Здравоохранение

Правила оказания первой помощи в аптеке

  • 3 июля 2016
  • 147

Демографические данные основополагающая информация для проведения сегментирования рынка и выявления его тенденций. Все более актуальными становятся геодемографические исследования, которые позволяют контролировать и прогнозировать спрос в зависимости от того, где живет человек, где, как и сколько зарабатывает, как тратит деньги. Именно поэтому актуально исследование предпочтений, потребительского поведения, информированности пожилых людей в Москве и Московской области. Знание динамики возрастных изменений в отдельном регионе позволяет предвидеть спрос на определенные группы товаров, в т. ч. на ЛС, и соответствующим образом стимулировать его, контролировать сбыт.

глоссарийГеодемография — исследование взаимосвязи между проживанием людей в конкретном географическом районе и наличием у них схожих демографических характеристик.

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

По данным статистики:

1. Доля пожилых людей в РФ — более 23%.
2. Москва — второй после кавказских республик регион с высокой продолжительностью жизни (около 75, 7 лет).
3. С 2010 по 2012 г. количество пенсионеров в Москве и области увеличилось на 171 тыс. человек и составило 4, 6 млн человек.
4. За последние 10 лет количество людей старше 60 лет в мире возросло на 178 млн человек.
5. Согласно прогнозам к 2050 г. это число увеличится более чем в 2 раза [2].

Государство стимулирует людей пожилого возраста к продолжению трудовой деятельности после назначения пенсии по старости. Чтобы продолжать активную жизнь, необходимо заниматься профилактикой старения, что включает в себя не только здоровый образ жизни, физическую активность, правильное питание, но и применение правильно подобранных и скомбинированных ЛС. В нашей стране пожилые люди — активные потребители медикаментов, в т. ч. безрецептурных.

СправкаВ развитых странах пожилым потребителям уделяют большое внимание. Этот сегмент называют рынком зрелости, рынком старших и заслуженных, рынком «снова молодых» и активно изучают, т. к. общественное положение и денежные ресурсы пожилых потребителей привлекательны для продавцов. Представители старшей возрастной группы часто более свободны в своих тратах, вместе с тем они уделяют больше внимания здоровью, профилактике болезней, являясь потенциальными клиентами аптек.

Пожилые люди экономны и бережливы. Они часто ищут «хорошие» цены, обходя все аптеки в районе, либо делают покупки, если это каким-то образом стимулируется. Приобретение ЛС относится к запланированным покупкам, т. к. потребитель приходит в аптеку, заранее зная характеристики товара. В то же время на принятие решения о покупке влияют множество факторов: финансовые возможности, индивидуальные предпочтения, стиль жизни, пол, возраст, статус потребителя, уровень активности и др. В случае приобретения лекарств влияние также оказывают рекомендации специалистов (врачей и провизоров), их профессиональные и коммуникационные качества, способность вызвать доверие пациента [1].

58%респондентов предпочитают ЛС иностранного производства

Для выявления предпочтений, степени информированности, изучения спроса проведено исследование специалистов — работников первого стола, людей пожилого и старческого возраста, устный опрос покупателей пожилого возраста по разработанной заранее форме. В исследовании специалистов приняли участие 30 респондентов, работающих как в крупных сетевых (Доктор Столетов, ГУП «Столичные аптеки»), так и в индивидуальных аптеках ( ООО «Сорес»). Аптечные организации расположены в центральных районах Москвы в непосредственной близости от метро (м. Римская, Автозаводская, Тульская), в спальных районах столицы (Марьино, Зюзино), в Московской области (города Краснознаменск, Голицыно, Подольск, Серпухов).

Результаты исследования свидетельствуют, что пожилые люди — активные потребители ЛС, и их покупки составляют значительную часть прибыли аптеки. Поэтому улучшение качества фармпомощи, формирование ассортимента, отвечающего потребностям пенсионеров, — приоритетные направления деятельности аптеки.

Дальнейший анализ показал, что пожилые пациенты в основном покупают 3-4 препарата единовременно (рис. 1). Поэтому врачам и провизорам целесообразно обращать внимание на взаимодействие ЛС, их фармакокинетику и фармакодинамику, давать пациентам консультации по рациональному способу и времени приема препаратов, чтобы избежать нежелательных последствий и повысить эффективность фармакотерапии.

Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 1. Количество ЛС, приобретаемых пожилыми людьми единовременно

Наиболее востребованными оказались препараты для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, ноотропные и седативные средства, ЛС для лечения заболеваний ЖКТ (противоязвенные, желчегонные, слабительные) (рис. 2).

Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 2. Наиболее востребованные у пожилых людей группы ЛС

По данным исследования, 42% приобретаемых ЛС — безрецептурного отпуска (рис. 3). В формировании спроса на препараты данной группы могут принимать участие провизоры и фармацевты.

