейчас объединяются в ассоциацию, которая должна защищать их интересы и консолидировать усилия? Как отметили участники дискуссии «Специализированная аптека: инновация или возврат к традициям», в российском обществе не сформирована структура покупки сложных препаратов, предназначенных для лечения тяжелых заболеваний (онкологических, гепатологических и т. п.). Ситуация: человеку ставят диагноз, и, чтобы не дожидаться очереди на бесплатное лечение по предусмотренной в рамках ОМС квоте, он сам готов оплатить покупку необходимых препаратов. Но где их купить? В обычной аптеке достать такие невозможно. В аптеках более «продвинутых» сложный препарат можно заказать, но у человека с тяжелым заболеванием каждый день на счету. Выход один — обращаться в специализированную аптеку, где нужное лекарство всегда в наличии, а фармацевт готов ответить на любые вопросы. А если нет такой аптеки в городе, где живет больной?

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Развитие госпитального коммерческого сегмента началось примерно 4 года назад, и сегодня доля госпитальной розницы составляет 5% от всего объема коммерческого рынка фармпрепаратов. То есть это не единичные спонтанные покупки, а серьезный поток спроса. Только за 9 месяцев 2014 г. таких препаратов было реализовано в России на сумму 23, 5 млрд руб.

Госпитальная аптека, по мнению представителей АСА, отличается от аптеки в широком понимании не только ассортиментом. Она также гарантирует высокий уровень подготовки персонала (ведь работать приходится с тяжелыми больными, которым необходима эмоциональная поддержка, и с дорогими препаратами). Госпитальные аптеки намерены наладить информационную работу с ЛПУ.

В советское время в аптеках была должность провизора-информатора, который знакомил медиков с новинками фармрынка, посещая профессиональные конференции врачей, и получал от них обратную связь, необходимую аптеке для формирования ассортиментной матрицы.

Что происходит сейчас? Врачи зачастую выписывают больным препараты, которые сняты с производства. Просто медики об этом не знают, как не знают о новых препаратах с меньшим количеством побочных эффектов. В то же время только доктора могут сказать аптеке, какие препараты (МНН) должны присутствовать в обязательном ассортименте.

Для аптек очень полезна информация от врачей о том, какие побочные реакции выявляются у больных в ходе клинической практики, каковы особенности применения сложных препаратов. В ряде зарубежных стран на рецепте пишется в обязательном порядке телефон лечащего врача, чтобы фармацевт во время продажи ЛС пациенту мог связаться с врачом и обсудить нюансы. В России же, по словам участников круглого стола, сближение врачей и фармацевтов не приветствуется, т. к. в нем государство видит возможности коррупционных схем.

Защищать интересы госпитальных аптек и призвана АСА, объединяющая аптеки и дистрибьюторов госпитального профиля, мировых производителей лекарственных препаратов, медицинских экспертов, поставщиков услуг в сфере лекарственного обеспечения.

Специализированная аптека должна быть в каждом городе

Пациентам Ассоциация готова гарантировать наличие нужных ЛС в аптеках, высокое качество препаратов и бесплатные консультации врачей на сайте АСА. По данным МВД России, на российском рынке лекарств примерно 15% контрафакта. Его производители зарабатывают в год сотни миллионов долларов. Участники альянса выразили желание маркировать аптеки специальным знаком качества, сигнализирующим покупателям, что здесь не продаются подделки. Проект «Стоп-контрафакт» ставит целью вовлечь в процесс борьбы с опасной фармацевтической продукцией самого потребителя. Люди, которые сомневаются в оригинальности лекарства, могут проверить его подлинность по сертификату в базе данных и сообщить о нарушении в специальную службу. Система защиты от подделок сейчас тестируется в АСА и может быть внедрена на любом фармпроизводстве в виде штрихкодов или специальных стикеров на упаковках ЛС.

Словом, идея объединения специализированных аптек в альянс и увеличение количества таких фармпредприятий в нашей стране понятна и выглядит вполне своевременной. Если АСА пойдет по пути, который декларирует, то для всех сторон очевидны плюсы: обеспечивая граждан РФ жизненно необходимыми препаратами, аптеки получат возможность заработать, а россияне, страдающие тяжелыми заболеваниями, — шанс на выздоровление. Но как это будет реализовано и как отразится на здоровье населения, покажет время.

Подготовила Ирина Константинова

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.