Для более детального изучения потребительского поведения было проведено исследование предпочтений, социального положения, потребления ЛС и информированности потребителей пожилого возраста. В исследовании приняли участие 62 респондента: 77, 4% — женщины, 22, 6% — мужчины (рис. 4); большинство (82%) в возрасте 65-75 лет, не работающие (77, 4%), с ежемесячным доходом 10 000-20 000 руб. (61, 8%) (рис. 5).

Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 3. Доля ЛС рецептурного и безрецептурного отпуска
Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 4. Соотношение респондентов мужчин и женщин

Частота обращения в аптеку респондентов различна, но большинство (80, 6%) покупают лекарственные препараты 1-2 раза в неделю ( т. е. 4-8 раз в месяц), затрачивая при этом 500-2000 руб. ( т. е. 5-10% среднемесячного дохода). Приобретаются препараты по рекомендации врача (93, 5%), провизора (85, 5%), по рекомендации родственников и знакомых (61, 3%), наименьшее влияние оказывает реклама (8%), на самостоятельный выбор приходится 17, 7% (рис. 6, можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 5. Доходы пожилых потребителей
Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 6. Рекомендации по приобретению ЛС пожилыми людьми

Анализ потребности в ЛС выявил, что 64, 5% опрошенных применяют 2-3 препарата ежедневно, 30, 6% — от 3 до 5 и лишь 5% респондентов — более 5 (рис. 7). Большинство этих ЛС составляют препараты для лечения и профилактики сердечно-сосудистых нарушений, влияющих на мозговое кровообращение, антиоксиданты.

Показательно, что большинство респондентов (82, 3%) не занимаются профилактикой старения. Те же, кто уделяет больше внимания сохранению молодости и долголетия, делают это с помощью физических упражнений, нормализации рациона, применения средств народной медицины (в частности, лекарственных растений), не используя лекарственные препараты. Эти данные свидетельствуют о значительном потенциале для увеличения продаж ЛС для профилактики старения.

На заключительном этапе исследования был проведен опрос потребителей пожилого возраста на предмет информированности о взаимодействии ЛС, правилах приема, побочных эффектах, а также всасывании, метаболизме и выведении препаратов. Опросник включал ряд вопросов, касающихся выбора лекарственных препаратов пожилыми людьми: приверженность к определенной торговой марке, иностранным ЛС, оформлению, доверие к рекламе. Опрос проводился в устной форме при приобретении пожилым человеком медикаментов.

Правила оказания первой помощи в аптекеРис. 7. Количество ЛС, применяемых пожилыми людьми одновременно

Большинство опрошенных (87%) заявили, что не обладают достаточными знаниями об особенностях применения и метаболизме ЛС. Пожилые потребители выразили желание получать больше информации и со стороны врача (93, 5%), и со стороны провизора (фармацевта) (88, 7%).

Также было выявлено, что 72, 6% пожилых людей консервативны и предпочитают не заменять применяемое ЛС (при его отсутствии в аптеке) аналогом, даже более дешевым. Пожилые потребители обращают внимание на страну-производителя.

С возрастом люди становятся менее коммуникабельными в силу изменения психоэмоционального статуса, ухудшения здоровья и других причин. В то же время увеличивается доверие к печатным источникам информации, СМИ, из которых пожилые люди часто черпают знания. Данные нашего исследования показали, что пожилые люди предпочитают получать информацию именно в письменной форме (95, 5%). Поэтому важно, чтобы руководители аптек и провизоры с целью улучшения коммуникации с потребителем внедряли в практику рекомендации по особенностям метаболизма ЛС у пожилых, по рациональному применению, взаимодействию ОТС-препаратов, использованию ЛС растительного происхождения и др. в виде кратких брошюр, листовок, буклетов.

Основываясь на вышеприведенных данных анкетирования работников первого стола, а также гериатрических пациентов можно заключить, что у пожилых потребителей нет достаточной информации по ассортименту и применению безрецептурных препаратов для профилактики возрастных нарушений. В то же время они приобретают и применяют достаточно большое количество ЛС, в т. ч. безрецептурного отпуска, поэтому необходимо информировать их об особенностях применения медикаментов. Это будет способствовать не только формированию потребительской лояльности к конкретной аптеке, но и предоставлению качественной и эффективной фармпомощи.


Список литературы

1.Лопатина Н. Б. Формирование потребительского поведения в современных условиях // Материалы конференции «Стратегия развития российской фармации», Москва, 17—18 апреля 2008 г. С. 119-121.2. Старение в ХХI веке. Триумф и вызов / Резюме ВОЗ. 2012. 8 с. [Электронный ресурс]. URL.:http://www.unfpa.org.ua/files/articles/1/97/UNFPA%20Ageing%20Report%202012%20-%20Exec%20Summary%20(RU).pdf. (Дата обращения 28.04.2014).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.